"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, апреля 12, 2015

Старый свет делает ставку на каспийский газ

Туркменистан прорубает окно в Европу для Китая


Ашхабад открыл новый транспортный маршрут, который свяжет Восток и Запад. И если на энергетическом поле Туркменистан пока пробиваеться на западный рынок, то в транспортной сфере успехи очевидны. Интерес к этому направлению проявляет сегодня и Китай.

После запуска железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, Ашхабад готовится присоединиться к транспортному коридору Баку-Тбилиси-Карс. Эти артерии соединят несколько важных регионов и рынков. Выход на Азербайджан будет обеспечиваться морским путем через Каспий. На днях в Бакинский международный морской порт впервые прибыл туркменский паром "Беркарар" типа RO-PAX, предназначенный для перевозки пассажиров, грузовых автомобилей и другого крупногабаритного груза. Как заметил посол Туркменистана в Азербайджане Тойлы Комеков, регулярные рейсы этого парома позволят значительно сократить время доставки грузов из европейских стран в Центральную Азию и на Средний Восток. Второе судно аналогичного класса – "Багтыяр", построенное по заказу Ашхабада на судоверфях хорватского Пула, прибудет в порт приписки уже в нынешнем году. "Батгыяр" будет шестнадцатым современным судном, поступившим в страну за последние 5 лет.

Для Туркменистана – это один из выходов в Европу в дополнение к имеющимся через Россию, таким образом становится активнее в своей многовекторности. Россия остается крупнейшим торгово-экономическим партнером Туркменистана. Товарооборот между ними в минувшем году достиг 5 млрд долларов. Это, однако, никак не мешает центральноазиатской стране развивать отношения, например с Кореей. Южнокорейские компании осуществляют в Туркменистане сразу девять проектов на сумму 5,5 млрд долл. Ашхабад и Сеул в нынешнем году подписали еще одно соглашение на сумму в 4 млрд дол. о строительстве газоперерабатывающих заводов. Другой пример: китайская CNPC инвестировала в промышленную разработку богатой газом договорной территории "Багтыярлык" на юге страны 4 млрд долларов.

Особую активность Туркменистан проявляет на международном энергетическом рынке. Активность эта в определенной степени вынужденная, поскольку в 2009 году Россия сократила импорт туркменского газа с 60 млрд кубометров газа до 12 млрд кубометров. Именно после этого Ашхабад в плане газового экспорта стал искать новых партнеров. Одним из них стал Китай, получающий 40 млрд кубометров газа, и готовый удвоить этот объем. Одновременно Ашхабад ведет переговоры об экспорте газа со странами Европы. Отметим, что по доказанным объемам природного газа (17,5 трлн кубометров), Туркменистан находится на четвертом месте в мире. Однако выйти на европейский рынок стране пока не удается по ряду причин, одна из которых – до сих пор не определенный статус Каспия.

Тем не менее переговоры Ашхабада и Брюсселя продолжаются, а учитывая затянувшийся кризис на Украине, шансы на их продуктивность увеличиваются. Напомним, что ЕС разработал комплексную стратегию энергетической безопасности, которая состоит в снижении зависимости ЕС от поставщиков энергоресурсов, в первую очередь от России. При этом в плане диверсификации источников Старый свет делает ставку на каспийский газ. Его поставщиками должны стать Азербайджан и Туркменистан. С учетом всего этого эксперты полагают, что шансы Ашхабада выйти на европейский энергетический рынок достаточно велики.

"Есть и еще один существенный нюанс, который состоит в том, что на данный момент Ашхабад де-факто стал проводником интересов Китая. А эти интересы, как известно, выходят далеко за пределы Прикаспийского региона, распространяясь на Кавказ и Европу. Именно в контексте данного обстоятельства туркменская сторона развивает свой флот на Каспии. Все, включая военное сопровождение, пассажирские перевозки, и танкерный флот, работает на грандиозный проект восстановления Великого шелкового пути. Никаких других военных или геополитических целей в проектах развития туркменского флота нет, а точнее – они имеют второстепенное значение. Этот проект, находится под патронажем ООН и отвечает также стратегическим интересам США. При этом конечной целью проекта является создание единого транспортного коридора, связывающего китайский порт Ляньюньган, посредством железных дорог Китая и Казахстана и паромной переправы "Актау – морской порт Аляты" с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс и далее в Европу.

- See more at: