"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, декабря 31, 2015

Шохрат Кадыров. Клиометрия авторитаризма: куда идет Бердымухамедов

Наша справка: Клиомерия  - (от клио - история) новое историческое направление в науке, изучающее динамику исторического процесса, прежде всего,  в зависимости от определенных политических условий.



Примерно за 5 лет, т.е. за первый срок своего правления, второму президенту удалось ликвидировать все
те несуразности во внутренний и внешней политической жизни, который оставил ему в наследство Туркменбаши за свое 15 летнее правление в независимом Туркменистане. В целом активность работы второго президента и сама клиодинамика (динамика исторического процесса) в 2 и более раза выше, чем при первом президенте.

Для работы второго другой характерной чертой является стабильное развитие страны, динамика интенсивности событий в стране развивается без каких-либо резких колебаний, в отличие от работы первого президента.

Однако не будем забывать, что осуществленный косметический ремонт в туркменском государстве не требовал каких-то особых усилий, все проведенные мероприятия давно назрели и были поддержаны обществом или, другими словами, для этого не требовалось особых политических талантов, они были бы осуществлены любым здравомыслящим политиком, пришедшим на смену Туркменбаши.

Не будем также забывать, что пока вторым президентом пройдена лишь немногим более половины пути от времени правления Туркменбаши (9-ть лет Бердымухамедова и 15 лет  правления С. Ниязова). Понятно, что чем старше по возрасту руководитель, тем консервативнее его политика, правление начинает сводится не к реформам и переменам, а к удержанию власти, причем любыми способами.

Именно этой черте и подходит теперь второй президент и признаки повторения идеологии туркменбашизма уже просматриваются – второй президент в 2017 г. пойдет на третий срок правления. И если его приход к власти антиконституционным путем можно было бы оправдать тем, что с конкурентами от Туркменбаши по другому поступить было нельзя, когда ставишь цель оздоровить общество и государство, то попытка сохранять власть после 2017 г.  показывает все ту же игру «на грани фола» с заранее известным, но, в отличие от эпизода с захватом власти, уже с возможным негативным знаком.

Наши исследования показывают, что по сравнению с годом получения власти (2007) событийность и прежде всего активность президента, возросла более чем в два раза. Таким образом, президент как бы находится в прекрасной форме. Однако более утонченная методика свидетельствует, что год от года динамика общественно-политической жизни в государстве падает, характер правления все более обретает черты «застойной активности».  Индекс событийности (число важнейших событий в году) в 2010 г. упал по сравнению к 2009 г. до 77 проц.., в 2011 до 99 проц. к 2010 г., до 89 проц. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. и т.д. В этом году этот показатель составил только 94 проц. от года 2014-го.

Показательно при этом, что пик исторической динамики в правление второго президента приходится на 2009 г. и связан не с реформами, а аварией на газопроводе САЦ, после которого Россия почти перестала покупать туркменский газ в прежних объемах. Вслед за этим, как было показано выше, мы наблюдаем вхождение страны в получу «застойной активности» общественно-политической жизни.

В заключении подчеркну, одно обстоятельство, имеющее прямое отношение к прогнозам развития Туркменистана в новом и последующим годах. Переход к застою в работе президента вовсе не означает замирания общественно-политической жизни. Скорее наоборот. Мы увидим активность снизу и соответствующую реакцию сверху. Так что Туркменистан ждут большие перемены, во всяком случае никакой застой в работе президента не в состоянии остановить движение страны к прогрессу.