03.11.2015 00:01:00
Джон Керри обещает инвестиции странам региона
Виктория Панфилова
Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"
США могут реанимировать "Манас"
Джон Керри и Нурсултан Назарбаев довольны и переговорами, и друг другом. Фото с сайта www.akorda.kz
Сегодня в Ашхабаде госсекретарь США Джон Керри завершает визит по странам Центральной Азии. За три дня он посетил пять государств. Главное послание было сделано в Самарканде на встрече глав МИД стран региона – США открыли новый формат диалога «С5+1», то есть региональные субъекты плюс Вашингтон.
Как писала ранее «НГ» (см. номер от 29.10.15), в Центральной Азии сошлись интересы сразу нескольких крупных игроков: России, Китая, Японии и США. Но если прежде Центрально-Азиатский регион интересовал Вашингтон в контексте афганской политики, то сегодня – постсоветской. Предложенный в Самарканде формат «С5+1» призван компенсировать недостающее в США внимание к странам региона и уменьшить влияние Китая, а возможно, и России. Хотя сам Керри заверил, что США твердо верят в то, что в политике бывших советских республик Центральной Азии вопрос о выборе между Китаем, Россией, США доминировать не должен.
Новая программа содействия США странам Центральной Азии рассчитана на повышение конкурентоспособности экономик региона, привлечение инвестиций, реализацию новых программ, в частности, по изменению климата и Smart Waters (умная вода), а также культурных и образовательных. Особое внимание будет уделяться изучению английского языка. По сообщению «Голоса Америки», официальный Вашингтон рассматривает турне Керри как возможность заверить центральноазиатские республики в надежности и нерушимости их связей с США. Это в целом подтвердилось на встрече в Самарканде.
Министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов заявил, что «наше сотрудничество должно основываться на общих интересах стран региона и ключевых партнеров, а не на их соперничестве». По его словам, формат «С5+1» следует развивать ради достижения практических результатов в вопросах экономического развития и интеграции региона. «Поддержка США необходима в привлечении международных финансовых институтов и американских компаний», – сказал Идрисов. Для этого он предложил создать Фонд экономического развития Центральной Азии.
Не меньшее внимание экспертов привлекли двусторонние встречи Джона Керри с лидерами стран Центральной Азии. Так, в Бишкеке речь шла о военном сотрудничестве США и Киргизии. Как сообщает ТАСС, Джон Керри предложил президенту Алмазбеку Атамбаеву заключить новое военное соглашение. «Нам также необходимо на каком-то этапе завершить подготовку соглашения о военном сотрудничестве. И я надеюсь, что это будет возможно», – сказал глава внешнеполитического ведомства США. Керри подчеркнул, что у США никогда не было планов превращать аэропорт «Манас» в постоянную американскую базу. В Бишкеке Джон Керри открыл новое здание посольства США и кампус Американского университета в Центральной Азии.
Вопросы экстремизма и региональной безопасности обсуждались на переговорах Джона Керри с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. «Одна только эта тема – энергетическая безопасность и диверсификация источников энергии заслуживала бы нашей встречи в сложившихся обстоятельствах, – сказал Керри на встрече с Каримовым. – Мы сделали хорошие первые шаги в рамках таких проектов, как CASA-1000, благодаря которым будет создан региональный рынок электроэнергии, поступающей из Центральной Азии в Южную».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поблагодарил США в поддержке развития экономики республики: «Сегодня в нашей стране действует порядка 500 компаний с участием американского капитала. Мы нацелены на продолжение данной работы». Керри, в свою очередь, ответил, что «США, действительно, являются одним из крупных инвесторов Казахстана». «Сегодня я встречался с представителями Американской торговой палаты в Казахстане, и они выразили свое удовлетворение тем прогрессом, который достигнут ими в вашей стране», – сказал госсекретарь США.
Сегодня Джон Керри посетит Душанбе и Ашхабад, где встретится с президентами Таджикистана Эмомали Рахмоном и Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым.
Эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России Шарбатулло Содиков отметил «НГ», задача Керри не допустить расширения Евразийского экономического союза в южном направлении. «На Узбекистан у США особые планы. Насколько мне известно, Вашингтон и Ташкент сейчас обсуждают возможность дислокации американских воинских сил на территории республики», – сказал «НГ» Содиков. Он считает, что Центральная Азия важна США как плацдарм для контроля над Китаем, а также чтобы «переключить» внимание стран региона с китайского проекта «Экономический пояс шелкового пути» на американский «Новый шелковый путь».
Ряд экспертов предлагают рассматривать визит Джона Керии как продолжение визитов премьер-министров Индии Нарендра Моди и Японии Синдзо Абэ. При пристальном рассмотрении оказывается, что затрагиваются интересы не только Китая, но и России. Не исключено, что эти визиты направлены на разворот Центрально-Азиатского региона от Китая и России. «Речь не о том, что Вашингтон и Токио заключили некий пакт о выводе Центральной Азии из-под российско-китайского влияния и усилении своих геополитических функций в регионе, но ситуативное совпадение интересов и вытекающая «игра в парном разряде» вполне вероятны. Задача же может состоять в препятствовании Запада российским интеграционным инициативам и китайским экономическим проектам руками союзников. Вашингтон мог распределить обязанности: дестабилизацию региона отвести Саудовской Аравии, Пакистану, в меньшей степени Турции, а возведение экономических барьеров – другим своим союзникам, в данном случае, допустим, Японии», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, Центральная Азия на глазах превращается в арену столкновения интересов и соперничества ведущих держав. Общая геополитическая ситуация в регионе определяется ростом противоречий на международной арене между великими и региональными державами и обострением борьбы за геополитическую ориентацию и природные ресурсы Центральной Азии.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров сказал «НГ», что этап создания американской стратегии «Большая Центральная Азия» завершается. Начинается следующий – «центральноазиатская десятилетка», именуемая официально «С5+1» – внедрения США непосредственно в Центральную Азию и поиска там надежных, многовекторно настроенных политиков.