"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, марта 14, 2014

Референдум - начало. Отделение - крайняя мера

Один из основных аргументов Москвы в спорах вокруг Крыма: это исконно русская земля!

Начнем с того, что, пожалуй, одни лишь китайцы обитают на определенной территории с незапамятных времен, сохраняя идентичность. Весь остальной "шарик" - сплошной плавильный котел. Кто-то когда-то откуда-то пришел, кого-то победил, с кем-то перемешался.


 Артем Кречетников

Коренное население Среднерусской равнины - угро-финские племена. Славяне здесь пришельцы.

Древнейшие жители Британских островов - скотты и пикты, предки современных шотландцев. Позже появились кельты, потом англосаксы, потом норманны, являвшиеся, в свою очередь, скандинавами, только предварительно офранцузившимися.

Кто-то скажет, что это совсем уж стародавние дебри. Но в каком законе определен, так сказать, срок давности?

Разговоры о том, где и чья земля, хороши для теоретических упражнений. Попытки строить на них реальную политику к добру не приводят.

Чья земля?
Исторически Крым, если на то пошло, - не русская и не украинская, а татарская земля, которую Россия "взяла на штык" в конце XVIII века: в полном соответствии с нормами того времени, но вразрез с современным международным правом, отрицающим приобретение территорий путем войны.

Овладеть Крымом Россия пыталась давно. Наиболее известны походы князя Василия Голицына (1687 и 1689 годы) и фельдмаршала Бурхарда Миниха (1735 год). В последнем случае удалось даже временно занять Бахчисарай.

Каждый раз камнем преткновения оказывались жара и безводье. Татары умели находить в степи воду для людей и коней, а русские нет.

Чтобы покорить Крым, потребовалось, во-первых, создать флот, во-вторых, нанести чувствительное поражение Турции, чтобы вынудить ее отказаться от протектората над Крымом.

В 1774 году по Кучук-Кайнарджийскому миру Стамбул отрекся от сюзеренных прав на полуостров. Спустя семь лет ханство, оставшееся без внешней поддержки и блокированное с моря и суши, согласилось без боя войти в состав России.

В 1787 году Екатерина II предприняла грандиозный "Таврический вояж" в компании австрийского императора Иосифа.

В одном месте к монаршему кортежу понеслись, издавая пронзительные крики и размахивая саблями, конные татары. Императрица принялась кокетничать: ой, боюсь-боюсь, сейчас эти дикие люди нас схватят и продадут в рабство!

Иосиф тонко улыбнулся: "Не думаю, чтобы князь Потемкин дал им такое распоряжение".
Аттракцион выглядел, скорее, как скрытая угроза: если что, можем на ваши цивилизованные края новых подданных напустить.

"Колонизаторы" и "работорговцы"
У России имелся сильный моральный козырь: в XVI-XVII веках через Перекоп, по разным данным, прошли с арканом на шее от двух до пяти миллионов украинских, польских и русских невольников, захваченных в набегах.

Юго-восток современной Украины звался "Диким Полем". Почвы и климат были такие, что воткни в землю палку - дерево вырастет, но поселиться там значило играть со смертью.
Так что, по словам современного историка Андрея Буровского, если в наши дни крымский татарин бросит в лицо русскому: "Колонизатор!", тот может с таким же основание отпарировать: "Работорговец!".

С другой стороны, всецело представлять ханский Крым каким-то разбойничьим гнездом и страной-паразитом, чем увлекались и дореволюционные, и советские историки, неверно. На полуострове имелись развитое сельское хозяйство и ремесло.

В конце XVII века усиление Москвы положило конец набегам, а ханство существовало еще 100 лет, и ничего с его экономикой не случилось.

С просвещением тоже обстояло неплохо. В Бахчисарае сохранилось старинное медресе, где на главном входе между дверными косяками висит тяжелая железная цепь. Зачем? А чтобы каждый входящий, включая хана, низко поклонился кладезю мудрости!

После присоединения Крыма на остров массово ехали переселенцы, как из великорусских, так и из малороссийских губерний, особенно, почему-то, Черниговской.

Самый известный герой Нажать Севастопольской обороны 1853-1855 годов после адмиралов Корнилова и Нахимова - разведчик-пластун Петр Кошка, этнический украинец.

Большевистская резня
Заметную роль сыграл Крым в Гражданской войне.
В 1920 году на полуостров отступили с Северного Кавказа разбитые белые армии. Вместо Антона Деникина, взявшего на себя ответственность за поражение, командование принял Петр Врангель.

В отличие от "неделителей", сражавшихся за единую Россию и считавших главной целью войны Москву, он не исключал существования Крыма в качестве отдельного антибольшевистского государства.

Идея "острова Крым", по мнению ряда историков, не являлась несбыточной. Если бы Британия сделала для Врангеля то, что американцы в 1949 году для Чан Кай-ши, то есть ввела флот в Черное море и взяла Перекоп под прицел корабельных орудий, проект мог бы материализоваться.

После взятия Крыма коммунисты учинили там самую масштабную резню за всю войну, расстреляв без суда около 80 тысяч человек.

Крым, некогда являвшийся последней белой территорией России, сегодня фактически выступает как оплот советских настроений, и на митингах промосковских активистов триколоры соседствуют с красными знаменами.

По оценкам ряда историков, после депортации крымских татар полуостров мог стать Еврейской автономной областью в составе Российской Федерации.

Во всяком случае, идея бродила в головах интеллектуалов из Еврейского антифашистского комитета, созданного с целью сбора средств для СССР среди американских евреев. Имеются данные, что ее поддерживала супруга Вячеслава Молотова Полина Жемчужина.

Сталин положил конец этим мечтам, уничтожив комитет практически в полном составе и отправив Жемчужину в ГУЛАГ.

Волюнтаризм и право
Преимущественно русским по этническому составу Крым сделался в результате послевоенных оргнаборов рабочей силы из разоренной войной центральной России.

Во время поездки Никиты Хрущева в Крым в ноябре 1953 года русские переселенцы, по воспоминаниям сопровождавшего его зятя Алексея Аджубея, "торпедировали" машину секретаря ЦК, жалуясь на отсутствие жилья, на плохое снабжение и на то, что их заставляют вместо привычной картошки возделывать виноград.

Московских и киевских курортников с довоенным стажем, ностальгически вспоминавших великолепные и дешевые фрукты, которые выращивали татары, можно было встретить в Крыму до 1960-х годов.

Некоторые российские комментаторы и особенно интернет-блогеры склонны объяснять инициированное Хрущевым решение Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года о Нажать передаче Крыма из Российской Федерации в состав Украинской ССР либо украинским происхождением "Никиты", либо клинической глупостью и воздействием алкоголя.

Как бы к нему ни относиться, оно имело реальные мотивы, принималось не в один день и не лично Хрущевым, который на тот момент еще не являлся первым лицом в государстве.
По стандартам западной демократии передача Крыма действительно выглядит сомнительно: не было ни референдума, ни голосования на пленарной сессии парламента, ни общественного обсуждения. Но советскому законодательству и действовавшей практике она вполне соответствовала.

С точки зрения строгой законности, следует признать нелегитимным и многое другое, включая октябрьский переворот и само существование советской власти на протяжении 70 с лишним лет.

В 1956 году руководство СССР таким же волевым решением низвело Карело-Финскую ССР до автономной республики в составе России.

Если бы этого не случилось, в 1991 году Карелия стала бы независимым государством, и Мурманская область сегодня была бы для России эксклавом, как Калининградская.
Нельзя относиться к прошлому выборочно и конъюнктурно и признавать в нем лишь то, что выгодно.

Народная воля
Касательно воли большинства крымчан  все тоже обстоит неоднозначно.
Запланированный на сентябрь 2014 года Нажать референдум о независимости Шотландии готовится четыре года. В Крыму мы наблюдаем стремление протолкнуть решение в авральном порядке, не дав людям подумать и поставив мир перед фактом.

Согласно международному праву, референдум - лишь отправная точка для дальнейших неспешных переговоров с центральной властью. Подразумевается, что разрешить возникшие противоречия желательно без нарушения территориальной целостности государства, в рамках расширения автономии. Отделение - мера крайняя.

Если кто-то категорически настроен на выход, государство не должно держать людей в своих границах, как в тюрьме. А сепаратисты не должны вести себя вызывающе: "знаем только свое желание, хотим, и делаем, а ваше мнение и проблемы нас не интересуют".

Тем более сомнительной с точки зрения международного права выглядит ситуация, когда за их спиной стоит сильное в военном отношении соседнее государство.

Российская сторона называет крымскую ситуацию зеркальным отражением косовской. Но вмешательству НАТО в Косове предшествовала реальная гуманитарная катастрофа, вооруженные столкновения и этнические чистки. В Крыму срочно спасать никого не требуется.

Ящик Пандоры
В разговоре с лидером крымских татар Мустафой Джемилевым Нажать Владимир Путин выразил мнение, что Украина вышла из состава СССР не вполне законно.

