"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, октября 23, 2011

Читатели размышляют - письмо в Редакцию

Ак. Велсапаров-Джумаев

Призрак феодализма или особо избранный путь туркмен.

Туркменистан до завоевания Российской империей представлял собой территорию разрозненных народов. Также, оказание сопротивления завоеванию только одним или двумя народами показывает, что племена живущие на территории современного Туркменистана не были единым народом. Исторические артефакты Парфянского, Маргианского, Бактрийского царств (Иранско-Согдийские племена), Хорезмшахов ничего не говорят о проживании на территории современного Туркменистана именно народа под названием туркмен. Поэтому, история туркмен, преподаваемая в школах Туркменистана которая начинается 5 тыс. лет до нашей эры, спорна. Туркмены идентифицируются как потомки Сельджукских царей. Но сельджукские племена до завоевания и массовой миграции в Анатолию - на земли более пригодные для жизни, проживали на территории современного Афганистана, Узбекистана и Китая.


Только после бесконечных войн в Анатолии с Византией, Россией, чужбина, обнищание и голод вынудили туркменские народы возвратиться в земли своей исторической родины. Но, Родина их не ждала. Сельджуки потеряли контроль над Мавераннархом, его территории были заняты монгольско-кыпчакскими племенами. Возвращавшиеся народы представляли собой жалкие остатки и были бессильны вернуть территории. В силу сложившихся обстоятельств, туркмены были вынуждены расселиться в пустынные, безводные земли и начали их осваивать.

Вхождение этих территорий в состав Российской империи дало толчок в развитии общественных отношений. Появились первые города и промышленные объекты (мосты, железная дорога и другие). Благодаря Великой Октябрьской революции образовалось первое государство Туркменская ССР и началось формирование и становления новой ступени в развитии общества - нации "туркмен".

Спорный вопрос, а была ли сформирована единая нация до объявления Туркменистана независимым государством? Тот факт, что гражданам бывшего СССР в паспортах ставилась отметка о национальной принадлежности гражданина, и последующие действия Президента Туркменистана по отчуждению русскоговорящих граждан, сыграл роковую роль и вызвал массовую эмиграцию русскоязычных народов из Туркменистана. Вместе того, чтобы объединить народы, стараться сохранить их, помочь и дать им возможность адаптироваться к новым условиям, туркменские властные структуры издали законы о формировании и силовом насаждении образа монокультурной нации. Результат- насаждение монокультурной нации. Туркменистан, только недавно оправившийся от родоплеменных раздоров, только начавший создавать народность туркмен, в одночасье лишился возможности образовать единую, сплоченную нацию, потерял колорит культур.

Светское общество в Туркменистане осталось только декларацией. Одновременно со строительством мечетей, пышными религиозными праздниками, в Туркменистане появилась новая «религия» Рухнама. Строятся также Рухыеты – своего рода мечети по Рухнаме. Вместо того, чтобы осваивать имеющиеся европейские культурные ценности, ценности свободы гражданина, насаждаются понятия особо избранного пути туркмен. Настоящее Туркменистана в культурном плане можно охарактеризовать как возврат в феодализм.