"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, июля 26, 2014

Все больше россиян в последние годы открывают для себя «вторую родину» — Испанию






Российский средний класс бежит из России в Испанию

Все больше россиян в последние годы открывают для себя «вторую родину» — Испанию.

В стране стагнация, а агентства, продающие нашим согражданам недвижимость на Пиренейском полуострове, процветают. Причем в списках покупателей все меньше миллионеров и все больше представителей среднего класса.

«На днях работала Машей в одной семье…» — после такой фразы каждый, наверное, подумает, что ослышался, особенно если собеседницу зовут Людмила.

— «Работала Машей»?

— Ну да. Аниматором на дне рождения у трехлетней русской девочки. Играла Машу из мультика «Маша и Медведь».

Люда — бывшая студентка московского театрального училища. Карьера актрисы не задалась. Теперь водит экс­курсии по Барселоне, подрабатывает аниматором на детских праздниках. Приглашают в основном русские семьи. И за последние пару лет работы стало намного больше, признает она.

«В основном жилье покупают бизнесмены, — делится своими наблюдениями Людмила. — Покупают дом или квартиру, перевозят семью, а сами бывают наездами. Часто это люди из провинции. Например, та семья, где я была Машей, приехала из Омска. Отец — 30-летний парень, компьютерщик. Как я поняла, заработал на какой-то компьютерной программе, которую разработал и продал американцам. Хватило денег на дом с бассейном в Гава-Мар и домработницу-китаянку».

Гава-Мар — каталонский Майами, фешенебельный курортный поселок. Иметь здесь дом — вопрос престижа для богатого жителя Барселоны. Или для «среднего» москвича — водители автобусов, едущих из Барселоны в поселок, уже научились здороваться по-русски.

Паломничество среднего класса

Наблюдения Людмилы подтверждают и профессионалы.

«Основные покупатели недвижимости, конечно, бизнесмены, — говорит Сабина Билялова, гендиректор Luxmar21 International, которая позиционирует себя как русскоязычная компания по продаже недвижимости в Испании. — Кто-то покупает детям, кто-то с целью инвестировать средства, оставить себе на черный день. Иногда говорят, что думают через три-четыре года перебраться…»

Но ошибаются те, кто считает, что агенты, подобные Сабине, проводят все рабочие дни, показывая клиентам особняки в поселках вроде Гава-Мар. Пик покупок роскошных вилл прошел, уверяют риелторы. Основные клиенты мест­ных агентств недвижимости последние несколько лет — средний класс.



После кризиса 2008 года испанская недвижимость сильно упала в цене и перестала быть недоступной мечтой. Самый востребованный среди русских покупателей сегмент — апартаменты или дома ценой в 120-200 тыс. евро. Причем необязательно на побережье: покупают и в 40-50 км от моря: цены ниже, а для москвича, привыкшего к жизни в пробках, 40 минут на машине до моря не крюк.

«Те, кто в России был средним классом, здесь с этими же деньгами уже выше среднего», — так Сабина Билялова объясняет, почему ее клиенты в качестве «второй родины» выбирают именно Испанию.

Не для инвестиций

Для тех, кто собирается в Испании жить, покупка недвижимости именно сейчас довольно выгодна. А вот тот, кто расценивает покупку дома как объект для инвестиций, серьезно рискует. Цена одного квадратного метра в Испании в прошлом году упала в среднем на 15%. А с начала кризиса 2008 года квартиры и дома в Барселоне и на популярных курортах подешевели почти в два раза. Например, 100-метровую квартиру с тремя спальнями в курортном городе Бенисса (Коста-Бланка) можно купить за 100 тыс. евро. Еще пять лет назад эта же квартира стоила более 180 тыс.

