"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, мая 27, 2014

Назарбаев также считается идеологом Шанхайской организации сотрудничества





Росбалт, 26/05/2014 11:52

Вот вам и Азия!


На IV саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии Нурсултан Назарбаев поднял вопрос о создании Организации по безопасности и развитию Азии (ОБРА) – своего рода аналога ОБСЕ. По его словам, новая организация должна быть сформирована на базе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), и "составить здоровую конкуренцию ОБСЕ". Запад, в отрыве от Востока, не может устойчиво развиваться и "претендовать на монополию в поиске истины", заявил президент Казахстана.

Как пояснил сам Назарбаев, "Глобальный кризис, в который мир вошел шесть лет назад, никуда не делся. Он нарастает, охватывая одну сферу за другой: финансовую, экономическую, социально-политическую, вплоть до культурно-духовной. Это кризис всех сторон и устаревшей модели развития мира. Это общецивилизационный кризис, который является системным. Поэтому нам, странам Азии, необходимо самим заняться мирным развитием континента. Важным инструментом в этом процессе может стать ОБРА".

Что стоит за предложением Назарбаева? Резкая смена внешнеполитического курса Казахстана, разочарование в европейских и вообще западных институтах, утверждение Азии в качестве одного из ведущих мировых игроков, попытка создания новой архитектуры безопасности, или что-то иное? И вообще, насколько перспективна идея Назарбаева, отличающегося прагматичностью, дальновидностью и полновесностью всех своих политических шагов.

Напомним, что ему же принадлежит идея создания Евразийского союза, который вначале воспринимался как "холостой выстрел", а сейчас за его "не осуществление" Запад ломает копья. Назарбаев также считается идеологом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и инициатором создания СВМДА. В последнее объединение входят 26 государств, включая крупнейшие экономические и политические центры мира – Россию и Китай.

Разумеется, в одночасье ОБРА не сможет, а, по идее, и не должна стать аналогом ОБСЕ, которую критикуют многие политики за малую эффективность. Сам Назарбаев на днях, в ходе состоявшегося в Астане VII экономического форума, заявил о "признаках бессилия" ОБСЕ в конфликте на Украине и подчеркнул "отсутствие политической воли в реформировании этой организации".

Также, по информации Tengrinews.kz, он сообщил о глубоком разочаровании Казахстана тем, что сегодня некоторые страны клонируют худшее наследие прошлого века. Рецидивы несдержанности, оправдание силовых методов решения конфликтов создают, сказал он, опасные прецеденты для остального мира и фактически поощряют необъективность в решении межгосударственных споров.

Но вернемся к ОБРА. Учитывая возрастающую политическую роль азиатского региона, бурного экономического развития части входящих в него стран и их участие в меняющихся геополитических реалиях, из затеи Назарбаева может выйти большой толк. Тем более, что система безопасности Азии, как таковая, не завязана на едином центре, и ее предстоит выстроить с учетом региональной специфики, чуждой и не вполне понятной для европейской системы безопасности. И тут Казахстан, находящийся на стыке Европы и Азии, и вносящий большой вклад в обеспечении безопасности региона, может сыграть большую позитивную роль.

Идет ли речь, в контексте создания ОБРА, о противопоставлении Азии Европе? Вероятно, в некотором роде  – да. Но это неизбежно, если иметь в виду, что новая структура ориентирована на самостоятельное наведение порядка в своем азиатском доме. Говоря по-простому, ей это сподручнее, чем той же ОБСЕ, продемонстрировавшей свою полную несостоятельность в урегулировании конфликтов в самых разных регионах, включая азиатский. Но, разумеется, без взаимодействия с другими профильными организациями ОБРА обойтись не сможет.

Идею Назарбаева поддержал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По данным издания МСН Online, он отметил, что Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии уже воспринимается во всем мире как аналог ОБСЕ, и предложение президента Казахстана "станет логическим продолжением курса на углубления взаимодействия стран – участниц".

По мнению Атамбаева, рост религиозного экстремизма, угроза проникновения террористических группировок в страны Центральной Азии, а также риск увеличения в регионе наркотрафика остаются главными проблемами. И только высокий уровень взаимодействия, целенаправленной и комплексной работы между участниками СВМДА может создать эффективный заслон таким явлениям. Здесь же отметим, что Атамбаев несколько преувеличил нынешнее значение СВМДА – некоторые аналитики воспринимают это объединение как дискуссионный форум, и не более того.

Но, вопреки мнению скептиков, СВМДА, вероятно, уже подготовило площадку для создания ОБРА и новой архитектуры безопасности в Азии. Амбиция, конечно, огромная, но не лишенная основания. Разумеется, у нее есть критики. В частности, о бесперспективности ОБРА заявил депутат парламента Азербайджана, политолог Расим Мусабеков.

"В свое время, когда создавали ОБСЕ, мир был расколот на два лагеря – социалистический и капиталистический. Основной задачей для СССР было закрепление итогов Второй Мировой войны, а именно границ, сфер влияния. Запад же продвигал "Третью корзину", связанную с правами человека. Были НАТО и Варшавский договор. Два крупных блока, которые между собой договорились о правилах игры. Есть такие два объединения в Азии? Их нет. Поэтому я не вижу особой перспективы для этой идеи", — сказал он агентству "Новости — Азербайджан".

По его словам, "У многих стран в Азии есть взаимные претензии, и я думаю, что выйти на какие-то согласованные решения будет достаточно сложно. Пока, во всяком случае, я не вижу энтузиазма у таких стран, как Индия, Китай, Россия, США, Япония, от которых в первую очередь будет зависеть, будет ли создана такая организация или нет", — отметил Мусабеков.

С мнением азербайджанского политолога можно поспорить, имея в виду выступления на саммите СВМДА президента России и председателя Китайской Народной Республики. Так, Владимир Путин высказался в пользу создания в Азии системы межгосударственных отношений, отвечающей современным реалиям. Также, заявил он, Азиатско-Тихоокеанскому региону необходима архитектура безопасности, обеспечивающая равноправный характер взаимодействия, исключающий любые замкнутые блоки.

"Региону требуется архитектура безопасности, которая гарантировала бы равноправный характер взаимодействия, подлинный баланс сил и гармонию интересов. Убеждены, что все это должно основываться на неделимости безопасности. … Будущая система подлинной и равной безопасности в Азии должна опираться на баланс механизмов двусторонней и многосторонней дипломатии, исключать любые замкнутые и узкие системы и блоки. Только такой подход позволит нам избежать появления в регионе новых политических и идеологических разломов" — цитирует Путина РИА "Новости".

А председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, передают другие источники, предложил создать новую структуру безопасности в Азии с участием региональных держав, России и Ирана, однако без США. Он также предложил создать центр реагирования на угрозы безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Словом, фундамент под ОБРА уже формируется, но какими будут реальное наполнение нового "сооружения" и его практические действия – пока неизвестно. Но уже можно констатировать бунт все большего количества государств против однополярного мира, навязывания западных образцов системы безопасности, и тягу к интеграции по принципу если не ментальной, то схожей географической и политической систем координат.

Ирина Джорбенадзе
Подробнее: