Анатолий ОТЫРБА, профессор Академии геополитических проблем, член комитета по финансовой и курсовой политике «Деловой России»
В будущем, учитывая объём внешней торговли Китая, юань вполне может вытеснить доллар. Точно так же когда-то сам доллар вытеснил британский фунт в качестве резервной валюты. Однако прошлая замена, хоть и сопровождалась двумя мировыми войнами, шла всё же в рамках одной культурной системы. Статус Запада при этом никем не оспаривался. Сегодня обстоятельства таковы, что в скором будущем может поменяться цивилизация-лидер.
Война за мировое господство
Интернационализация юаня – это не только объявление войны доллару. Это вызов, брошенный китайской элитой за доминирование в мире. Поэтому МФО, зная, что в случае проигрыша в войне валют она будет вынуждена подчиниться Пекину, предприняла попытку договориться с Китаем от имени США о «совместном управлении миром». Так возникла концепция «Большой двойки» – G2, предполагаемое объединение, получившее название Чимерика (от China – «Китай» и America – «Америка»). Однако одним из условий, выдвинутых Западом, была незыблемость статуса доллара. Китайцы, понимающие, что это обрекает их на статус финансовой неоколонии, предложение отклонили. И правильно сделали.
Сегодня ситуация выглядит следующим образом. Раскрутив маховик китайской экономики, Запад загнал себя в колею, из которой в перспективе есть лишь один выход – война. Зная, что победить Китай в войне с применением обычных вооружений невозможно, стратеги США и Европы надеются решить задачу с помощью ядерного оружия. Это прекрасно понимают и китайцы. И сегодня многие эксперты как Запада, так и Китая уже не только открыто обсуждают грядущую ядерную войну, но и пытаются рассчитать её последствия.
Москва не должна плясать под чужую дудку
Если оценить происходящее с позиции интересов России, то очевидно, что любой исход борьбы между Китаем и Западом не сулит нам ничего хорошего. Победитель, прирастя мощью побеждённого, окажется абсолютно доминирующей в мире силой. В случае победы Китая одна сила, эксплуатирующая мир, просто сменится другой. Причём следующей его жертвой, по причине территориальной близости и наличия ресурсов, станет Россия. Но ещё худшим может оказаться сценарий, при котором Западу удастся втянуть Москву в борьбу против Китая в качестве «ядерной дубинки». Одним из факторов, способных привести к такому развитию событий, является государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ДВиБР).
Проследив за ходом её подготовки и реализации нетрудно обнаружить длинные руки лоббистов МФО. Сегодня силы, представляющие её интересы, прилагают максимум усилий для взятия реализации программы под свой полный контроль. Цель – освоение региона за счёт капиталов Запада. Неслучайно главный вопрос, постоянно фигурирующий в контексте обсуждения этой программы, – вопрос о привлечении иностранных инвестиций.
Непосвящённым намерение Запада инвестировать программу может показаться благом, но в реальности дело обстоит с точностью до наоборот.
Надежда финансовой олигархии
Всё дело в том, что после отмены золотого стандарта и становления доллара в качестве необеспеченной глобальной валюты МФО научилась создавать денежную массу в объёме, опережающем рост активов и товарной массы. Причём в слабой зависимости от состояния дел в реальной экономике. В результате начала стремительно расти диспропорция между товарной массой и активами реального сектора, с одной стороны, и денежной массой и активами финансового сектора, с другой. Понятно, что в пользу денежной массы и финансовых активов.
Их растущую несоразмерность, грозящую привести к коллапсу глобальной финансовой системы, пока ещё удаётся нивелировать с помощью стерилизации денег, осуществляемой в процессе регулируемых циклических кризисов. Но с каждым новым циклом это даётся всё труднее. Рост денежной массы с каждым разом всё больше опережает рост товарной массы. Соответственно увеличивается и скорость роста диспропорции, что вызывает необходимость во всё более частой стерилизации, что сокращает межкризисные периоды.
Если в ближайшие годы не будет найден способ решения этой проблемы, то человечество неизбежно войдёт в состояние перманентного кризиса, а в конечном итоге – хаоса. Обобщая, можно сказать, что причина мирового финансового кризиса – дефицит активов реальной экономики, вызванный конечностью мировых богатств.
Известно, что обязательным условием существования капитализма является экспансия, осуществляемая через капитализацию мировых богатств и их вовлечение в экономический оборот. Чем больше оборот, тем больше требуется денежной массы. Это открывает силам, эмитирующим мировые деньги, возможности для продолжения эмиссии. А так как объёмы мировых богатств ограничены размерами планеты и количеством потребителей, то капитализм вот-вот упрётся в естественные пределы роста. Это произойдёт просто потому, что на Земле практически не осталось неосвоенных пространств.
Сегодня на нашей планете осталось только две гигантские малоосвоенные территории, где сосредоточены богатства в объёмах, способных продлить жизнь капитализму, соответственно и МФО. Первая – Африка со слабо развитой инфраструктурой. Её планомерное освоение нереально ввиду большого числа государств, с руководством которых нужно будет согласовывать все вопросы.
Вторая – Восточная Сибирь и Дальний Восток, являющиеся частью приходящего в упадок, но пока ещё индустриального государства. Именно потому МФО мёртвой хваткой вцепилась в программу развития ДВиБР. Богатства региона дадут активы, способные стать обеспечением эмиссии доллара. Это позволит ещё на какой-то срок продлить его могущество. Кроме того, реализация программы за счёт капиталов, созданных на основе доллара, позволит финансовой олигархии присвоить и контролировать львиную долю прибыли и активов.
тут