Его авторы и даже критики сходятся во мнении: дальше экономике жить так, как сейчас, нельзя.
«Министр Силуанов сказал, что в 2018 году вновь избранного президента ждет тяжелое решение – или повысить налоги, или сокращать ускоренными темпами социальные расходы. Никаких других вариантов он не рассматривает, - с такого заявления начал «круглый стол» «Рыночный прагматизм: как заставить экономику расти», который провел на этой неделе Российский национальный комитет Международной торговой палаты (ICC Russia) и главный редактор журнала «Эксперт», член Общественной палаты Валерий Фадеев. -
Сегодняшняя экономическая доктрина довольно проста – она как глухая бетонная конструкция, которую пробить очень тяжело, даже ломом.
В ее центре – цены на нефть, которая дорожать не будет. Поэтому нужно укреплять курс рубля. Денежно-кредитная политика – предельно жесткая, потому что необходимо бороться с ростом цен, и есть целевой ориентир - потребительская инфляция на уровне 4%. Пока она не достигнет этого показателя, ничем другим заниматься не будем», - описал подход Центрального банка к экономическому развитию страны Фадеев.
Впрочем, Силуанов в интервью Reuters не ограничился высказыванием о проблемах. В своих оценках текущей ситуации глава Минфина был вполне объективен:
«Нельзя полагаться на русский авось, что вдруг все резко изменится, цены на нефть вырастут, все вернется к ситуации двухлетней давности, - сказал он.
- Не вернется. Даже если ситуация в какой-то степени улучшится, то все равно необходимо решать структурные проблемы, избавляться от дисбалансов».
Добавим, что при этом в проекте федерального бюджета цена на нефть Urals заложена на уровне $50 за баррель. Сегодня она торгуется на уровне $43-44, и прогнозы отнюдь не оптимистические.
Авторы доклада Столыпинского клуба одной из важнейших проблем сегодня видят упорство Банка России. Несмотря на то, что, по мнению экспертов, инфляция в нашей стране немонетарная, ЦБ основной задачей своей деятельности избрал борьбу с инфляцией, надеясь удержать этот показатель на уровне 4% к 2017 году. Не принимая во внимание необходимость экономического роста, ЦБ держит процентную ставку на уровне, который лишает бизнес последних надежд на развитие.
На «круглом столе», посвященном денежно-кредитной политике (ДКП), который прошел в начале этой недели в Госдуме, заместитель директора департамента ДКП Центробанка Александр Полонский так объяснял логику действий финансового регулятора: «Согласно закону «О Банке России», основной целью денежно-кредитной политики является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности - в том числе, и для формирования условий сбалансированного роста. Эти задачи являются существенными. Решая одну, решаем и другую».
Участникам обеих встреч было что возразить представителю ЦБ. Один из авторов доклада «Экономика роста», финансовый консультант, член экспертного совета «Деловой России» Владислав Жуковский отметил:
«Еще в 2012 году мы прогнозировали и обвал рубля, и снижение покупательской способности населения, и галопирующую инфляцию в потребительском сегменте».
По словам экспертов, тогда их обращение к правительству, Центробанку и Минфину услышано не было. «Мы получили ответ, что ЦБ контролирует ситуацию, что не может быть никаких внешних шоков и резкого ухудшения экономической конъюнктуры, что причин для беспокойства нет, - вспоминает Жуковский. - Через два года стало ясно, что все совсем не так».
Пробить «бетон»
Для того, чтобы «взломать» тяжеловесную конструкцию сегодняшней экономики, Столыпинский клуб предлагает 10 конкретных шагов (см. врез), включающих в себя изменение политики Центробанка, административную, налоговую и земельную реформы, пересмотр подходов к формированию федерального бюджета, насыщение экономики денежной массой, снижение административных барьеров.
Но на первом месте в ряду этих мер - денежно-промышленная политика, считает уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. «Для начала нужно изменить мандат Центрального банка, - озвучил он мнение авторов доклада. - Сегодня ЦБ всячески сопротивляется этому, имея в законе в качестве основной задачу по борьбе с инфляцией и стабилизацию макроэкономической ситуации в стране. Он абсолютно не реагирует на задачи стимулирования спроса и не способствует экономическому росту».
Один из важных для инвестиционной политики бизнеса показателей – ключевая ставка ЦБ, на которую равняются банки при выдаче кредитов, - не менялся с августа, составляя 11%. Все помнят, отметили собравшиеся, чем обернулось для экономики и общества ее повышение до 17% в декабре 2014 года. Бизнес же ждет ставок по кредитам на уровне тех, что предлагают ЦБ других стран, – 4-5% годовых, что, естественно, невозможно при такой ключевой ставке.
Бизнес ждет ее снижения в декабре хотя бы до 10% - так Центробанк хотя бы даст робкую надежду на то, что понижательный тренд сохранится, и со временем кредиты подешевеют.
Общее мнение бизнеса о последствиях текущей политики высказывал в недавнем интервью Газета.Ru президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин: «Основные тренды своего развития мы не меняем. Плачем «кровавыми» слезами, но делаем». Присутствовавший на «круглом столе» ICC председатель совета директоров ОАО «ГАЗ» Зигфрид Вольф дополнил: «Сегодняшние 16-18% годовых – это фактически запретительный уровень кредитования для малого и среднего бизнеса, промышленности. Сейчас мы вынуждены направлять операционные доходы на выплату процентов по кредитам, ставки по которым в 5-7 раз выше, чем на Западе. У нас есть несколько программ финансирования экспортных проектов, но в этих условиях они не работают». По его словам, в этом году в связи с отсутствием инвестиционных возможностей у потребителей производство грузовиков снизилось более чем на 40%, а легких коммерческих автомобилей – на 35%.
«Конфигурация экономического развития, которая сейчас сложилась, не позволит решить весь спектр существующих проблем», - констатировал еще один участник встречи, заместитель председателя (главный экономист), член правления «Внешэкономбанка» Андрей Клепач.
Но, меняя отдельных людей, существующую систему изменить невозможно, уверен Титов.
«Вся структура управления экономикой страны, пронизывающая систему и вширь, и вглубь, не способна генерировать рост и думать о развитии»,
- резюмировал он и предложил создать центр управления реформой, напрямую подчиняющийся президенту страны и способный «думать наперед, анализировать, какие системные решения необходимо принимать для управления экономикой». Его поддержал Валерий Фадеев, отметивший, что глава государства ждет от экспертного сообщества «не набор интеллектуальных упражнений, а набор конкретных действий, реализовывать которые будут конкретные люди».