Главная причина «мыльного пузыря» — огромное количество квартир и домов, которые оказались в собственности банков, когда хозяева не смогли выплатить ипотеку. Банки избавляются от них по бросовым ценам. Сейчас в Испании 700 тыс. новых нераспроданных домов, половина из которых — на побережье. А покупают в год не больше 20 тыс. Такими темпами уже построенного хватит на 35 лет, девелоперы же не унимаются и строят еще.

Желая привлечь иностранных покупателей, испанских власти даже приняли специальный закон: купил жилье на 500 тыс. евро — получи вид на житель­ство. Заманчиво, но все же большинство покупателей испанской недвижимости располагают гораздо меньшими суммами.

Портрет, равно как и уровень доходов, среднестатистического «русского испанца», увлекательнее всего оценивать по местным русскоязычным форумам. Можно даже не читать сообщения, а ограничиться списком первых тем в разделах «Самые обсуждаемые вопросы».

«1200 на семью из 4 без аренды». То есть люди собираются купить квартиру и дом (что избавит их от необходимости платить ипотеку или аренду) и после этого скромно жить на 1200 евро в месяц — на доход от сдачи московской недвижимости и небольшие фриланс-подработки.

«Во сколько обходится содержание личного бассейна?» Это уже «крепкий» средний класс, которому мало апартаментов, хочется большего комфорта, но который все еще считает деньги.

«Душевное состояние после одного-двух лет жизни в Испании» демонстрирует, что русскому человеку свойственна ностальгия. Но тут же приводится список лекарств, самое популярное из которых: «приступы ностальгии легко снимаются кратковременным посещением родины». О другом средстве можно почитать в не менее популярной теме «Вино в розлив, где?»

Приятные испанцы и таинственные китайцы

От финансовых возможностей зависит и выбор места жительства в Испании, но и здесь есть свои нюансы. Очень охотно русские покупают недвижимость в одном из самых дорогих регионов — Каталонии. А вот расположенная на юге Андалусия, хоть и дешевле минимум в полтора раза, популярностью не пользуется — «легальные мигранты» из России по-снобистски недолюбливают регион, где много нелегалов из Африки, хоть и признают, что в плане человеческого общения жить на юге Испании приятнее, чем на севере.

«Каталонцы — закрытый народ, с мигрантами никогда дружить не будут, — рассказывает аниматор Людмила. — Появиться дома у русских каталонцы могут только на детских праздниках — когда сын или дочь приглашают на день рождения своих одноклассников. Но даже в этом случае гости — в основном мигранты. А вот андалусийцы — более открытые люди».



«Мне русские нравятся»

Впрочем, даже закрытость тех же каталонцев не имеет негативного подтекста.

«Испанцы не расисты, не шовини­сты, а к россиянам здесь вообще относятся очень хорошо, — уверяет Сабина Билялова, которая живет в Барселоне. — Учительница моей дочери сказала как-то классу, что «русские приехали спасти нас от кризиса».

Антонио Родригес Клавихо, владелец бара и небольшой гостиницы в Херес-де-ла-Фронтера в Андалусии, тоже выделяет русских из общего ряда мигрантов: «Мне русские нравятся. Думаю, что мы с вами очень похожи — мы пьем столько же, сколько вы, или даже больше, так же любим веселые вечеринки, так что все адаптируются легко».

Климат и гостеприимство привлекают, понятное дело, не только русских. Их соседями чаще становятся даже не испанцы, а англичане, немцы, норвежцы. Правда, в отличие от русских это в основном пенсионеры. Примерно в одной возрастной категории с русскими разве что… китайцы. «Китайцы-соседи... это поначалу страшно было, — делится впечатлениями посетитель одного из популярных испанских форумов. — Они тихие, их не видно, не слышно. Потом ррраз, и сад разбили! Так очнуться не успеешь, все захватят. А что? За последний год у нас на Ориуэла Коста появилось шесть китайских магазинов!».

