Я капитан |
Яхта (60 млн. долл. США) Аркадага под ироническим названием "как у Абрамовича" |
Его основное внимание приковано к соседям Туркменистана: Узбекистану, Таджикистану и Кыргызстану, а также Казахстану. Закупки газа Россией в Узбекистане и Казахстане, в отличие от Туркменистана, выросли. Примечательно, что от Туркменистана никто не входит в состав света директоров Газпрома, в то время как там представлен зять Н. Назарбаева Тимур Кулибаев. Единственный проект с Россией - Прикаспийский газопровод (2007 года) ныне заморожен на неопределенный срок.
Реальная яхта Романа Абрамовича. Стоимость св. 1 млрд. долл. США |
Не стоит пояснять, что сокращение российских закупок в 4 раза означает и четырехкратное сокращение поступление доходов в туркменскую казну. Первые высокие прибыли, полученные Бердымухамедовым после прихода к власти были потрачены на покупку яхты и строительство второго аэропорта в Ашхабаде.
Остальное придется тратить на строительство второго мавзолея для второго реформатора. И пора начинать, ведь он должен быть во много крат величественнее и дороже, чем кипчакский мавзолей идиота.
Мавзолей (100 млн. долларов США) кипчакского электрика. С высоты Ашхабад представлен как красивое кладбище |
Усиление блокады Туркменистана со стороны Газпрома дополнилось его тесным сотрудничеством с соперником Туркменистана на газовом рынке - Азербайджаном. В 2010 г. Россия стала впервые покупать азербайджанский газ 800 млн. куб. м. К настоящему времени объемы закупок составляют свыше 2 млрд. куб. м.
Провалилось сотрудничество Туркменистана с Украиной. Государствами так и не достигнута договоренность о том, каким образом туркменский газ будет поставляться в Украину, если в этом нет интереса ни у России, ни в Украине, которая намерена снизить закупки газа вообще.
Хочу яхту как у Абрамовича |
Яхта Р. Абрамовича. Стоимость св. 1 млрд. долл. США |
Одновременно, не предвещает ничего особенно утешительного китайская труба, по которой подается газ из Туркменистана, но через третьи страны. Эти третьи страны вовсе не намерены выполнять роль только посредников в пополнении туркменской казны, а сами расширяют газовое сотрудничество с Китаем. В этом направлении работает Узбекистан совместно с российской компанией Лукойл, которому Туркменистан отказал в сотрудничестве на каспийском шельфе, в этом же направлении работает Россия, которая уже подписала с Китаем документы об увеличении поставок российского газа.
Хочу как у Абрамовича |
В стадии бумажной круговерти и большой политики находится развитие проекта ТАПИ - проведение туркменского газа в Пакистан и Индию через проблемный Афганистан. Это больше напоминает нам о таком же мыльном пузыре, который в свое время надувал, не без участия американских компаний и Аргентины дефективный кипчакский электрик Аннаниязов Сапар (погоняло "Туркменбаши"). Но известно, чем дело кончилось.
Остается рассчитывать на Иран, но в случае начала военных операций против Ирана американцами газовое сотрудничество да вообще позиция Туркменистана в этой войне вряд-ли могут иметь возможность стать источником процветания туркменов. Скорее, напротив, Туркменистан будет поставлен в щекотливое положение реального союзника Ирана.
Дутое сотрудничество |
Геологические ресурсы нефти и газа в Туркменистана составляют 45,44 млрд. т условного топлива. Теоретически извлекаемые – 30,60 млрд. т условного топлива. Извлечено за советский и постсоветский период 2,4 млрд. т условного топлива.
Газовая клоунада |
Для сравнения: доказанные и вероятные запасы газа в распоряжении Газпрома (70 процентов газа России) составляют 28,7 млрд. т.у.т. Таким образом, запасы и Газпрома и Туркменистана примерно одинаковые. Такого рода совпадения не единичны. Давно подмечено, что всякий раз оценки запасов газа в Туркменистане, звучащие из Ашхабада меняются от информации о запасах газа на месторождениях Газпрома.
Отсюда следует сделать вывод, что туркменские запасы - суть не столько запасы, сколько придуманные цифры, с помощью которых туркменская сторона пытается конкурировать на рынке конъюнктурных войн с Газпромом, в укор и на зависть последнему.
Туркменский плэйбой |
На Каннском кинофестивале |
При этом, туркменская сторона мало что сообщает о своих вероятных запасах газа. У Газпрома они, к примеру, составляют всего лишь 7 часть от доказанных (5 млрд. т.у.т.). В Туркменистане они и того меньше. Тем не менее, имея на руках такие, явно завышенные, цифры мы в состоянии определить стоимость туркменских вероятных запасов углеводородов (и нефть и газ) в американских долларах. Эта цифра для Туркменистана составит порядка 40 млрд. долларов США. Таково предполагаемое газовое богатство Туркменистана в валютном эквиваленте. Оно, конечно, преувеличено, также как преувеличены вероятные запасы газа в Туркменистане. Но даже в этом преувеличенном виде выглядят отнюдь не столь уж грандиозными - всего каких-нибудь 10 годовых бюджетов самого Туркменистана сегодня.
Мы приходим к печальному выводу о том, что в снижении продаж туркменского газа должно быть заинтересовано само туркменское руководство. Того и гляди газ в Туркменистане скоро перестанет играть роль первой скрипки в экономике страны, а главное в политике. Известна корреляция: чем меньше газа, тем больше демократии. У нас же есть повод тоже погрустить. Ведь при таких темпах продаж, реальная демократия в Туркменистане стартует не раньше 2030 года.