«В свое время Прибалтику очень быстро принимали, потому что они на границе с Россией»
Законопроект в поддержку вступления Украины в НАТО внесён в Верховную Раду Украины.
Насколько реально присоединение нашего ближайшего соседа к Североатлантическому блоку? Опрошенные «МК» эксперты расходятся во мнениях...
Владимир ЖАРИХИН, директор Института стран СНГ:
««Батькивщина» всегда выступала за вступление в НАТО, так что это не новость (законопроект внесли именно депутаты от «Батькивщины» - «МК»). Но теперь они в Раде в большинстве и вполне могут принять этот закон. Однако напомню, что ранее заявка Украины на вступление в НАТО рассматривалась, и ей отказали. Не знаю, как сейчас НАТОвцы настроились, но они должны понимать все сложности, связанные с этим. Это, конечно, демонстративный шаг в рамках пропагандистской кампании, направленной против России и ее действий, но он имеет под собой определённый подводный смысл. Теперь ясно, что эта «антикриминальная» и «антиолигархическая» революция делалась, чтобы Украина вступила в НАТО, что и требовалось доказать. Уши геополитиков на Западе начали вылезать.
Однако, на мой взгляд, реальное начало процесса по вступлению Украины в НАТО маловероятно. Все прекрасно понимают, какая будет реакция России. Кроме того, цель приёма новой страны в Альянс — укрепление не только её безопасности, но и безопасности всей организации в целом. А с этим на Украине проблемы, потому что соцопросы ранее показывали, что устойчивое большинство граждан Украины против вступления в НАТО. Как сейчас — трудно сказать: боюсь, что в ближайшее время серьезной социологии на Украине не предвидится.
Кроме того, в НАТО принимают страны, которые не имеют территориальных проблем и внутренних конфликтов, а в Украине наметился по крайней мере один конфликт, связанный с Крымом. И больше того, мне кажется, что погорячилась «Батькивщина». Предложение о вступлении в НАТО - это такой подарок тем в Крыму, кто готовит референдум. Потому что в Крыму, если такие поправки о вступлении в НАТО будут приняты Радой, почти наверняка проголосуют за государственный статус Крыма. Просто для того, чтобы на этой территории НАТО не было».
Олег КУДИНОВ, директор Российско-украинского информационного центра:
“Есть НАТОвские документы, которые не позволяют принимать в Альянс страны, у которых есть нерешенные территориальные споры и страны с неустойчивой политической обстановкой. Вступление в НАТО вообще процесс не быстрый, надо сначала перейти на некоторые НАТОвские стандарты по разным политическим, экономическим и другим аспектам, от армейских вещей до унификации законодательства. Это занимает 3-5 лет. Грузия уже лет 10 вступает в НАТО, и пока не вступила.
С другой стороны, в свое время Прибалтику очень быстро принимали, потому что они на границе с Россией и надо было срочно забить место. Поэтому я не исключаю возможности, что будет то же самое и с Украиной. И не исключаю, что именно поэтому Путин попросил разрешения Совета Федерации на применение войск, потому что кто первый введет войска — тот и застолбит территорию, и будет там стоять. Прямую конфронтацию никто вести не будет, а вот немножко застолбить территорию в политическом и в военном отношении - это да».
Алексей МАКАРКИН, замгендиректора Центра политтехнологий:
«Вхождение в НАТО - это длительная многолетняя процедура, она может сокращаться, если есть потребность, но не слишком сильно.
Если мы вспомним 2008 год, то тогда республиканская администрация в США продвигала идею о вступлении в НАТО Грузии и Украины, что вызвало резкое неприятие со стороны России. Но и тогда речь шла не о вступлении в НАТО, а о том, чтобы начать переговоры.
Но есть и ещё одна особенность: если тебя принимают в качестве кандидата, с которым ведут переговоры, то потом трудно свернуть с этой дороги. Конечно, в Украине бывает всякое, и она Европе преподнесла сюрприз, когда Янукович в последний момент отказался от подписания Ассоциации с ЕС. Но что стало с Януковичем?...Как правило, такие переговоры завершаются результативно.
Украинские парламентарии хотят показать, что берут курс на Запад. Они боятся, что Запад начнёт с Россией договариваться, как в 2008 году это было после конфликта с Грузией.
Но следует учитывать, что на Украине всегда разделяли эти две вещи: евроинтеграцию и евроатлантическую интеграцию. Если первая всегда пользовалась поддержкой, то вторая - вызывала общественный конфликт. Если не ошибаюсь, в 2008 году вступление в НАТО поддерживало около 15-16% населения, причём против был весь Восток и Юго-Восток. Сейчас, видимо, сторонники интеграции в НАТО считают, что у них есть шанс, так как все рассматривают Россию как агрессора, причем на Востоке элиты раздражены не меньше, чем на Западе. Это обычные «регионалы», которым самим 3 недели назад не пришло бы в голову, что они могут захотеть вступить в НАТО. Но теперь не исключено, что Рада большинством голосов эту идею поддержит».
" Ясности с Крымом нет, - говорит Дмитрий Орешкин. - Крымская элита и большинство населения под Россию вовсе не хотят.
Есть так называемая "русская партия", но большинство не желает быть под Киевом, и почти в такой же степени не желает быть под Москвой.
Заветная мечта любого начальника - быть суверенным, иметь красную дорожку к самолету и называться президентом чего-нибудь".