Чем заняться в Испании

Благожелательное отношение к мигрантам тем удивительнее, что в Испании едва ли не самая высокая безработица в Евросоюзе, среди молодежи не работает по сути каждый второй. В такой ситуации, казалось бы, «понаехавшие» и претендующие на их рабочие места мигранты должны были бы вызывать негативные эмоции. Но не вызывают.

«Мне кажется, что иностранцы, которые приезжают сюда работать, находят работу даже быстрее, чем местные, — отмечает Антонио Родригес Клавихо. — Они менее требовательны, чем испанцы, которые предпочтут сидеть на пособии, чем идти на работу, которая не соответствует их уровню образования. У нас очень долго была такая культура: работать мало и получать много. И многие не готовы примириться с тем, что это закончилось».

«Если у тебя нет предубеждения к работе официантом или продавцом, то работу найти легко. Испанцы не особо охотно занимают эти рабочие места. Многие люди покупают очень дешевое жилье в Испании — квартиры буквально за 30 тыс. евро, только чтобы было проще легализоваться и устроиться на работу», — рассказывает еще одна наша собеседница Анастасия. Она переехала в Испанию давно, владеет языковой школой, но время от времени подрабатывает консультациями тем, кто хочет купить испанскую недвижимость.

А зачастую русские и вовсе не занимают чужие рабочие места — это в основном молодые люди свободных профессий.

«Многие приезжают в Испанию отдохнуть, путешествуют по стране, а потом у них мелькает шальная мысль: почему бы здесь не обосноваться? Если есть возможность работать удаленно, то стоимость жизни здесь несоизмеримо ниже, чем в Москве, а ее качество выше», — уверяет Анастасия.

Хотя те, кто привык вести в Москве или другом крупном городе бурную жизнь, вскоре немного разочаровываются.

«Посмотреть весь остров и побывать во всех туристических местах, включая злачные, — это две недели. А потом при отсутствии дела тут тоска, — рассказывает фрилансер Марина, которая уже два года живет на Тенерифе, главном из Канарских островов. — Пляж надоедает через месяц, через три от него подташнивает. Испанцы ленивы... пришел с работы — в телек. У более деятельных — спортзал, киношка плюс дискотеки — совращать норвежских туристок. У некоторых еще и наркотики… Мы в свободное время играем в парчиз, «Монополию». Очень скучно. Почему я тогда тут живу? Мне тепло, и у меня тут любовь.

Впрочем, трудовых мигрантов среди «русских испанцев» не так уж и много. Все же чаще покупатели испанских домов живут на две страны. И на свою вторую родину приезжают уж точно не для того, чтобы работать. Если это жена бизнесмена, то главная ее забота — дети и дом. Муж бывает наездами. Бизнес он предпочитает вести в России, а не в Испании (сложнее, опаснее, но и рентабельность не сравнится). Трудовую визу жене оформить сложно, да у нее и особого желания нет.

«Наши тетки плохо говорят на испан­ском, поэтому и работу не ищут, — объясняет аниматор Людмила. — Но они очень активны в школьных родительских комитетах — больше ведь не на что время тратить».

А для многих недвижимость в Испании — как летняя дача. В зимние месяцы кто-то ее сдает в аренду, кто-то «консервирует», не желая пускать в дом чужих людей. Антон — менеджер средней руки в энергетической компании — из по­следних. Накануне кризиса 2008 года на него, как и на миллиардера Михаила Прохорова, снизошло озарение — он «окэшился», продав принадлежащие ему акции компании. И вложил все в дом неподалеку от Аликанте. Теперь здесь все лето, школьные каникулы и праздники живет его жена с детьми. Он приезжает в отпуск. На вопрос, не было ли способа вложить деньги с большей выгодой, отвечает:

"Дом в Испании, пусть и купленный дорого, в любом случае — инвестиция, но главное — у меня есть возможность целый месяц ходить в сланцах и не снимая солнцезащитные очки".

На такое трудно что-то возразить.

Виктор Купрейчик, Татьяна Редкова