"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, июня 17, 2014

Прошедший День России — праздник, о содержании которого до сих пор идут напряженные споры

Россия, которую мы не теряли


В течение последних 100 лет россияне живут в той же самой политической культуре, которая упрямо воспроизводит себя вопреки революциям и смене поколений


Мария Снеговая
Vedomosti.ru
16.06.2014


  Эта публикация основана на статье «Россия, которую мы не теряли» из газеты «Ведомости» от 16.06.2014, №105 (3609).

Прошедший День России — праздник, о содержании которого до сих пор идут напряженные споры, — и фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» напомнили о кризисе идентичности, с которым российское общество, кажется, уже сроднилось. Фильм повествует о прекрасном утраченном рае, Граде Китеже, навсегда ушедшем под воду, — дореволюционной царской России, преемственность с которой, по мысли автора, была полностью прервана Октябрьской революцией. Однако был ли столь безвозвратно утрачен мир дореволюционной России?

В действительности странам не так легко отказаться от своего прошлого. В политических науках этот феномен носит название «зависимости от траектории развития» (или колеи). Множество работ подтверждает наличие связи между отдаленными во времени факторами и современными особенностями стран. Например, Нейтан Нанн и Леонард Уонтчекон (Nathan Nunn, Leonard Wantchekon) в работе «Работорговля и происхождение недоверия в Африке» показывают связь работорговли с сохраняющимися низкими уровнями доверия в тех регионах Африки, где она была распространена. Вполне поддаются выявлению эффекты, связанные с практиками, принятыми в Оттоманской империи, и сегодняшней коррупцией, и даже влияние китайской письменности на восприимчивость культуры к коллективным ценностям. В целом большинство ученых сходится в том, что исторические режимы и институты оказывают сильнейшее отложенное влияние на современное состояние дел в исследуемых сообществах.

Так и многие институты, существовавшие в Российской империи, были в той или иной степени воссозданы в наследовавшей ей империи советской. Прежде всего, сам факт возникновения социализма в России не случаен. На протяжении ХХ в. социализм обычно побеждал либо в отсталых феодальных странах, либо там, где вновь возникшие капиталистические отношения не успевали укрепиться. Политологи подчеркивают преемственность между элементами феодального общества, существовавшими при царском режиме, и теми, что были воссозданы в советской версии системы. Теда Скочпол в известной работе «Государства и социальные революции» (Skocpol, Theda. 1979. States and Social Revolutions: A Comparative Analysis of France, Russia and China), сопоставляя примеры Китая, Франции и России, обращает внимание на то, что во всех случаях социальные революции происходили в периоды активной модернизации аграрно-бюрократических обществ.

Непосредственной причиной революции во всех странах была неспособность центральной администрации и военного аппарата быстро ответить на вызовы стремительно меняющейся среды. А результатом революции — сильнейшая рационализация и централизация пришедших на смену государственных институтов. Еще более острую версию выдвинул в свое время Ричард Лёвенталь (Loewenthal, Richard. Development vs. Utopia in Communist Systems), предположив, что марксистско-ленинские диктатуры приходят к власти в странах, где отсутствуют факторы (институты), которые привели к возникновению современных капиталистических обществ в Западной Европе и Америке.



Читайте далее: