Крах экономической стратегии Путина
Съезд либеральных экономистов, названный в честь отца рыночных реформ Егора Тимуровича Гайдара, год от года становится мероприятием по "собиранию камней" и "посыпанию голов пеплом". Сколько бы ни скрежетала зубами консервативная общественность, пессимистичные прогнозы, озвученные на форуме в 2015-м году, по большей части, сбылись. Стало быть, нет никаких оснований предполагать, что "страшилки-2016" останутся пустой болтовней. Тем более, в отличие от прошлогодних, с их состоятельностью согласились все эшелоны власти в полном составе, не говоря о независимых экспертах.
Удушающие экономические санкции, ценовая конъюнктура на нефть вынудили российское правительство признать ошибочность всего курса, проводимого в "тучные нулевые". Премьер Дмитрий Медведев констатировал, что все это время уровень жизни населения сознательно поднимали в ущерб развитию национальной хозяйственной системы. Иными словами, глава кабмина открыто признался, что его коллеги вместо модернизации занимались популизмом, покупая за нефтедоллары электоральный рейтинг. При этом младшее звено тандема пытается уличить и упрекнуть в аналогичном недобросовестном стиле российскую оппозицию. Спрашивается, чем мы тогда отличаемся от Венесуэлы, по экономике которой не проехался за последние несколько лет только ленивый? Разве что, масштабами абсурда…
10 "жирных лет" чавистской экономики с высокими зарплатами грозят обернуться для боливарианской республики 30-ю годами нищеты. Аналогичные перспективы у российского нефтяного колосса на глиняных ногах. Медведев констатирует успехи в борьбе с бедностью, будто бы не замечая, что 25% реальная продовольственная инфляция загоняет новый средний класс обратно в плачевное состояние, из которого тот едва выкарабкался.
Стратегию импортозамещения, о которой так пространно рассуждали чиновники год назад, судя по всему, правительство тоже признало ошибочной. "Адепт нанотехнологий и модернизации" признал, что страна готова восстановить отношения и связи с Евросоюзом. В нулевые их суть заключалась в поставках качественных товаров народного потребления в обмен на нефтедоллары. Между строк читается, что на отечественной промышленности ее кураторы, похоже, поставили крест. Стало быть, спасти ее, видимо, может только нежелание Старого Света связываться с таким специфическим партнером, как Россия.
В сентябре-октябре 2014-го такие слова население многонациональной страны сочло бы за крамолу. Но сегодня на фоне шока на сырьевых рынках и такое вполне прокатывает. Впрочем, январские рейтинги доверия кабмину по-прежнему не опубликованы и могут преподнести немало сюрпризов.
Не хуже своего патрона отличился вице-премьер Игорь Шувалов, заявив во всеуслышание, что исполнительная власть в 2015-м году не допустила ни одной серьезной ошибки. В своей оценке медведевский зам ссылался на Владимира Мау, числящегося ректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
Комментарий министра население встретило смесью иронии с плохо скрываемым негодованием. Россияне вдоволь наслушались "кукушек и петухов", распевающих хвалебные песни друг про друга, и, кажется, готовы начать давать оценки кабмину самостоятельно. Покопавшись в интернете несколько часов, трудно встретить хоть один положительный отзыв о работе правительства со стороны неангажированного обывателя, который ощущает "безошибочную" работу чиновников на собственном кармане.
Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Правительство в январе 2015-го "на коленке" за несколько дней состряпало антикризисный план, согласно которому более триллиона рублей ухандокали в банковскую систему на выдачу кредитов под бешеные проценты (с ключевой-то ставкой 17%), оставив жалкие копейки на целевые программы поддержки промышленности и сельского хозяйства. По словам председателя счетной палаты Татьяны Голиковой, чиновники продемонстрировали чудовищную эффективность в реализации собственной стратегии, выполнив около 28% задуманных мероприятий, не забыв при этом освоить 85% выделенных государством средств.
Положа руку на сердце, правительство не было готово работать в кризисных условиях и постоянно ошибалось с предсказаниями. Ни один из чиновников топ-уровня не смог составить вменяемого прогноза относительно сырьевого и валютного рынков, излучая неоправданный оптимизм, который, в сухом остатке, вышел стране боком.
На исправление ситуации практически не осталось времени и средств. По состоянию на декабрь 2015-го в "загашнике" у правительства имелось 3,4 триллиона рублей Резервного фонда и около 5 триллионов Фонда национального благосостояния. Первая кубышка обещает подойти к концу летом 2016-го, после чего начнется прожигание пенсий будущих поколений.
Когда и этот ресурс будет исчерпан, ЦБ будет вынужден включить на полную мощность печатный станок, что вмиг обесценит и без того худенькие зарплаты и накопления населения.
На фоне самобичевания топ-чиновников даже вечный скептик Алексей Кудрин не выглядит таким главным пессимистом. Один из идеологов провала нулевых в своих оценках не выделялся из толпы спикеров, скорее находясь в мэйнстриме. Экс-глава Минфина в очередной раз признал, что мы погружаемся на дно из-за ненасытных пенсионеров, которым следует приостановить индексацию их доходов. С каким ехидством и злорадством этот тезис оценивал экс-министр обороны Анатолий Сердюков!
Словом, запугали и сгустили красок на год вперед. Для полноты мрачной картины осталось нанести на нее несколько мазков кистью главного художника, ответственного за нынешнюю ситуацию – президента Владимира Путина. По традиции, глава государства реагирует на экономические катастрофы последним. Год назад он последним признал наличие кризиса. Теперь признает все оправданность подготовки к худшим сценариям развития событий и де факто расписывается в крахе шестнадцатилетней стратегии суверенного государства, балансирующего между национальными и рыночными интересами.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько