"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, ноября 04, 2015

Пятнадцатилетний афганский этап создания Большой Центральной Азии завершается, уступая место центральноазиатской десятилетке



США открыли новый сезон большой игры в Центральной Азии

 4 Ноя в 11:29 Виктория Панфилова, обозреватель "Независимой газеты" специально для "Вестника Кавказа"



Вчера завершился визит госсекретаря США Джона Керри в Центральную Азию. Туркменистан стал последним пунктом его турне по региону. Вашингтон вносит коррективы в центральноазиатскую политику и посылает сигналы Москве и Пекину - США из Центральной Азии не уходили и уходить не собираются. "США понимают, что стабильность и безопасность в Центральной Азии является очень важным моментом. Вы находитесь непосредственно на перекрестке самых важных решений в отношении иностранной политики и безопасности. Но интерес Америки к Центральной Азии выходит за рамки вопросов безопасности", - заявил Керри, выступая в Назарбаев Университете в Астане.

Для всех стран региона в Самарканде был предложен новый диалог сотрудничества "С5+1", то есть региональные субъекты плюс США. Этот формат основан на ранее разработанной стратегии Вашингтона "Новый шелковый путь" и имеет те же задачи, что и китайская инициатива – "Экономический пояс нового шелкового пути", появившаяся в 2014 году. Суть американской стратегии, по словам Джона Керии, в том, чтобы помочь региону интегрироваться в мировую экономику через развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности экономик, привлечение инвестиций, и реализацию новых программа, в частности, по изменению климата и Smart Waters (умная вода).

Джон Керии заявил, что странам региона необходимо иметь здоровые и взаимовыгодные отношения между собой: "Со своей стороны, мы хотим расширить и углубить наши двусторонние отношения с регионом. Мы должны ясно понять, что нет дружбы с одной страной, по крайней мере, она не должна ограничивать возможности дружбы с другой страной. Это не игра. Центральноазиатские республики должны быть свободными от внешнего давления и запугивания". Под внешним давлением, как считают эксперты, подразумевается Россия. Поэтому главная задача Штатов не допустить расширения Евразийского экономического союза, членом которого недавно стала Киргизия.

Впрочем, в Вашингтоне не считают, что США потеряли Киргизию. Джон Керри начал свое турне именно с Бишкека, где открыл новое здание американского посольства и кампус Американского Университета Центральной Азии. На встрече с президентом страны Алмазбеком Атамбаевым Керри предложил подписать новое военное соглашение. Не уточнив, на какой стадии находится разработка документа, он дал понять, что у США нет и не было планов по созданию  военной базы на территории Киргизии на постоянной основе.

"У США в отношении Киргизии свои планы, - сказал "Вестнику Кавказа" доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров. - Вашингтон не намерен терять Киргизию, даже несмотря на то, что она оказалась в сфере прямого политического влияния России. И ничего что в Киргизии пророссийский президент, ведь через год, благодаря созданной не без помощи США демократической модели обязательной сменяемости первого лица, появится новая фигура. Да и  при Атамбаеве состоялись открытие нового здания американского посольства, и активные действия по развитию американского образования, и участие в проекте CASA 1000 по транспортировке электроэнергии в Афганистан и Пакистан".

Сложнее Вашингтону, по мнению эксперта, получить гарантии в Казахстане, где президент Нурсултан Назарбаев ведет свою игру, выстраивая сбалансированные отношения с великими державами. Астана стала ключевым пунктом в центральноазиатском турне Джона Керри. На переговорах с Назарбаевым, Керри поддержал стремление Казахстана играть посредническую роль между Москвой и Киевом; участвовать в урегулировании ближневосточного кризиса, а также приветствовал лидерство Казахстана в поддержке безопасности и развитии  Афганистана и в продвижении региональной экономической интеграции в Центральной Азии. Казахстан заинтересован в активном участии американских компаний в программе индустриально-инновационного развития страны.

Не меньшее внимание было уделено Узбекистану, который дистанцируется от участия в любых региональных союзах с Россией, подчеркивая собственную роль в регионе. Как сказал "Вестнику Кавказа" заведующий отделом евроинтеграции и ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев, "Джон Керри продемонстрировал, что несмотря на хорошие отношения США с Казахстаном, Узбекистан является центральным военно-политическим партнером. Именно этим и объясняется выбор Самарканда местом проведения встречи министров иностранных дел стран региона в рамка нового диалога "С5+1".Фактически этот новый формат - вызов России. По прогнозам экспертных центров США,  как минимум в двух государствах Средней Азии, или даже в трех произойдет смена власти. "В этих условиях власти этих стран, должны быть более чувствительны к любым месседжам со стороны США, по мнению  нынешнего руководства этой страны".

В Таджикистане Керри пообещал поддержку в охране границы и решение вопроса дефицита электроэнергии в стране. В Ашхабаде на встрече с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, по сообщению газеты The Guardian, обсуждались вопросы "экономического сотрудничества, прав человека, безопасности и стабильности". Эксперты не исключают, что к весне 2016 года военный аэродром "Мары-2" может получить статус логистического центра поддержки ВВС США.

"Центральноазиатский регион сегодня напоминает татами на котором борются борцы в разных весовых категориях. Сама схватка привлекает внимание очень многих", - сказал "Вестнику Кавказа" директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев. Недавно регион посетил премьер-министр Индии, на днях побывал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. С учетом того, что Япония обеспокоена чрезвычайной активностью Китая в центральноазиатском регионе во всех сегментах, нынешний визит японского премьера является реакцией на это: Токио не хочет терять регион, имея определенные экономические интересы. Что касается визита Керри, это уже реакция США на активизацию не только Китая, но и России. Потому что кроме экономических взаимодействий, Китай не скрывает своего желания установить и тесные военно-политические связи со странами Центральной Азии. "По крайней мере, процесс к этому идет",-  сказал Сатпаев.

Шохрат Кадыров в свою очередь отметил, что пятнадцатилетний афганский этап создания Большой Центральной Азии завершается, уступая место центральноазиатской десятилетке именуемой официально "С5+1". Под этим стоит понимать, что США активизируют усилия по вхождению и закреплению в регионе, для чего будут искать в Центральной Азии надежных, как  многовекторно настроенных политиков. "Понятно, что к концу этого этапа никого из ныне действующих президентов на подиуме Центральной Азии, да и в России мы уже не увидим", -  полагает Кадыров.