СМИ: Крымские татары приготовили "сюрприз" для России
Уже в понедельник, 17 марта, Верховный совет Крыма намерен утвердить результаты референдума о статусе республики. После этого, по словам Сергея Аксенова, крымская делегация намерена вылететь в Москву «для проведения дальнейших мероприятий с Государственной думой и Советом Федерации непосредственно уже для принятия юридических, нормативных актов для процесса вхождения в состав Российской Федерации».
Интригу во вроде бы гладко проходящий процесс внес Меджлис крымскотатарского народа, который накануне референдума обратился к Верховной Раде Украины с просьбой официально признать крымских татар коренным народом полуострова.
В таком случае, согласно декларации ООН «О правах коренных народов», татары получат право на самоопределение. Которое, как заявил Меджлис, народ намерен реализовать в составе Украины.
«Любой человек, который сегодня считает, что он голосованием определил место Крыма в том или ином государстве, обязан согласиться с тем, что точно такое же право имеют крымские татары, которые будут требовать от международного сообщества создания механизма для свободного волеизъявления», — сказал глава Меджлиса Рефат Чубаров.
«Любой человек, который сегодня считает, что он голосованием определил место Крыма в том или ином государстве, обязан согласиться с тем, что точно такое же право имеют крымские татары, которые будут требовать от международного сообщества создания механизма для свободного волеизъявления», — сказал глава Меджлиса Рефат Чубаров.
тут
По данным главы избиркома Крыма Михаила Малышева, на момент закрытия избирательных участков в целом по Крыму проголосовало 82,71% избирателей. В численном выражении это 1,5 млн человек. «Такого не было со времен СССР», — заявил Малышев.
О том, что явка была искусственно завышена, заявили представители Комитета избирателей Украины (КИУ), который традиционно осуществляет наблюдение за выборами. «Даже чисто математически не складывается. Отнимите 15% крымских татар, украинцев (их в Крыму более 20%), часть русских, тех, кто находится на заработках за пределами Крыма, и тех, кто традиционно не ходит на выборы», — сказал руководитель КИУ Александр Черненко. По его мнению, аномально высокая явка на референдуме стала результатом того, что всех желающих проголосовать, но не имеющих на это законных оснований, вносили в дополнительные списки. В результате бюллетени получали на руки граждане России или люди, уже проголосовавшие в другом месте. Журналисты крымскотатарского телеканала ATR попробовали проголосовать в нескольких местах. В итоге у них получилось трижды получить на руки бюллетени.
Читайте подробнее на Forbes.ru:
Справка.
В Украине проживает 4 коренных народа, этногенез которых связан с территорией Украины - это украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки. Последние три происходят с территории Крыма, а остальные являются диаспорой народов, имеющих свои этнические родины за пределами Украины".
Понятие "коренное население" впервые появилось в 1957 году в конвенции Международной организации труда №107 - "Конвенция о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах". В 1982 году Организация Объединенных Наций официально признала понятие "коренной народ". В 1982 году в Женеве была создана Рабочая группа по коренным народам, представляющая специальный форум экспертов по ставшим тогда модными правам человека. В 1989 году Международной организацией труда была принята конвенция №169 - "Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах". Конвенция №169 заменила конвенцию №107, сделав последний документ недействительным. Принципиальная разница между двумя документами видна уже в названии двух конвенций. Если в первом документе 1959 года речь шла о "коренном и другом населении, ведущем племенной и полуплеменной образ жизни", то в конвенции №169 1989 года говорилось уже о "коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни", т. е. в первой части речь идет о принципиально иной сущности
1. Народы в независимых странах рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ (ст. 1. §1 b);
2. Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных рассматривается как основополагающий критерий для отнесения их к этой категории (ст. 1. §2).
Составной частью концепции "коренного народа" является связь его с территорией. Раздел 2-ой конвенции МОТ №169 1989 года специально рассматривал проблему собственности "коренных народов" на земли, на которых они проживают.
СССР в 1989 году присоединился к Конвенции МОТ №107 "О защите коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах". Так понятие "коренное население" было введено в отечественное правовое поле. В Конституцию Российской Федерации 1993 года была включена специальная статья 69, в которой было определено, что "Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации". В 1994 году Конвенция МОТ №169 не была ратифицирована Россией. Понятие "коренной народ" не признается российским правом. Вместо него в российском законодательстве существует понятие "коренной малочисленный народ".
Последним и основным документом международного права о коренных народах стала декларация ООН о правах коренных народов, принятая на 107-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 2007 года. Отметим, что в этом документе окончательно выпало упоминание о связи "коренных народов" с племенным и полуплеменным образом жизни. Речь в декларации ООН идет исключительно о "коренных народах". Новым стало то, что декларация дополнительно добавила в международное законодательство в самых решительных выражениях положения о политических правах "коренных народов":
1. Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие (ст. 3);
2. Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций (ст. 4)
"Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право принадлежать к коренной общине или народности в соответствии с традициями и обычаями данной общины или народности".
Россия воздержалась от голосования по этой декларации ООН.
Заметим, что против декларации выступили США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, т. е. государства, возникшие на базе англо-саксонских колоний на землях частично или полностью истребленных "коренных народов". Отметим и то обстоятельство, что Декларация ООН о коренных народах 2007 года не признана Украиной.
Под правом коренных народов на самоопределение в Декларации ООН 2007 года понимается право "свободно устанавливать свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие". При этом "коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление". Статья 46 Декларации оговаривает, что право на самоопределение нельзя толковать с точки зрения сепаратизма.
Дмитрий Семушин - обозреватель ИА REGNUM