"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, мая 01, 2015

Суперфина арестовали, кажется, когда он выходил из моей квартиры

Yuri Savelich
Доступно всем в Интернете17:26


Мария Слоним: Как происходили аресты и допросы в КГБ? Это был 1972 год, арестовали моего друга, довольно известного человека, Габриэля Суперфина. Он был одним из редакторов «Хроники текущих событий». Хроника иногда у меня дома печаталась, а главное — Гарик у меня жил довольно много и долго и, конечно, что-то делал, а потом его арестовали.


По «Хроникам» уже было много арестов, а я вообще не была в этом близком круге, просто передавала иностранцам «Хроники» и вообще самиздат. У меня были знакомые иностранные журналисты, в том числе, Дэвид Ремник, нынешний главред New Yorker, которые работали в Москве, им и передавала.

Суперфина арестовали, кажется, когда он выходил из моей квартиры. Впрочем, я была в это время в Прибалтике, в Латвии, с сыном, мамой и друзьями. Вдруг звонок. Прибегает ко мне всполошенная какая-то с почты, местной мелкой почты, и говорит: «Тебе звонили оттуда, оттуда» – «Откуда, оттуда?» – «Ну из КГБ Тукумского». — А Тукумс — это был районный центр. — «Тукумское КГБ, будут звонить в два часа, приходи».

Прихожу, звонок: «Значит, вас ждут в Москве, завтра, на Лубянку».

- Как ждут, у меня здесь ребенок, мама, как это ждут в Москве?

- Все, мы вам выкупаем билет на самолет, и вы должны приехать в Ригу, наш товарищ вас встретит.

- Я вообще никому ничего не должна, говорю.

- Если вы не приедете, мы за вами машину пришлем.

- Ну ладно. Но вообще-то я не летаю, — говорю гордо (прекрасно я летала), — Перезвоните. И достаньте мне билет на поезд, я буду ждать от вас звонков.

Снова звонят, суетятся страшно. Говорят, нет билетов, ни одного, придется лететь.

Я решила приехать в Ригу с Толей Найманом, он там тоже отдыхал. Мы с ним решили приехать в Ригу пораньше, чем назначена была встреча с «товарищем». Приехали на автобусе и пришли на вокзал, где у меня назначена встреча с товарищем. Купила назло им билет в купе до Москвы. И так смешно было, его очень трудно было перепутать с кем-то: посреди площади у стелы стоит с газетой элегантный латыш в сером костюме.

- Вот быстренько, быстренько, надо в аэропорт.

- Нет, — говорю я, — В аэропорт не надо. Я еду на поезде.

- Как! Это невозможно, нельзя, что же товарищи скажут!

- А мне все равно, — говорю, — Я не под арестом, я еду на поезде, я не хочу на самолете, я как свободный человек поеду на поезде.

- Ой, а что же скажут?

- Я не знаю, что, но вы можете меня проводить и сказать товарищам, что я еду этим поездом в таком-то вагоне.

И он проводил, а потом я поняла: они боялись, что я сбегу, наверное, по дороге. Из поезда-то можно сбежать, а из самолета никак.

И ко мне подсадили товарища уже на следующей станции; он был в каком-то странном цветном галстуке. Но для бедного товарища не было места и он стоял всю ночь в коридоре.

Найман заранее позвонил моим друзьям Диме Борисову и Андрею Зализняку. Но когда я приехала на вокзал, меня уже встречали как какую-то Мату Хари, оттеснили моих друзей, которые встречали, и взяли прямо под белы ручки. Не то, что взяли, а зажали, встали по бокам, повели по перрону, а потом к площади, а там черная «Волга». Я делала вид, что я такая независимая, но особенно двинуться некуда, оттерли моих друзей, а потом они рассказывали, что когда они приехали к Рижскому вокзалу, вся площадь была черная от этих машин, как будто кгбэшники думали, что я буду отстреливаться.

Меня повезли меня в мою квартиру. Впереди сидел следователь, а я сзади, зажатая между гбшниками. Друзей не пустили, они своим ходом поехали.

Следователь Михаил Михайлович Сыщиков оборачивается ко мне: «Мария Ильинична, вы, — пауза, — мы едем производить обыск в вашей квартире, вы проходите по делу такому-то…». Пауза; и я думаю, как подозреваемой или как свидетель? Он снова с театральной паузой — «…в качестве свидетеля».

Думаю, ну слава Богу, а то у меня сыну четыре года.

И повезли меня на обыск в квартиру.

Они милые такие. У меня ключей от почтового ящика не было, а там какая-то почта была. Они должны начинать с этого обыск обычно. И я говорю:

- Нету ключа.

- А как вы достаете?

- Ну обычно так я пальцем подсовываю и достаю, – что правда.

- Ну достаньте.

- Нет, зачем мне, я не буду доставать, настроения нет.

И этот Михаил Михайлович толстыми своими сосисками пытается в эту дырочку пальцем пролезть, так смешно было.

А я не боялась, не знаю, почему. Я им хамила. Во-первых, мне было мало лет. А потом обыск этот дурацкий, а у меня ребята там иногда выпивали и взбегали по стене, такой вид спорта у нас был — по стене взбежать. И следы резиновых подошв отпечатывались на стене, кто выше взбежит с разбегу по вертикальной стене. Следы заканчивались довольно высоко. И Михал Михалыч говорит:

- А это что за следы?

- Так они ведут в архив «Хроники», как раз вот туда.

Они так посмотрели, ломать или нет, решили не ломать. Вспороли кресло немножко, какие-то патроны нашли у меня.

Думаю, сейчас мне вообще хранение оружия предъявят. А это сын Антоша во дворе нашел гильзы. Гильзы приложили к делу. Потом еще нашли телефон. А мне уже к этому времени друзья почистили дом.

Начали шарить в письменном столе. Бумажка, телефон, написано: «Люся, педиатр».

- Так, это что?

- А это педиатр, Люся. Мне мне кто-то дал ее телефон. На случай, если сын заболеет. Сказали, хороший педиатр.

А были еще молодые ребята, такие явно выпускники филфака. Оттуда же брали тоже в КГБ, образованные люди всюду нужны.

Они уже после окончания обыска и говорят: «Ой, Мария Ильинична, не с теми вы связались, вам бы с нами. У нас билетики есть на Московский кинофестиваль». А тогда не достать было, такое счастье было — билеты на кинофестиваль. Я отказалась гордо, конечно же, но они оставили свой телефончик.

Изъяли бумажку с телефоном педиатра, какие-то еще бумажки на папиросной бумаге. Обыск шел часов 8, и я заснула: мне действительно надоело, я усталая и с дороги.

Потом допрос. Они на Лубянку на следующий день вызвали. На Лубянку! Я приехала. А вход сбоку, с Малой Лубянки. На допросе все было очень вежливо.

Показывают номер телефона: «Это чей телефон?» — Я говорю: «Люся, педиатр, видите, тут написано». «А вы с Сахаровыми знакомы?» — «Нет, ну слышала фамилию такую, конечно».

Оказывается, этот телефон, эта Люся — это Люся Боннэр была, она была действительно педиатр. И мне дали ее телефон именно для Антона, если вдруг он заболеет. Но они определили номер и решили, наверно, что у нее была подпольная кличка «педиатр».

- Это же Елена Боннэр.

- Может быть, но я знала ее как педиатра.

Масса была таких дурацких вопросов. То с одного края подойдут, то с другого, ты вроде забыл что-то, потом они возвращаются. Я не знаю, чего они хотели конкретно. В конце я говорю: «Вы знаете, мне же надо оплатить дорогу туда и обратно, я же приехала специально по вашему вызову из Латвии, из глубинки». А там действительно далеко, это не рижское взморье, а почти граница с Эстонией. «Да, да, да, конечно». А у меня еще шоколад с собой был, мне мама сунула шоколадку, я стала при нем шоколадку есть. Следователь ушел оформлять мне командировочные. И тут я заснула, положив голову на стол.

Следователь меня разбудил, когда пришел уже с командировочным, мне выписали деньги за дорогу туда и обратно. И я поехала назад к ребенку.

А с Гариком было смешно: его же взяли после допросов, а допрашивали почти каждый день, и он приходил ко мне рассказывать. Это было еще до моего отъезда на море. Я ему в шутку посоветовала взять с собой диктофон на допрос.

Приходит он на следующий день туда, а ему: «А теперь Суперфин, магнитофон на стол». То есть, они все слушали в реальном времени. Потом мы нашли эту прослушку на чердаке.

18:48, 28 апреля

ИВАН БОРОДЕНКОВ
студент

Такие описания можно из первых рук найти, например, у Солженицына (в книге "Архипелаг ГУЛАГ", том 1, начало) и у Буковского "И возвращается ветер". Вот, например, из "Архипелага":

"Это -- резкий ночной звонок или грубый стук в дверь. Это -- бравый вход невытираемых сапог бодрствующих оперативников. Это -- за спинами их напуганный прибитый понятой. (А зачем этот понятой? -- думать не смеют жертвы, не помнят оперативники, но положено по инструкции, и надо ему всю ночь просидеть, а к утру расписаться. И для выхваченного из постели понятого это тоже мука: ночь за ночью ходить и помогать арестовывать своих соседей и знакомых).

Традиционный арест -- это еще сборы дрожащими руками для уводимого: смены белья, куска мыла, какой-то еды, и никто не знает, что' надо, что' можно и ка'к лучше одеть, а оперативники торопят и обрывают: "Ничего не надо. Там накормят. Там тепло". (Всё лгут. А торопят -- для страху.)

Традиционный арест -- это еще потом, после увода взятого бедняги, многочасовое хозяйничанье в квартире жесткой чужой подавляющей силы. <...>

Так представляем мы себе арест. <...> Аресты имеют классификацию по разным признакам: ночные и дневные; домашние, служебные, путевые; первичные и повторные; расчелененные и групповые. <...>

Нет-нет, аресты очень разнообразны по форме. Ирма Мендель, венгерка, достала как-то в Коминтерне (1926 год) два билета в Большой Театр, в первые ряды. Следователь Клегель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез ее... прямо на Лубянку".

А у Буковского хорошо показана тактика следователей КГБ, что они тебе обещают, как пытаются обмануть и расколоть, какие уловки используют и как на них не поддаться. Впрочем, про уловки и у Солженицына, разумеется, много.

ист: