"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, марта 02, 2014

Штаты являются достаточно специфическим участником в украинской ситуации, поскольку они обладают более, чем 80% украинских долговых обязательств

«Украина оказалась субъектом, а не объектом в данной ситуации»



Сложившуюся ситуацию в эфире Business FM мы обсудили с доцентом кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кириллом Коктышем.

В США рассматривают вопрос об ответственности России за возможное использование вооруженных сил на территории Украины. Об этом заявил Белый дом. О чем может идти речь?

Кирилл Коктыш: Речь пока будет идти о политических заявлениях. Реальных механизмов наложения санкций друг на друга большие державы не имеют, и иметь не будут.
Международное право не имеет какого-то глобального полицейского, оно формируется по принципу консенсуса. Штаты являются достаточно специфическим участником в украинской ситуации, поскольку они обладают более, чем 80% украинских долговых обязательств. Поэтому понятно, что для них тоже эта ситуация небезразлична, правда, по другим соображениям, нежели для России и Евросоюза.

Совфед отреагировал на заявления Обамы, он обсуждает возможность отзыва российского посла из США. Это начало новой «Холодной войны»?

Кирилл Коктыш: Я думаю, что отзывать посла — это перебор, этого делать абсолютно не нужно. Совет Федерации сегодня вручил Путину все возможные инструменты и дальше уже в его власти принимать решение, насколько эти инструменты нужны, когда нужны, и нужны ли вообще. То есть прокрутился юридический механизм, но, по сути, пока еще не сделано ничего.

Это — позиция торга. Россия продемонстрировала, с одной стороны, твердость и готовность действовать и, с другой стороны, сейчас должны продемонстрировать свою позицию остальные участники украинской ситуации. Это называется торг действием — это не сами действия. Это — подготовка к тому, что дальше ситуация начнет обсуждаться, конфигурироваться. Единственный минус в данной ситуации заключается в том, что Украина оказалась субъектом, а не объектом в данной ситуации. Вопросы будут решаться, скорее всего, без нее.

Могут ли новые украинские власти нормализовать положение в стране?

Кирилл Коктыш: Чудовищное противоречие украинской революции заключается в том, что она не может развиваться дальше. Это — социалистическая революция под националистическими лозунгами. Она может идти по пути экспроприации олигархов, но этого не позволят сами олигархи, поскольку они стали бенефициарами украинского кризиса и не захотят все это от себя упускать. А развитие в сторону национализма представляет собой очень опасный сценарий развития событий, куда может скатиться сегодняшняя украинская революция. Поэтому идеологически развиваться она не может. Как удержать ситуацию тоже пока не очень понятно, при голодной армии. Поэтому опасность внутренней дестабилизации сейчас очень высока.

Если войска будут введены, реальные столкновения будут возможны?

Кирилл Коктыш: Надеюсь, что нет. Российская армия пока просто присутствует. Украинская армия вряд ли пойдет воевать — не понятно за что и каким образом это делать в данной ситуации.