"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, декабря 13, 2014

Базис стабильности Туркменистана – это экономика паразитарного благополучия


Публичная журналистика из «Zonы.kz»


Просмотрев в «Ютубе» видеоинтервью журналиста газеты Zona.kz Г.Ковалёва с профессором  российского кыргызско-славянского университета невольно задаешься вопросом, а с чего это всё вдруг (ведь никакого информационного и иного повода нет). Ни с того, ни с сего приглашён на интервью профессор, и прямо в лоб ему  адресуется вопрос (привожу его, так как он звучит в оригинале): «Публика знает Туркмению как закрытую страну, что Вы можете добавить к этому?».

Не правда ли оригинально? В самом что ни есть кабачком стиле задан тон беседе и профессор (Александр Князев, кыргызско-славянский университет), как ни пытался впоследствии быть объективным, так и не смог, тоже скатился на уровень своего оппонента-интервьюера.

Может руководство газеты поручило начать интервью с Князевым именно с этой фразы? Но и эта догадка отметается вдумчивым читателем после дальнейших  бесцеремонных выпадов журналиста, принявших планомерный характер. Масса догадок и предположений возникает от всего этого. Но ведь что удивляет, такую «журналистику» принимают и подхватывают все те же недоброжелатели Туркменистана.

Становится очевидным то, что им всё одно, лишь бы это было «против». Журналистской этикой в таких случаях, как говорится, и не пахнет.

Так же далёк от настоящей журналистики, очевидно, и господин Ковалев задававший «каверзные» вопросы  Князеву, который уже со «знанием» дела отвечал на них. Господин Князев согласен, что базис стабильности – это экономика Туркменистана. Страна с ростом ВВП в 10% может позволить себе заботиться о своих гражданах, повышать ежегодно заработную плату, пенсии, стипендии и т.д. В его глазах в Ашхабаде - ослепительный только центр и стоит выехать на «окраину», а там сеть жилых микрорайонов, построенных в советскую эпоху. Да, но где, например, в том же Кыргызстане построен хотя бы один новый дом?

Темпы же градостроительства в Туркменистане не имеют аналогов в СНГ. Тысячи людей ежегодно по всей республике становятся хозяевами  нового комфортабельного жилья, при чем более 80% из них площадью в 150-250 м2 .  Представьте себе, что за коммунальные услуги владелец квартиры платит всего в месяц 25 манат (порядка 7,5 долларов США), а свет обходится на льготной основе в 2 пачки  сигарет в год. То же происходит и в  сельской местности строятся дома, стадионы, спортплощадки, школы, детсады, медицинские и культурно-бытовые учреждения. Такова социальная политика,  рассчитанная  до 2030 года. Не знать этого Князев просто не мог.

А что стоит за его фразой, относящейся к оценке населения «…большая часть забита». Не навлечёт ли на себя профессор гнев своего же близкого окружения, которое по ментальности схоже с туркменами? И не подадут ли на него жалобы в судебные инстанции? Сложно, когда реалии подменяются иллюзиями.

Что же касается изолированности Туркменистана. Да, Туркменистан действительно изолируется, но от попыток проникновения в страну  экстремизма, терроризма и другой «нечисти». Сохранение общенациональной стабильности и эволюционное развитие, один из главных приоритетов страны и общества.

Политика Туркменистана, как Нейтрального государства предусматривает равноправные и двусторонние отношения со всеми странами мира, а для этого не обязательно вступать в какие-то блоки. В этом Туркменистан открыт для любого государства. На территории Туркменистана действуют десятки иностранных компаний, в т.ч. стран СНГ. Визит президента Кыргызстана  А.Атамбаева  в стране воспринят более чем радостно и позволяет расширять взаимовыгодные и равноправные отношения между двумя странами. Вот, может, об этом стоило бы порассуждать двум уважаемым интеллигентам, представляющим Кыргызстан, а не выдумывать небылицы.




От Редакции "Пайхас".

Руководство Туркменистана разумно пользуется  богатыми сырьевыми ресурсами. Сама страна и ее население ничего не производят и не создают такого, что позволило бы гарантировать процветание вне ресурсного благополучия.

В этом сильнейший стратегический просчет режима в Туркменистане.

Модель экономики паразитарного благополучия не может быть принята уже только в этой связи для остального мира.

Это благополучие висящее на волоске мировой конъюнктуры на ресурсы и мизерного населения этой страны.

Делая подобные заключения мы ни в коей мере не хотим задеть самолюбие политиков, но факт остается фактом. И случись ЧТО, страна рассыплется как карточный домик.

Это ЧТО есть внешние вызовы и надо признать, что число таковых не сокращается, а растет: вывод войск США и Афганистана, уход в отставку Назарбаева и Каримова, крайне серьезный экономический, финансовый, внешнеполитический и внутриполитический кризис в России. Россия, фактически, готовится к большой войне. По своей или не своей воле, не имеет значения.

Страны, против которых будет направлена эта будущая "горячая" война тоже не сидят сложа руки. И та и другая стороны хорошо понимают, что находящийся в геополитическом мешке Туркменистан, благодаря мощной ресурсной базе за последние 30 лет превратился в важнейший узел мировой торговли углеводородами, а значит и мирового баланса мил.

Туркменистан не готов ответить ни на один из этих вызовов, а обращение к помощи ООН (как нейтрального государства) мгновенно превратит Туркменистан в яблоко раздора и зону перманентной оккупации, как с севера, так и с юга.

Именно тот факт, что в стране действуют десятки иностранных компаний государств, отношения которых нельзя назвать дружественными, делает страну потенциально нестабильной.

Главное богатство любой страны - люди. Уберите 4 млн. туркменов и Туркменистан перестанет существовать на карте мира. Отсюда возникает вопрос жизненно важный для будущего. К какой системе культурных координат в глобализирующемся мире принадлежит туркменская нация: российской, американской, японской, китайской, европейской, мусульманской, евразийской... Ответа на этот вопрос пока нет.

Нет, речь не о том, чтобы Туркменистан ложился под кого-то. Принадлежность к определенной культуре ценностей определяет и ценность Туркменистана в ней. Но если эта ценность только ресурсы, то для чего этой системе туркмены?