"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, июня 19, 2014

Книга




Вигель Ф.Ф. Записки. В двух томах Редакция и вступительная статья С.Я. Штрайха . М.: Артель писателей `Круг`, 1-я Образцовая Типография 1928г. 377, [6] с., 1 л.портр. + 356 с.



С портретом в первом томе. На форзацах художественные экслибрисы собрания Г.В. Заушкевича. Тома в полной комплектности, без штампов. / / / Известностью своей Вигель обязан своим мемуарам о первой трети XIX века (доведены до 1830 года), которые, несмотря на желчность и пристрастность оценок, а также многочисленные неточности, служат первостепенным источником для исследователей того времени. Сам автор читал отрывки и у себя дома, и в многолюдных гостиных.

Мемуары, долгое время ходившие в списках, опубликованы со значительными цензурными пропусками в ²Русском ве стнике⌡ после смерти автора (1864) и пользовались широкой популярностью. Многие спешили оправдаться от суровых приговоров Вигеля и оправдать своих родственников или друзей. Множество исторических лиц прошло перед Вигелем.

Он помнил вступление на престол Павла, знал Николая Павловича еще великим князем, видел семейство Е. Пугачева, соприкасался с масонами и мартинистами, посещал радения квакеров в Михайловском замке.

В записках его проходят А. Кутайсов, князь А. Н. Голицын, поэт-министр Дмитриев, князь Багратион, И. Каподистрия, поколение Воронцовых, Раевских, Кочубеев. В Пензе, где в 1801-1809 гг. губернаторствовал его отец, он застал в качестве пензенского губернатора М. Сперанского, ²как Наполеона на Эльбе⌡, уже свергнутого и сдавшегося; при нем доживал свой век ²на покое⌡ Румянцев-Задунайский.

Назначение Кутузова, все перипетии войны и мира, все слухи и сплетни об интригах и войне, немилость и ссылка Сперанского, первые смутные известия о смерти Александра, заговор декабр истов . все это описано Вигелем в ²Записках⌡. Заканчиваются они кануном польского мятежа. Старосветский быт, дворянское чванство, старинное передвижение по убогим дорогам с приключениями и знакомствами в пути, служебные интриги . все это колоритно передано Вигелем в спокойной, неторопливой манере. В отношении отдельных личностей (таких, как Гоголь) Вигель узок и лицеприятен, впадая в пристрастность, граничащую с черносотенством.