"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, апреля 05, 2015

Стоит наступить человеку на ногу, как он тут же станет хамом



Избитые женщины, «крымнаш», «Антимайдан», скандалы с «телочками», желание запрещать, исходящее не только от государства, – «Афиша-Город» попросил преподавателя Отделения социокультурных исследований РГГУ Оксану Мороз объяснить, откуда в обществе столько агрессии, и к чему это приведет.


Уровень агрессии повысился

Согласно опросам ВЦИОМ современные российские граждане очень восприимчивы к разным идеологическим мотивам. Это легко объяснимо: отношение к происходящему у соотечественников накладывается на настроения реваншизма. Многие воспринимают распад Советского Союза как личную травму. Наблюдавшиеся в последние годы разного рода микро- и макрокризисы, в результате которых люди почувствовали некую нехватку благополучия и благосостояния, та агрессивная риторика, которую предлагает власть, — а это ресентимент, враждебное противостояние внешнему врагу, — очень пришлась ко двору в обществе.

Помните, была история про Светлану Давыдову, многодетную мать, из которой пытались, нарушая правовую логику, сделать врага народа? ВЦИОМ проводил замеры — почти 50%  граждан считают, что к ней надо было применить какие-то уголовные меры. Это, конечно, говорит о том, что люди становятся агрессивными, а степень свободомыслия и общей толерантности снижается. Некоторые правовые инновации последних лет, связанные с повышением уровня цензуры в отношении интимной, социальной и культурной жизни граждан, прозвучали для общества как команда «Фас», как оправдание буллинга и преследования.

Есть специфика государства и есть особенности медиа. Медиа имеют некоторую совокупность правил. Согласно им создаются, отбираются и транслируются новости в определенном спектре интенсивности. В книге «Реальность массмедиа» Николас Луман выводит целый список критериев, по которым СМИ выдают новости. Среди них скандальность, наличие жареных фактов, возможность аффективного влияния на человека — то есть формируют очень эмоционально заряженные сообщения. В результате такой селекции сообщения, которые можно подать спокойно, получаются интенсивнее, приобретают характер алармистских. Алармизм — рассуждения, что вот завтра война, — воздействуют как аффект. А что такое аффект? Это та эмоция, которой нельзя сопротивляться. В ситуации зрительского ответа на этот вызов вы можете отреагировать двояко: либо испугаться, что мы на пороге третьей мировой, либо занять оборонительную позицию, мол, да мы, как в старые добрые времена, сейчас как встанем с колен! В первом случае вы оказываетесь в состоянии перманентной тревожности, а во втором получаете некоторое удовлетворение и даже уверенность, особенно если все прочие сферы приватной и общественности жизни не дают повода собой гордиться. Это тот самый реваншизм.



«Телочки» показали, что либералы тоже ожесточаются

Медийный скандал с «Медузой» и их сексистскими твитами показал, что не только те, кого мы считаем агрессивными консерваторами, но и те, кто похож на либералов, вооруженных демократическими ценностями, не умеют слышать, вступать в открытый диалог. Казалось бы, сетевая культура гораздо в большей степени инкорпорирована в логику свободной коммуникации, уровень терпимости должен быть выше. Но нет. При этом исследователи, которые занимаются рунетом, предостерегают нас от приписывания ему каких-то особенно отвратительных характеристик: рунет не отличается от других национальных видов интернета каким-то особым уровнем хамства  или неприязни. Дело в том, что, во-первых, пользователи интернета считают его свободным пространством, существование в котором не сопряжено с представлением об ответственности. Здесь можно делать все что угодно и абсолютно безнаказанно. Во-вторых, в интернете те типы общения, которые приняты в обществе, становятся интенсивнее, эмоциональнее. Мы видим само общество очень разобщенным и агрессивным, в сети эта особенность становится более заметной.

Еще одна проблема в том, что не существует переговорной площадки для общения с властью. Люди не могут предъявить претензии, не могут выдвинуть конструктивные предложения. И здесь важно, что не только государство не особо заинтересовано в создании независимых коммуникационных площадок, но и сами люди не часто проявляют инициативу. Гораздо проще выйти на улицу, чем попытаться вступить в диалог. Более того, когда возникают фонды, направленные на решение социальных проблем, а значит, способные выступить полем, где люди смогут поговорить с властью, это не всегда встречает поддержку со стороны публичных либералов. Достаточно вспомнить случай с Чулпан Хаматовой или даже деятельность доктора Лизы, которая в несколько последних месяцев вызвала споры в социальных сетях. Так что это проблема не только государства-левиафана, которое отличается известным гигантизмом и оттого ригидностью, медлительностью. Общество тоже отказывается трансформировать свои механизмы.

Есть еще пример: моя коллега Галина Юзефович ведет колонку про книги на «Медузе». И там она каждую неделю пишет про прекрасные или ужасные книги. Совершенно неангажированная позиция. Но после этого случая с «Медузой» ее отфрендили на фейсбуке 20 человек просто потому, что она сотрудничает с «Медузой». Это глубоко внутри нас... Не существует вообще идеи, что мы можем вступать в диалог. Любой значимый общественный вопрос вызывает очень резкую реакцию. Любой компромисс воспринимается в штыки. Ужас создания ненависти к другому не в самой ненависти, а в том, что это даже обсудить невозможно.

Идеологический посыл власти работает даже в отношении групп, которые считают, что они исключены из информационной повестки. Например, у меня много студентов, которые принципиально не смотрят телевизор, не читают какие-то специальные типы СМИ и считают, что они вне этого контекста. Но они недооценивают, что интернет так или иначе фрагментарно транслирует очень многие вещи, которые они впитывают. В прошлом году перед зданием РГГУ проходила акция: нужно было принести футболку с каким-нибудь американским логотипом или просто с надписью на английском языке, и тебе выдавали футболку с чем-нибудь типа «Наши «Искандеры» ничего не боятся». Там стоял самовар, баранки, варенье. И вы бы видели, с какой скоростью туда шли студенты. Для них это был такой фан, движуха. По факту они все равно оказывались включены в эту идеологическую игру.

Граждане не чувствуют ответственности

В России нет опыта  общения с государством как с партнером. То, что в Европе развивалось в рамках логики капитализма и атомарного существования, у нас было усвоено искусственно. У Кристиана Лаваля есть замечательная книга «Человек экономический», где он рассказывает, что даже у Августина Блаженного можно встретить мотивы оправдания человека «заинтересованного». Говоря современным языком, мотивированного получением личной пользы от любых коммуникаций. По мере того как мы приближаемся к культуре буржуазии и больших городов, кристаллизуется идея зависимости успеха и счастья правителя от благосостояния граждан. И в принципе европейские государства стараются отстраивать эти партнерские отношения. Такое уважительное отношение позволяет сохранить спокойствие, ощущение диалога и минимизировать протестные эксцессы, окончательно предотвратить которые, конечно, невозможно. Понятно, что это лишь некое иллюзорное ощущение, потому что любые самые либеральные и демократические начинания и гуманистические ценности важны как фон для решения экономических вопросов.

Но в России не было даже такого. Господин Бердяев, к которому любит апеллировать Путин, около века назад не стеснялся писать, что история существования России и развития ее политических систем определяется в том числе географическим детерминизмом. Страна огромная, управлять ею не тиранией неудобно и вообще вряд ли возможно. Понятно, что это мифологическая модель, но она похожа на коллективное самоощущение, идентичность россиян. Здесь всегда была сильная власть и никогда не было гражданского общества.

Даже для российских либералов сегодня распространенной является идея о том, что гражданское общество — это метафора, означающая условия всеобщего счастья, свободы и благоденствия. Крайне редко борцы за либеральные ценности вспоминают, что гражданское общество, согласно теоретикам капитализма, например, Эву Кьяпелло, это еще один механизм контроля общества, который избран либеральным государством.

С точки зрения официального дискурса власти то, что мы наблюдаем сегодня — ручное управление, наличие нескольких «менеджеров» на ключевых позициях, очень сильная привязка региональной власти к центральной, — вполне себе норма искусства управлять РФ. У граждан же есть привычка к представлению глав государства не в виде сменяемых чиновников, а в виде «отцов нации». Люди не готовы нести ответственность за принятие своих решений. Получается, что нами управляют — и нас это устраивает. А современная политическая теория говорит о том, что государство не должно быть жестким зверем, но и не должно выступать в виде опекающей несмышленых детей няни. Государство должно состоять из сообществ, которые имеют возможность выражать какую-то позицию. Это и есть политическое общество — в противовес обществу закрытого типа.

