– Васви Эннанович, какова сейчас обстановка в Крыму? Украинские источники снова сеют панику, заявляя о приезде очередных "незваных гостей"…
– Вопреки лживым заявлениям киевских (и ряда крымских) информационных ресурсов, ситуация в Крыму успокаивается с каждым днем. Сообщения о том, что те прилетели, эти прилетели, при проверке оказываются банальной уткой. Никаких тенденций к напряженности нет, за исключением искусственного нагнетания психоза рядом информационных ресурсов, подконтрольных так называемой новой киевской власти.
– Спокойствие в Крыму как-то связано с присутствием российских военных? Украинские источники, опять же, утверждают, что это присутствие в последние дни было заметно усилено.
– Присутствие российских военных у нас никогда не прекращалось, поскольку у нас тут расположена база Черноморского флота. А на замечания украинских источников отвечу, как В.В. Путин: это были отряды самообороны, созданные патриотически настроенными жителями Крыма. Хорошо подготовленными, прошедшими определенную школу подготовки. Мы все вообще-то служили.
Нормализации обстановки в Крыму способствует и посыл, звучащий от здравомыслящей части Крыма, что никаких оснований для конфликтов и фундаментальных противоречий не существует. Кроме того, влияет поддержка – и моральная, и будущая материальная, которую озвучили различные политические лидеры РФ, которые тут постоянно присутствуют и демонстрируют заботу о будущем благосостоянии Крыма и его народов. Это делегации из Москвы, Совфеда, Общественной палаты, руководство республик, включая Татарстан и Чечню, мусульманские деятели. Я думаю, что и местные крымские организации внесли свою лепту. Авторитет "Милли Фирка" у значительной части народа также сыграл свою позитивную роль в успокоении общества.
А последнюю точку над i поставило интервью В.В. Путина, который предельно четко и ясно дал все сигналы, которые можно было дать, Украине, восточной Украине, Крыму. Теперь всем надо думать, как жить дальше, с новой реальностью, как строить совершенно новый, созидательный Крым. И этот процесс начнется сразу же после референдума.
– Путин заявил, что РФ не планирует присоединять Крым. Разочарованы ли вы этими заявлениями? Ранее вы заявляли, что Крым может быть в составе России!
– Как будут выстраиваться новые отношения Крыма, всем понятно: 95% населения, если не больше, однозначно хотят евразийской интеграции. И это не просто теоретические выкладки аналитиков, политиков: эта тенденция наполняется практическим содержанием. И это вдохновляет и успокаивает людей.
Путин четко дает понять: односторонних решений, нарушающих нормы международного права, руководство РФ, конечно же, предпринимать не будет. Но, в то же время, он подчеркнул: право решать, с кем быть и как быть, принадлежит народу, проживающему на той или иной территории. Право на самоопределение никто не отменял. И Путин дал четкие гарантии того, что если кто-то посмеет посягнуть на права восточных регионов Украины, если будут предприняты какие-то насильственные действия, то обязательно, в непременном порядке Россия вмешается и даст посягателям отпор. Публично выраженных гарантий безопасности восточной и юго-восточной Украине вполне достаточно для того, чтобы здесь началась совершенно новая эпоха.
– Как сами крымчане, в перспективе, видят свое будущее?
– Официальная формулировка вопроса, который планируется вынести на референдум (причем предполагается сделать это раньше 30 марта), звучит так: АРК обладает государственной самостоятельностью и строит свои отношения с Украиной на основе соглашений и договоров. Упор и акцент сделан на том, что Крым – за государственную самостоятельность. Сейчас Украины как государства нет, в ней царит хаос. Но мы убеждены в том, что новая Украина будет дружественна и интегрирована в будущий Евразийский Союз, и нет никаких проблем в том, чтобы Крым продолжал находиться в составе этой нашей общей дружественной Украины. Есть способ вернуть всю Украину в наше лоно. И мы это сделаем, общими усилиями. Есть схема, на определенный промежуток времени разделить Украину на две экономические зоны: пусть одни живут с европейцами, другие с Россией. И посмотрим, кто в этой конкуренции будет более успешным, восток или запад Украины. Думаю, будущее за востоком. И в перспективе, глядя на экономический взрыв активности, западная часть подтянется к нам.