Если Джемилев верно передал его слова (а опровержения со стороны пресс-службы Кремля пока не последовало), то российский президент открыл ящик Пандоры.

Несколько лет назад он сам сказал, что у того, кто не жалеет о распаде СССР, нет сердца, но у того, кто мечтает его восстановить, нет ума.

Если объявить распад Союза нелегитимным, то все бывшие республики не являются полноценными суверенными государствами и нормы международного права на них не распространяются.

Ближайший союзник России Александр Лукашенко вопреки позиции Кремля Нажать признал новые власти Украины и высказался в поддержку ее территориальной целостности.
Майдан белорусскому лидеру наверняка не симпатичен. Но можно предположить, что еще больше ему не нравятся претензии Кремля выносить приговоры, какие правительства на постсоветском пространстве легитимные, а какие нет, и тем более перекраивать границы. Вчера Грузия, сегодня Украина, а завтра кто?

Другая Россия
Ведущие российские либералы - Григорий Явлинский, Михаил Касьянов, Михаил Прохоров - с большей или меньшей степенью осторожности подвергли сомнению официальную позицию.
По мнению аналитиков, высказаться откровеннее и резче им мешают предстоящие в сентябре выборы в Мосгордуму. Лидеры "Яблока", ПАРНАСа и "Гражданской платформы" опасаются потерять голоса на фоне охвативших публику ура-патриотических настроений.

Директор "Левада-центра" Лев Гудков Нажать находит эту тактику проигрышной. Во-первых, пафос солидарности со своими - явление временное, "через несколько месяцев появится другая реакция - когда люди начнут осознавать, что эта политика связана с падением жизненного уровня, с ростом инфляции". Во-вторых, партии, не занимающие четкой позиции по ключевым вопросам, вообще рискуют оказаться на обочине.

Наиболее развернуто высказался по Крыму находящийся под домашним арестом и лишенный доступа в интернет Алексей Навальный. Позиция лидера Партии прогресса особенно примечательна на фоне звучавших ранее в его адрес обвинений в великорусском шовинизме.
По мнению Навального, национальным интересам России отвечают, прежде всего, братские отношения с народами Украины и Белоруссии, что подразумевает признание за ними права самостоятельно определять свою судьбу.

"С Украиной и Белоруссией мы как братья в разных квартирах, а не просто соседи, - заметил он в письме, переданном друзьям и опубликованном ими в "Живом журнале". - Приезжая в Киев, вы чувствуете себя в чужом городе? Нет. И я нет".

"Украина огромна, и население ее огромно. Дружественные и братские отношения с этой страной и ее населением есть важнейшее геополитическое преимущество России и всех народов, населяющих Россию", - убежден Навальный.

Оппозиционер считает, что попытки наказывать Украину контрпродуктивны.
"Колоссальный вред России в стратегической перспективе, но это его [Владимира Путина] не интересует - не сто лет ведь живем", - иронически комментирует он.

Луч надежды
Национальная гордость - вещь серьезная. Обиды помнятся долго, землю, которую считают своей, никто за здорово живешь не отдает.

Вопрос о территориальной целостности государств и праве наций на самоопределение - сложнейший в мировой политике. Противоречие кажется неразрешимым.

Но мир знает примеры выхода из исторических тупиков.
Франция и Германия веками оспаривали друг у друга Эльзас и Лотарингию. У каждой стороны имелись весомые аргументы, тем и другим за святое дело ни своей, ни чужой крови было не жалко.

Несколько лет назад промелькнуло сообщение: две страны создают совместную мотострелковую бригаду в составе двух батальонов, французского и немецкого, с дислокацией в Эльзасе.

Еще несколько десятилетий назад президента Франции, пустившего германских солдат на свою землю, сограждане просто линчевали бы. В наши дни новость не привлекла внимания.
Технический вопрос.

Всем бы так: сделать условными границы, установить общие разумные и гуманные законы, реже вспоминать, кто какой национальности, перестать меряться силой, думать не об "исторической справедливости" и "славе предков", которые без конца чего-то штурмовали, а о хорошей жизни для современников и потомков!

Что ж, значит, Европа уже вышла из возраста максимализма и запальчивости, а Россия пока нет.

По мнению философа и культуролога Александра Никонова, российское массовое сознание напоминает психологию подростка: инфантильного, зависимого и одновременно агрессивного, самолюбивого и эмоционально неустойчивого.

Но нациям, как и людям, свойственно взрослеть.