Ханна Арендт, занимавшаяся вопросами тоталитарного и массового общества, писала, что люди, составляя сообщество, должны понимать, что они будут нести коллективную ответственность за все то, что происходит в пределах их комьюнити. Условно говоря, вот мы все с вами должны сейчас осознавать, что мы несем ответственность за присоединение Крыма. Однако большинство людей, вне зависимости от мировоззрения, не хотят разделять такую ответственность, путая ее с коллективной виной, с навязыванием виктимности. С Крымом проблема в том, что, по мнению многих, он действительно наш. Иногда люди защищают свои одобрительные высказывания компетенциями (я слышала подобное от историков в возрасте), иногда чистым аффектом («Крым наш, и это восстановление справедливости!»). Почему люди не подумали о последствиях? Ну многим людям не до того — они заняты выживанием, решением социальных проблем. Кто-то, кто живет далеко — в Сибири, на Дальнем Востоке, — сталкивается с другими вызовами, что косвенно подтверждает угрозу сепаратизма. Есть и части страны, которые являются государством в государстве, типа Татарстана, у них своя специфика.


Будут расти все формы нетерпимости

Любые идеи, которые имеют отношение к преступлениям на почве ненависти, все, что касается дискриминации по любому принципу (расизм, национализм, эйджизм, сексизм). Вообще все, что против гетерогенности в культуре. Я повторю, что для этого даже необязательно заниматься пропагандой, ведь основные либеральные принципы, способные защитить нас от hate crimes, не усвоены. Основная масса людей присвоила себе представление о свободе в 90-е, представления о демократии в 2000-е, и все эти нормы так и не стали своими. В результате либерализм, демократические ценности, даже общие гуманистические ценности — это тонкая амальгама на том, что в действительности составляет ядро российской культуры. Ни один из принципов мультикультурализма не усвоен — и, следовательно, стоит наступить человеку на ногу, как он тут же станет хамом. Это неприятие другой позиции, отсутствие представления о том, что Другой — это нормально, к сожалению, глубоко внутри нас.

Любой значимый общественный вопрос вызывает очень резкую реакцию. И это начинается с каких-нибудь банальных гомофобных тем и заканчивается вопросом, делать ли прививку ребенку. Раскол существует на всех уровнях. Это видно в медиа: ток-шоу отвратные, в интернете люди занимаются троллингом — чем угодно, только не разговором, люди отказываются искать компромисс. Ужас создания ненависти к другому не в самой ненависти, а в том, что это даже обсудить невозможно.

Что означает «случай Капкова»?

Если государство поймет, что на самом деле управление можно производить не только репрессивными методами и методами экономической или символической покупки людей, а путем предложения им некой привлекательной для них повседневности, тогда можно будет найти работу многим менеджерам, подобным Капкову. Для условных Капковых самым простым методом работы будет следующий: мы должны создавать не идеологию, которая пропагандирует агрессию, а платформу, которая сможет каким-то комплементарным для человека образом проводить в жизнь цели государства, отличающиеся известным изяществом и целесообразностью хотя бы в среднесрочной перспективе.

С молодежью вроде нащупали как работать, хотя и здесь есть масса вопросов. Другое дело, что со старшим поколением парк Горького с фалафелем не пройдет. Здесь надо проводить тонкую, градуированную политику, объединенную единой логикой, но ранжируемую в зависимости от опыта граждан. Скажем, со старшим поколением, конечно, надо пересмотреть опыт Советского Союза, необходимо провести люстрацию. Я не сторонник радикальных мер и не считаю, что всех, кто хоть как-то был связан с компартией, надо репрессировать. Но хотя бы не надо закрывать музей «Пермь-36», не стоит постоянно проводить прокурорские проверки в «Мемориале» и Музее Сахарова. Нужно оставить людям хотя бы понимание того, что есть анклавы либеральности. Это как с «Дождем» — несмотря на все спекулятивные разговоры, телеканал говорит, и это важно, как был важен их прошлогодний опрос, как раз проверивший способность нашего общества к проведению люстрации.