А государственная самостоятельность будет для Крыма той гарантией, которая позволит при изменении расклада сил или вектора изменить соглашение в ту или иную сторону. При такой гарантии Крым никогда не будет оторван от общего евразийского геополитического и культурного пространства. Мы получаем при этом полную возможность самостоятельно определять свое будущее, исходя из реального расклада сил и сигналов, поступающих от наших самых главных друзей и соседей, включая Кремль.
– В данный момент ничто не указывает на грядущую победу на Украине дружественных Москве сил. И как тогда поведет себя Крым?
– Тогда мы будем строить отношения с теми, кто победит!
– И все же что подразумевается под независимостью Крыма? Обыватель мыслит простыми категориями: или Крым в будущем вернется в Россию, или останется с Украиной…
– Крым остается в составе Украины, но с полной государственной самостоятельностью. Очень важно подчеркнуть: сейчас речь не идет о разделе Украины, о выходе Крыма из состава Украины. Наоборот, Крым в роли флагмана всего востока Украины сделает все возможное и по своему статусу, и по своему геополитическому положению, чтобы сохранить целостность Украины как единой большой страны с евразийским вектором. Если этого не получится, будем думать и решать иначе.
– Тем не менее, разговоры о присоединении Крыма к России еще неделю назад велись вполне активно. Не опасались ли крымские татары, что в этом случае им грозят новые депортации?
– Наверное, более чем 20-летняя пропаганда и откровенно антироссийская и русофобская политика, которая насаждалась в умы крымских татар, сыграла свою роль, и такие опасения вначале имели бы место у значительной части крымскотатарского населения. Но ведь практика существования аналогичных республик в РФ доказывает, что оснований для таких страхов не существует. Те законы, которые регламентируют в России права, свободы и гарантии ранее репрессированных народов, автоматически заработали бы и в Крыму, дав социальные гарантии и льготы, которых на сегодняшний день в Украине мы как нация, как этническое сообщество лишены. Поскольку в Украине за 22 с лишним года независимости не появилось ни одного закона, который бы каким-то образом признавал существование в Украине такого коренного народа, как крымские татары. И отсюда все проблемы, которые накладывались еще и на то, что наш народ находился в миграционном потоке, возвращался, и этот процесс еще не завершен. И этот процесс законодательством Украины никак не регламентирован и не защищен де-юре.
А в России это все уже отрегулировано – и законом о реабилитации репрессированных народов, и законом о реабилитации жертв политических репрессий. Ну и сама мощь государства позволяет решить проблему такого, по российским меркам, малочисленного народа, каковым являются крымские татары. Их, по разным оценкам, от 500 до 600 тысяч населения. Поэтому вначале были бы определенные страхи и вопросы, но жизнь быстро поставила бы все на место, и в течение пары лет – при правильной и грамотной информационной политике и при привлечении самих крымских татар к созидательной работе и управлению новым Крымом – последовали бы позитивные результаты. И вместо того определенного отчуждения, которое сегодня объективно существует, мы бы получили новые, дружественные, комплементарные отношения, каковые сегодня существуют в России между русскими и татарами, и другими коренными народами РФ.
– А вообще как вам кажется: где мусульманам комфортнее жить, в России или на Украине?
– В разных регионах России и Украины все по-разному. У нас в Крыму достаточно заметное количество мусульман, более 400 тысяч, конечно же, мы имеем возможность строить свои культовые сооружения, справлять свои духовные нужды. А вот, допустим, мусульмане на западной Украине не всегда могут построить мечеть, находятся несогласные, которые выводят на улицы своих сторонников и добиваются запрета на строительство. Я знаю, что в Казани, в Уфе – в традиционных центрах ислама, и даже в Москве нет никаких проблем для развития традиционных форм ислама. Есть, наверное, определенные проблемы взаимоотношений на Кавказе, но это, скорее всего, связано не с конфессиональными вопросами, а с конкуренцией на уровне геополитики и региональными конфликтами. Главное, как показывает история, трения и шероховатости в отношениях православных и мусульман преодолимы – в отличие от тех непреодолимых противоречий, которые нагнетаются во взаимоотношениях тех же мусульман с протестантами, католиками или китайцами.
