"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, февраля 05, 2015

Римский папа поддержал мусульман


Бесспорно, что как и в 2006 году, так и сейчас реакция российских властей на карикатурные скандалы имеет внешнеполитическое измерение, предполагающее сближение с мусульманскими государствами и оппонирование Западу.
Любопытно, что на этом пути у Кремля вырисовывается неожиданный для него единомышленник – Римский папа. Начав свой понтификат с социальной и либеральной риторики, глава всех католиков потерпел чувствительное поражение на синоде по делам семьи в октябре 2014 года. С тех пор папа Франциск стремится загладить свою «вину» перед консерваторами, что, возможно, определило тон его заявлений по карикатурному скандалу.

Возвращаясь из одной из самых консервативных католических стран – Филиппин, понтифик неожиданно затронул тему своего личного отношения к провокативной сатире: «Свобода слова существует, но если мой друг Гасбарри (служащий Ватикана) произнесет ругательство в адрес моей матушки, он получит удар кулаком». Вскоре за тем папа развил свою мысль: «Я не могу провоцировать и унижать человека на постоянной основе, потому что я рискую, что он разозлится и я столкнусь с неадекватной реакцией». Получилось так, что в Ватикане готовы признать: убийство карикатуристов произошло не на пустом месте.

Любопытным последствием выступления папы стал акт самоцензуры, совершенный иезуитским изданием Etudes:  журналисты убрали со своего сайта перепечатку карикатур Charlie Hebdo на католические темы. Тем временем позицию главы Церкви не только поддержал, но и развил архиепископ Тулона Доминик Рэ, заявивший о существовании «вербальной, моральной, интеллектуальной и художественной разновидностей насилия». По словам прелата, своими карикатурами на пророка Мухаммеда и Деву Марию Charlie Hebdo открыл дорогу для «нового иконоборчества».

Можно констатировать, что для Святого престола, помимо противостояния радикальному исламу, все еще актуальна связанная с эпохой атеистической угрозы тема общего с мусульманами противостояния секуляристам. В этом отношении католики не сочли себя вправе полностью отмежеваться от ярости приверженцев пророка Мухаммеда. «Нельзя вечно требовать от честных законопослушных мусульман, чтобы они доказывали, что не являются фанатиками», – заявил архиепископ Парижский Андре Вен-Труа. Прелат отметил особо, что приверженцы ислама в его епархии отдают детей в католические школы, поскольку чувствуют, что в этих учебных заведениях сохраняется место для веры в Бога.

В сложившейся ситуации сомкнуть свои ряды со сторонниками свободы слова позволили себе только протестанты, в частности англикане и последователи далай-ламы. И те и другие ограничились осуждением произошедших террористических актов, не попытавшись найти вины у погибших. Впрочем, солидарность с авторами антирелигиозных карикатур далась и этим представителям общепризнанных религиозных организаций с трудом: комментарии с их стороны вышли очень краткими.

Игорь Гашков