"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

понедельник, февраля 25, 2013

Умом туркменов не понять, Танапом Каспий не измерить...


Провал проекта Набукко всячески стараются скрыть и даже придумали как это сделать.  Появился Набукко/west, т.е. Западный Набукко, т.к. Туркменистан все еще не желает участвовать в большой (назовем его так) Набукко, который предполагает вести газ из Туркменистана, через Каспий в Азербайджан, а далее через Турцию в Европу. 


Ни Набукко, ни Набукко Западный теперь не существуют, а есть проект TANAP, который уже в этом году начнет реализоваться.



ТАНАП протянется с востока на запад Турции до границы с Болгарией или Грецией и станет составной частью проекта Южный газовый коридор. По нему будет транспортироваться на европейский рынок газ из разных источников, прежде всего, с азербайджанского Шахдениза на Каспии. Минимальная пропускная способность трубопровода составит 16 млрд кубометров в год. 


Стоимость проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP) из-за внесения некоторых изменений в его окончательный маршрут будет увеличена до 10 миллиардов с 7 миллиардов долларов, заявил глава SOCAR Turkey Energy ("дочка" Госнефтекомпании Азербайджана, ГНКАР), член правления нефтехимического комплекса Petkim Кенан Явуз в интервью турецкой газете Zaman. 80 процентов проекта оплатит азербайджанская сторона.
Эрдоган и Алиев-младший


 Танап на чагатайском, т.е. на общетюркском, мера не морская, а земельная. Этот ТАНАП - все тот же Западный Набукко, но смена названия окончательно ставит точки над, а вернее под, проектом Большого (морского, каспийского) Набукко. Помимо прочего (экология, интересы России, Ирана) прозвучал и еще один важный мотивчик, а именно: азербайджанская сторона вовсе не заинтересована путать свой газ с туркменским при продаже такового в Европу. Зачем нам эта конкуренция  заявляют азербайджанские политики и эксперты. 

Планируется, что все бюрократические моменты будут улажены в 2012 году, тогда же начнётся строительство, которое должно завершиться к концу 2017 года, к началу реализация второй стадии разработки Шахдениз. Учредителями консорциума ТАНАП станут азербайджанцы, турецкий государственный трубопроводный оператор Botas и турецкая нефтяная компания Turkiye Petrolleri AO.  

Конечно, по мере того, как азербайджанский газ будет кончаться, а произойдет это не ранее чем лет через 10-15, встанет актуальным вопрос о присоединении к нему Туркменистана. Но это настолько далекие перспективы, что говорить о них серьезно нет нужды.


Ну а что же Россия, как ее дела на туркменском шельфе Каспийского моря, особенно по блоку 21 переданного в пользование Итере, которая теперь, увы, уже не Итера, а Роснефть, как мы уже сообщали ранее. Прискорбно признать, дело двигается на удивление долго. Блок богат на углеводороды. Достаточно сказать, что запасы газа в нем оцениваются в 200 млрд. куб. м, нефти до 220 млн. тонн! Однако, что-то не заладилось у туркменской стороны с окончательным подписанием документов. Правительство Туркменистана, возможно, опасается вступать в газовые игры с такими монстрами мирового газового рынка  как Зарубежнефть и Роснефть, выступающими под крышей консорциума "Зарит" вместе с Итерой. 

С Итерой, которая стала получать многомиллиардные барыши выступая с 1994 г.  посредником в продаже туркменского газа в обмен на поставляемые в Туркменистан продукты питания, было сотрудничать куда легче. Это была своя, родная можно сказать компания, созданная туркменистанцем И. Макаровым, а главное - другом Туркменбаши, бывшим партийным и государственным высокопоставленным деятелем Туркменистана В.Г. Отчерцовым. Но теперь Итера прочно оттеснена на задний план во взаимоотношениях с Туркменистаном: умер Туркменбаши,  сменилась элита в Туркменистане, сменилось высшее руководство России и ее элиты, отправлен в отставку, а в этом году скончался бывший глава Газпрома России Рем Вяхирев. 

А ведь и в правду, зачем Туркменистану делиться с кем то нефтью и газом на уровне добычи, если газ, добываемый в Туркменистане самостоятельно Россия покупает с большой неохотой?

Вагиф Аликперов и Ислам
Каримов
Любопытно, что ранее один из указанных блоков был предметом интереса ЛУКОЙЛа. Сообщалось, что ЛУКОЙЛ намерен участвовать в разработке 3-х углеводородных блоков (19-й, 20-й, 21-й) на Каспийском шельфе в Туркмении на паритетных условиях с американскойConocoPhillips, компания рассчитывала, что переговоры с Министерством нефти Туркмении будут завершены к концу 2007 г. Сейчас альянса ЛУКОЙЛа и ConocoPhillips уже нет, да и вопрос не решен. Поэтому Лукойл теперь щет газ на юге Узбекистана, в горах Гиссара, в надежде подсоединить найденный газ к китайской трубе. Если это произойдет, то Туркменистану останется мало места в существующей трубе для повышения экспорта газа в Китай, через Узбекистан.

Прямые инвестиции российского азербайджанца Вагифа Аликперова (главы "Лукойла") в нефтегазовый комплекс Узбекистана по трем инвестиционным проектам уже превысили $2 миллиарда. В целом за период реализации всех проектов с участием компании "Лукойл" планируется привлечь более $5 миллиардов.

Судьба толкает Туркменистан в объятия США, ибо туркменам не остается ничего лучше как сосредоточить свои помыслы и усилия на Трансафганском газопроводе. О чем и напомнил еще раз президент Туркменистана на только что  прошедшем заседании Кабинета министров.