"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, июня 15, 2010

Мередов Мухаммед и его краевые уравнения






14.06.2010

Тамара ГЛАЗУНОВА

Одними из самых сложных школьных предметов для многих традиционно считаются алгебра и геометрия. Мухаммеду Мередову эти дисциплины давались легко, как и другие школьные предметы. В военные годы был помощником бухгалтера колхоза, хотя ему было всего лишь 12 лет. Школу он окончил с золотой медалью.


Любовь к математике привела его на физико-математический факультет Ашхабадского педагогического института. На первом курсе Мухаммед Мередович познакомился с преподавателем университета Байрамом Бердыевичем Бердыевым - человеком увлеченным, любившим и знающим свой предмет досконально. Он-то и помог студенту понять одну очень важную истину - знания не приходят с природным дарованием. Их надо приобретать каждый день, каждый час. И оказавшись в числе его студентов, уверенный в себе молодой человек на уроке не смог ответить сразу на поставленный вопрос. Это вызвало недовольство у преподавателя: «Медаль и отличные отметки в аттестате - это не критерий знаний».

- Слова преподавателя задели меня за живое, - говорит Мухаммед Мередович. - Впервые мне не хватило природного математического дарования. Я понял: для того, чтобы быть с любимым предметом на «ты», нельзя упускать время, и стал приучать себя к постоянным, регулярным занятиям. Началось настоящее увлечение изящной математической теорией.

На фото внизу: М. Мередов (второй в первом ряду справа) в кругу родственников в первый день после своей свадьбы. Ашхабад, начало 1950-х гг.



Говорят, что жизнь состоит из случайностей, но математики знают, что из цепочки случайностей выстраивается закономерность. И вполне закономерным было желание продолжить учебу, окунуться в завораживающий мир науки. Получил направление в аспирантуру, в знаменитый Московский государственный университет. Посчастливилось попасть на собеседование к ученому номер один в математическом мире, академику А.Н. Колмогорову. Для молодого человека открывались большие перспективы. Но вместе с многообещающей научной карьерой пришла и первая любовь.

- Ради любимой девушки, - вспоминает Мухаммед Мередович, - оставил аспирантуру и вернулся домой. И не жалею об этом, потому что прожил с ней счастливо более 50 лет.

Вернувшись из Москвы, Мухаммед Мередович начал работать на кафедре физико-математического факультета Туркменского государственного университета, созданного на базе Ашхабадского педагогического института. Зная его как хорошего специалиста, декан факультета поручил ему вести занятия по четырем различным дисциплинам. «Меня как новичка на кафедре решили «закалить» мои старшие коллеги, нагрузив новыми дисциплинами, и это оказало мне такую услугу, за которую я до сих пор благодарен судьбе, - вспоминает Мухаммед Мередович, - и позже при работе над кандидатской и докторской диссертациями отсутствие научного руководителя и научного консультанта не послужило помехой в достижении четко намеченной цели. Все полученные знания не оказались напрасными, и они-то и помогли завершить учебу, защитить все возможные диссертации, стать кандидатом, а потом и доктором наук»...

Профессор Мередов позднее в течение ряда лет возглавлял кафедру вычислительной математики и теоретической механики, кафедру математического анализа на математическом факультете ТГУ им. Махтумкули, работал проректором по научной работе в этом же университете, ректором Туркменского государственного педагогического института им.С.Сейди, заместителем директора Института математики Академии наук, тогда еще Туркменской ССР. В 1981 году одним из первых докторов физико-математических наук был избран членом-корреспондентом Академии наук. За цикл работ «Теория краевых задач для уравнений смешанного и смешанно-составного типа» Мухаммед Мередов был удостоен высокого звания лауреата Государственной премии Туркменской ССР в области науки и техники за 1985 год. А академик М.М.Лаврентьев, директор Института математики Сибирского отделения Академии наук России, в своем отзыве на его научные труды отметил, что многие его исследования представляют собой новое направление в математической науке.

