"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
воскресенье, ноября 01, 2015
Я одинаково не хочу быть ни рабом, ни хозяином
Самый опасный вид лжи - это замалчивание правды.
Недавно США отмечали национальный День Свободы, праздник, посвященный подписанию
16-м президентом США Авраамом Линкольном 1 февраля 1865 года 13-й Поправки к Конституции об отмене рабства.
Я посвятил этой теме много времени, проводя параллели между подвигом одного из великих президентов Америки и, спустя 100 лет, гражданским подвигом пастора Мартина Лютера Кинга, который боролся против сегрегации. За 13-ю Поправку уже в апреле Линкольн был убит безработным актером Бутом, а через 100 лет лидер афроамериканцев США Мартин Лютер Кинг тоже был убит в результате покушения. Имена обоих овеяны мировой славой борцов за свободу.
Наверняка к национальному Дню Свободы и был приурочен фильм кинорежиссера с мировым именем Стивена Спилберга. Фильм, ставший уже сегодня легендой американского кинематографа, сделан Спилбергом виртуозно, с присущими только ему масштабностью и кинематографической правдой.
Спилберговский Линкольн предстает фигурой огромного масштаба: выдающийся государственный муж, объединивший нацию, и в то же время обычный человек, терпимый,
печально-иронический, обаятельный и остроумный собеседник, — короче, образ, с первых кадров берущий зрителя в полон. Линкольн Спилберга — автор вот этих (без всякого пафоса) священных и возвышенных слов, которые цитируются в Америке с частотой библейских притч:
«Давая вольность рабу, мы укрепляем вольность свободных». «Я одинаково не хочу быть ни рабом, ни хозяином. Таково мое понимание идеи демократии». «Ни один человек не может быть достоин права править другим человеком без его согласия».
«Принимая как должное существование цепей рабства, вы тем самым готовите эти оковы для своих рук».
Линкольн ещё до освобождения черных рабов предполагал после эмансипации выслать их (уже свободными людьми, на добровольных началах, снабдив средствами на обустройство) домой в Африку, где специально для этой цели была создана страна Либерия, в которую
успели-таки выслать несколько десятков тысяч человек. Крайне любопытно, что высланные незамедлительно обратили местное население в своих рабов. Казалось бы, вот он, герой и борец за свободу черных рабов в Америке. Ан нет. Есть неувязочка …
Спилберг (тут, конечно, можно винить автора книги, по которой поставлен фильм) намеренно проигнорировал другого реального Линкольна — автора совсем иных слов:
«Я настоял на переселении негров обратно в Африку, и я буду продолжать. Моя Декларация равенства связана с этим планом (переселения). Несовместимость двух разных белых народов намного меньше, чем двух разных народов — белых и черных… Я не могу
представить большего бедствия, чем интеграция негра в нашу социальную и политическую жизнь в качестве равного нам… В течение двадцати лет мы сможем мирно переселить негра в условия, в которых он сможет в полной мере стать человеком. Этого он никогда не сможет сделать здесь. Мы никогда не сможем достичь идеального объединения, как мечтали наши
отцы, с миллионами чужестранцев, низшей расой среди нас.
Я намерен заявить, что ни в коей мере не являюсь и никогда не являлся сторонником общественного и политического равенства между белой и черной расой. Я не выступаю и никогда не выступал ни за предоставление неграм права голоса или права быть членами жюри
присяжных, ни за то, чтобы они имели право возглавлять правительство, ни за то, чтобы они заключали браки с белыми. В дополнение к этому я должен заявить, что между белыми и черными существуют такие физические различия, которые навсегда исключают возможность совместного проживания двух рас на условиях общественного и политического
равенства. Ввиду того, что эти две расы не могут сосуществовать как равные и поскольку сейчас они проживают совместно, между ними должно наличествовать отношение господства и подчинения. Как и любой человек, я выступаю за то, чтобы белая раса занимала господствующее положение.
Моя высшая цель в этой схватке — спасение Союза. Если бы я мог спасти Союз, не освободив ни одного раба, я бы это сделал; если бы я мог спасти Союз, освободив всех рабов, я бы это сделал; если бы я мог спасти Союз, освободив лишь часть из них я бы так и сделал.
Письмо к Хорасу Грили от 22 августа 1862 г.
«А зачем нужно знакомить школьников со вторым Линкольном?» —
спросите вы.
Во-первых, затем, чтобы дети знали не оскопленную инквизиторами от политкорректности историю своей страны, а реальную, какой бы горькой в своих расхождениях с гуманистическими установками современного человечества она им ни показалась. Столь избирательно представлять взгляды Линкольна на судьбоносные для истории нации события, искусно подстраивая эти взгляды в соответствии с современной Спилбергу шкалой
нравственных оценок — именно в этом и проявляется неуважение к отечественной истории. Эта умышленная кастрация существующих исторических фактов достигается не прямой ложью, а введением фигуры умолчания по поводу взглядов и деяний Линкольна во всей их противоречивой и трагической полноте.
Во-вторых, сокрытие информации о проекте Линкольна по переселению освобожденных рабов автоматически пробуждает ностальгические воспоминания о грандиозном переписывании истории сталинско-брежневскими борзописцами.
Воспитывать следующие поколения на лжи, ловко адаптированной к мировоззрению современного общества, — чем это отличается от «коммунистического воспитания будущих поколений»? Разница лишь в том, что сегодняшним школьникам открыт доступ к бесконечному числу альтернативных источников информации. А почему, собственно, надо скрывать планы Линкольна по переселению бывших рабов на родину? Разве недостаточно того, что институт рабства он считал не только причиной трагического раскола нации, препятствием для её дальнейшего развития, но и позором христианской Америки, позором своей расы.
«Я одинаково не хочу быть ни рабом, ни хозяином. Таково мое понимание идеи демократии», — великие слова, произнесенные 16-м президентом Америки в то время, когда для многих его соплеменников они звучали недопустимой дерзостью. И поэтому ничто не может уже ни перечеркнуть, ни умалить величия Авраама Линкольна и его роли в
истории. Жаль, что Спилберг этого не понял. Вот такое кино получается.
P.S. «Принимая как должное существование цепей рабства, вы тем самым готовите эти оковы для своих рук» — сбывшееся пророчество Авраама Линкольна.
За подлость, совершенную ее предками 400 лет назад, белая Америка будет расплачиваться еще во многих поколениях. И ничем, никакой дармовой похлебкой велфера, фудстемпов или оплачиваемого государством (то есть налогоплательщиками) жилья — ничем не сможет она задобрить потомков черных рабов. Независимо от того, делают ли они
вид, что не прощают белым их давних преступлений, или действуют из соображений простой материальной выгоды. Но тут мы выходим на тонкий лед другой темы…