– Прошла информация о том, что якобы некоторые олигархи планируют на востоке Украины какой-то антироссийский бунт. Это правда?
– Попытки реванша будут. Но, во-первых, есть пример Крыма, как можно решать эту проблему, и этот пример будет притягивать весь юго-восток. Во-вторых, есть гарантии очень серьезной державы, с мнением которой сегодня вынуждены считаться даже супердержавы. Я не думаю, что мощь и миллиарды любого олигарха сравнится с мощью российского государя. Но пусть попробуют посоревноваться.
– Как крымчане отнеслись к новости о смерти Януковича?
– При том рейтинге, который имеет сегодня легитимный президент Янукович (а этот рейтинг ниже плинтуса), люди проявили определенный интерес к этой новости, но после слов Путина все успокоились. Мы больше верим президенту России, чем интернет-ресурсам, распространившим этот слух.
– Как вам кажется: у кого больше шансов на победу на президентских выборах? Называют и Тимошенко, и даже Яроша…
– Мне кажется, рано говорить про выборы президента Украины, поскольку государства Украина как такового сегодня нет. Оно сейчас лежит в руинах, это государство. Давайте мы сначала поможем братскому народу Украины восстановить законность, порядок и конституцию, а после они сами определят, когда проводить выборы главы государства и кто будет претендовать на эту роль. Опять же, сошлюсь на вашего президента: обязательно нужна смена правящих элит Украины, но не исключено, что из табакерки может выскочить человек националистического толка. Но что делать? Таков будет выбор, и с таким президентом мы будем строить отношения. Важно чтобы все было в рамках закона и порядка, а мы поможем этот закон и порядок восстановить.
– Новое руководство Крыма заявило о намерении бороться с Хизб ут-Тахриром. Вы не опасаетесь, что под горячую руку попадутся и те представители крымскотатарского населения, которые этим идеям совершенно не сочувствуют?
– Когда лес рубят, щепки летят. Перегибы возможны. Но я абсолютно убежден в том, что самым страшным злом в Крыму являются адепты и структуры Хизб ут-Тахрира, которых надо выжигать отсюда каленым железом.
– То есть цель оправдывает средства?
– Надо минимизировать эти риски, и мы поможем их минимизировать. Мы же знаем свое сообщество, знаем, кто какую роль в этом сообществе играет.
– И напоследок свежая новость: как передают украинские СМИ, Окружной админсуд признал незаконным назначение "марионетки Кремля Аксенова" премьером и референдум в Крыму. Как вы можете прокомментировать это решение?
– А судьи кто? Ведь все, что произошло в Киеве иначе, как государственным переворотом и вооруженным захватом власти, не назовешь. Поэтому все решения нынешней майданной «власти» в Киеве «законны» только для тех, кто их пишет и принимает. И то, если с этими решениями согласны стоящие на Майдане вооруженные до зубов «революционеры» «Правого сектора». Им ли там, в Киеве, рассуждать о законности и оспаривать решения Верховного Совета АР Крым и назначенного им крымского правительства?!
Власть и Законность в Киеве прекратили свое существование после 21 февраля 2014 г., когда были нарушены подписанные Президентом Украины В. Януковичем и лидерами оппозиции соглашения, завизированные министрами иностранных дел трех ведущих европейских государств в присутствии спецпосланника Президента РФ, уполномоченного про правам человека Владимира Лукина.
А точку в спорах о законности решений, принятых крымским парламентом, в том числе и по назначению Совета министров АР Крым и его председателя – Сергея Аксенова, и по проведению в Крыму референдума о государственной самостоятельности АРК, поставил 4 марта 2014 на встрече с журналистами Президент РФ Владимир Путин – все законно: и с точки зрения действующей Конституции Украины, и с точки зрения международного права.
Автор: Вера Ильина
Еще на темы: Крым, Россия, Украина