Иными словами, государству необходимо понять, как работать с основными сообществами, немножко ослабить хватку и перестать обращаться к людям с помощью старых, пустотных идеологических клише, которые и 30 лет назад уже не работали. Кстати, «итальянская забастовка» медиков — это прорыв, это непосредственная демонстрация профессионального сообщества, которое не является носителем оппозиционных настроений, но участники которого недовольны. Если общество будет состоять из таких консолидированных множеств, государству будет легче научиться с ним разговаривать.

Большое значение здесь имеет специфика российских медиа, которые, увы, не работают на создание у аудиторий более сложной, полифонической картины мира. Например, западный медийный контент активно играет с форматом социальной рекламы. Любая реклама — от самой обычной коммерческой (вроде рекламы IKEA с дедушкой с красным стулом) до роликов благотворительных фондов — построена на идее социальной поддержки, на продвижении ценности простых человеческих эмоций, а не агрессивных аффектов. У нас это вообще не развито. Можно сравнить рекламу Google и рекламу «Яндекса», снятые в одно и то же время. Они невероятно отличаются. В первом случае речь идет о каких-то семейных, нежных, интимных отношениях человека, который для сохранения этих отношений просто использует рекламируемый продукт. А у нас это большой коллектив гиков, которые разрабатывают там что-то для вас, лохов, потому что вы ничего не понимаете. Медийные образы очень быстро считываются и воспринимаются людьми и становятся для них нормативными.

Что делать тем, кто не встроен в систему?

Ну, на мой взгляд, нужно работать с молодежью. Причем работать не в стиле активизма: давайте пойдем на баррикады. Необходимо предлагать определенный тип критического мышления на основании того, что культура не гомогенна, не существует единственной нормы, есть множественность, и нам следует в этой множественности ориентироваться и считать ее важной. Нужно помогать современному молодому человеку не просто ощущать, что он человек мира, но и то, что он может реализовать на практике это ощущение здесь, в родной стране. Должны быть такие пространства, а не маленькие гетто для своих (вроде «Стрелки» и т.д.), куда он может прийти и начать говорить, действовать. Как только появится эта критическая масса, как только ее участники начнут воплощать эти идеи в жизнь, что-то начнет меняться.

Но у нас есть и другая проблема: молодежь в возрасте 19–20 всем этим не интересуется. То, что они аполитичны, — понятно: они взрослели в период стабильности нулевых, тогда политика не была модным занятием. Однако они зачастую демонстрируют интерес исключительно к эскапистским рекреационным практикам (интернет-серфинг, поездки с родителями за рубеж), что означает нежелание видеть трансформации общества и включаться в их переживание. Они почти не ощущают изменений — и не чувствуют проблемы. Почти та же история со школьниками. Буквально недавно закончился форум научной молодежи «Шаг в будущее», на который съезжаются учащиеся со всей страны. Там были разные ребята и среди прочих девочка, рассказывающая о менди (рисунках хной) как способе борьбы с бездуховностью татуировок. На первый взгляд, это выглядит смешным, но ведь это прямое доказательство того, что юные неглупые ребята уже в школе получают установку, что абсолютно формальное следование господствующим идеологическим/культурным нормам обеспечит им хорошее будущее. Это цинизм, который присваивается с детства.

Что будет дальше?

Люди станут жестче, возможно, будут более открыто демонстрировать свое недовольство. Люди начнут гораздо в большей степени вмешиваться в приватное пространство друг друга — у нас и так к приватности всегда было крайне мало уважения, а теперь будет еще меньше.

Что касается тех самых «других», то они могут начать вести себя более опасливо. В этой ситуации объединение в сообщества, которые будут внутри продуцировать недовольство, фрустрацию, невроз, вполне возможно даже для тех, кто бежит любых коллективных действий. На самом деле с этой внедряемой ненавистью к непонятному другому, а, значит, с внедрением ненависти как главного двигателя эмоциональной жизни есть очень простой антропологический способ борьбы. Необходимо показать, что вне зависимости от принадлежности человека какому-либо сообществу он остается человеком. Таким же, как ты. Если мы сможем сделать так, чтобы люди, сталкиваясь с «другим» в любых проявлениях, видели не активистов или представителей каких-то почти преступных групп, а просто людей, которые что-то другое любят, обладают другим цветом кожи или во что-то другое верят, тогда мы сможем решить многие проблемы. Ключевой способ борьбы с идеологией — это повседневность.