"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, марта 01, 2016

Шохрат Кадыров.Тюркский мир сирийской войны

01.03.2016 00:01:00

Об авторе: Шохрат Кадыров – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН.



На днях вступила в силу резолюция СБ ООН о прекращении всех боевых действий, в том числе ударов российских Воздушно-космических сил (ВКС) и Военно-воздушных сил (ВВС) и возглавляемой США коалиции. Соглашение не распространяется на удары по позициям «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» (организаций, запрещенных в России) и других группировок, которые Совбез ООН признал террористическими. Однако уже в тот же день поступила информация о том, что турецкие войска обстреляли подконтрольные курдам города в Сирии. Это первое нарушение резолюции СБ ООН 2268 и, вероятно, не последнее.

Борьба с курдами – главная цель Турции. А главная ее опора там – туркоманы. Турция никогда не откажется помочь братьям-туркоманам в Сирии сохранить свои территории, тем самым обеспечив там турецкое присутствие. Использование этнической карты в политике – игра рационального с иррациональным. Так, в ответ на предложение России Эрдогану извиниться за сбитый самолет и наказать виновных лидер Турции демонстративно наградил туркомана, сбившего русского летчика. И все это на фоне предложений Анкары вернуться к миру. Не было бы в Сирии туркоманов, было бы куда меньше весомых и понятных турецким гражданам мотивов вмешательства Турции в дела Сирии. Не было бы и силы внутри Сирии, на которую Турция могла опираться.

Туркмены-огузы появились в Сирии в составе военных поселений Сельджукской (происходящей из Туркменистана) империи гораздо раньше возникновения турков как нации (XVI–XVII вв.). Сохранению себя как самостоятельного этноса туркоманы обязаны Сирии. Туркменов, говорящих на туркменском языке, в самой Турции едва ли больше 200 тыс., в то время как туркоманов в Сирии более миллиона. Показательно, что до войны в Сирии в России мало обращали внимание на их существование. Туркоманы Сирии никогда не представляли непримиримую оппозицию, не были инициаторами войны и сегодня ведут борьбу не столько компактно, сколько в различных антиасадовских группировках. Их участие в военных действиях можно объяснить этническим родством с турками. Большинство их не видит своего будущего без покровительства Анкары. Пока существуют туркоманы, Турция имеет возможность разыгрывать карту этнической иррациональности, и не только в Сирии.

Сбитый туркоманом российский самолет можно рассматривать и как случайность, и как резонансный эксперимент внедрения новейших политтехнологий иррационального. Российская этнография, увы, до этого не доросла. Российские этнографы даже не смогли ответить: а кто такие сирийские туркоманы и есть ли связь между ними и тюрками Кавказа и Центральной Азии? Этносов вообще в природе не существует, это придуманная реальность, считают те, кто сегодня управляет этнографией в России. На самом деле этносы извечны. Они мобилизуют людей «по умолчанию», основываясь на идее расширенного (мнимого и реального) родства. Ситуация усугубляется тем, что в современных этнократических государствах Центральной Азии идея расширенного родства становится частью официальной доктрины нациестроительства, то есть внедряется властью со школьной скамьи. И тут уже не важно, что думает наш среднеазиатский тюрок о своем родстве с турецкими или сирийскими тюрками и есть или нет таковое. Куда важнее, что все тюркские государства вооружены в отношениях с Турцией лозунгом пантюркизма: «Два государства – один народ».

В духовной книге «Рухнама» («Книга о духе») – наследии Туркменбаши (первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов) все тюрки происходят от туркменов-огузов, а кульминационный расцвет величия туркменов связывается с династией Сельджуков (туркоманов) из Туркменистана, покоривших мир от Испании до Китая и положивших начало Османской Турции. «Рухнама» приравнивалась к Корану, чтобы национализмом отвлечь туркменов от исламского фундаментализма. После кончины Туркменбаши эта опасность возросла на порядок. Вот почему книга о родстве туркоманов и туркменов до сих пор главная в неатеистическом, но светском Туркменистане.

Россия, как участник войны в далекой Сирии, рискует ухудшить отношения с ближним тюркским миром Кавказа и Центральной Азией. А он во времена Российской империи служил подушкой ее безопасности. На этой модели основывается идея Евразийского союза. Не принять это во внимание было бы стратегической ошибкой.

Источник