Имея такой багаж знаний, ученый не может и не должен быть оторван от студенчества, поскольку будущее науки связано с постоянным ее пополнением молодыми людьми, умеющими грамотно ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Долг любого ученого воспитывать молодежь и прививать ей интерес к самостоятельному творчеству, передавать ей свое увлечение наукой и стремление использовать знания для решения стоящих перед наукой задач. «Фундаментом развития науки, - считает Мухаммед Мередович, - являются университеты, поскольку именно они объединяют под одной крышей молодежь и ее наставников -профессоров. Ведь от того, какие созданы условия для развития способных молодых людей, всецело зависит будущее науки, а значит и научный прогресс». И неудивительно, что педагогический стаж профессора Мередова составляет около 60 лет.

По его инициативе в Туркменском госуниверситете начал работу математический семинар для старшекурсников и аспирантов, который посещали студенты факультета и преподаватели математических кафедр всех вузов страны. На этом семинаре выросло не одно поколение туркменских математиков. Молодые ученые учились исследовать математические проблемы, выступать с научными докладами. И так постепенно формировалась научная школа по дифференциальным уравнениям смешанного типа, хорошо известная и за пределами Туркменистана. Научная школа ученого похожа на некоторую интеллектуальную лабораторию, в которой воспитываются, формируются и творчески развиваются молодые исследователи. Закономерным стало и вознаграждение за все труды. Ученики Мухаммеда Мередовича, составляющие фундамент этой школы, сегодня работают в научных учреждениях и практически во всех вузах Туркменистана.

Но достижения как ученого, педагога и наставника не будут иметь завершенный вид без упоминания его увлечений задачами школьного математического образования. Свой первый педагогический опыт М.Мередов приобрел, будучи еще студентом четвертого курса. Тогда его от факультета направили работать учителем в общеобразовательную школу. С того самого времени он является постоянным участником, организатором, членом и председателем жюри школьных олимпиад. Совместно со своим учителем и коллегой Б.Бердыевым подготовил и опубликовал «Сборник задач повышенной трудности по арифметике для школьников и учителей средних школ». Как специалист, имеющий большой педагогический опыт, профессор М.Мередов принимает непосредственное участие в подготовке учебных пособий, методических разработок. Более 10 лет он возглавлял научно-методический совет по математике при Министерстве образования Туркменистана. В задачи совета входила также и разработка учебных планов, в соответствии с которыми составлялись учебные программы для вузов страны.

На его лекциях воспитывается не одна плеяда учителей математики, и они трудятся во всех уголках нашей страны. Мухаммед Мередович постоянно работает над подготовкой учебников для студентов, молодых аспирантов и соискателей. Вместе с учениками и коллегами опубликовал учебники «Математический анализ. Ряды», «Учебное пособие по теории функций», монографию «Краевые задачи для систем гиперболических уравнений и уравнений смешанного типа». Под его руководством был опубликован не один сборник межвузовских и международных конференций, проходивших в Ашхабаде.

Но ученый не может быть ученым без общения с единомышленниками из других научных центров. Международный конгресс математиков в Москве, Санкт-Петербурге, Международные конференции в Новосибирске - с высоких трибун этих научных форумов профессор Мередов заявляет о высоком научном потенциале нашей страны. Его научные доклады были включены в материалы Международных конгрессов математиков в Варшаве, Цюрихе, Афинах. Он был членом Американского математического общества.

Мухаммед Мередович и сегодня переполнен идеями, тем более что на «заслуженный отдых» он не торопится: возглавляет кафедру в Международном туркмено-турецком университете. А это значит, что ему есть с кем этими идеями делиться.

Профессор Мередов уверен, что сегодня наступило время большой науки в Туркменистане. Открытие национальной Академии наук, подготовка аспирантов, международные конференции, регулярно проходящие в Ашхабаде, дают возможность развиваться, приобщаясь к достижениям мировой науки. И потому он без устали работает «на благо и во имя» любимой науки, консультирует, преподает, ведет аспирантов, в шахматы играет - это вообще даже не хобби, а параллельная с математикой судьба, в общем, живет полной, насыщенной жизнью, совсем, кажется, забыв, что ему скоро исполнится 80 лет...