Фирюза ты моя, Фирюза. Где живет президент?
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА И ПРИНАДЛЕЖИТ КРАСАВИЦА ФИРЮЗА
Пайхас-2: Данная заметка была опубликована 13 лет назад, но затерялась в прочих публикациях. Обнаружив ее случайно, увидели, что она читается и сегодня.
В Туркменистане самым красивым и культурно обихоженным место является дачный поселок Фирюза, что под Ашхабадом. Если ехать по старой дороге через сказочное Фирюзинское ущелье вдоль которого вьется речка Фирюзинка, это 28 км от Ашхабада на запад. В царское время там стояли дачи высшей колониальной администрации и начальника Закаспийской области. Даже была построена узкоколейная железная дорога, чтобы было легче туда добираться жителям города.
В советское время Фирюза стала местом отдыха детей. Кто не помнит ведомственные пионерские лагеря: "Орленок", "Дружба", "Пограничников", "Строителей", "Яшлык" и мн. др. В то время в Туркменистане трудно найти человека, который хотя бы раз не побывал в Фирюзе.
Пионерские здравницы, как правило, располагались по левую руку главной и единственной улицы поселка. По правую руку находились: дачная резиденция секретарей ЦК Компартии Туркменистана, дача писателя, Героя Социалистического Труда Берды Кербабаева, позднее возник современный дом отдыха МВД ТССР с бассейном горной воды. Вообще-то, бассейны были в почти каждом пионерлагере. В каждом лагере была своя танцплощадка, и по воскресеньям играл оркестр. Конец летнего сезона заканчивался большим костром, а на склоне соседней горы из хвороста, смоченного керосином, выкладывали буквы с какими-то хорошими прощальными словами или "Миру-Мир!". Вечером буквы зажигали, и их было видно со всех концов поселка. Директор лагеря (нередко это был бывший крупный партийный босс) "толкал" речь.
- Дети мои!- обращался он со сцены танцплощадки к нам. Конечно, мало, кто его слушал, а если и слушал, то вряд ли понимал. Мне, кроме этих двух слов ничего больше не запомнилось.
В поселке прекрасный платановый парк. Воздух Фирюзы насыщен запахом платана и грецкого ореха. Если шкуркой ореха натереть зубы, они становились жемчужными, а губы - цвета горчицы. Не выходя из поселка можно налопаться ежевики, заросли которой - неотъемлемая часть Фирюзинского пейзажа.
Главная улица упиралась в зеленные железные ворота. Это были какие-то таинственные молчаливые ворота. И всегда казалось, что за ними начинается какая-то совсем другая жизнь. Это была застава, пограничный гарнизон, охранявший границу СССР с Ираном. Но солдат и пограничников в поселке никогда не было видно.
Без преувеличения сказать, за годы советской власти миллионы детей отдохнуло в Фирюзе. Работали и зимние лагеря. Железная дорога после революции 1917 перестала работать. Но всегда можно было сесть на "Текинке" на автобус и добраться до ущелья "своим ходом". Было даже такое словосочетание "поехать с классом" в ущелье. В таких случаях школа заказывала автобус, нередко через какого-нибудь родителя.
По дороге работали открытые буфеты-шашлычные, продавали бутылочное пиво, лимонад. Потом шашлык исчез, вместо него стали продавать кебаб (фаршированное мясо) или, того хуже, жаренных кур. В ущелье был построен маленький, современной архитектуры ресторанчик, где хозяйка из Северного Кавказа готовила вкусное баранье жаркое, которое подавали на блюде с пылающим огнем. Это было уже позже, где-то в конце 1970-х. Так мы жили.
После 1991 Фирюза закрыта для простых людей. Теперь там живет президент и боится за свою жизнь, боится людей, а потому он закрыл Фирюзу. Это тоже признак его эпохи, признак мрака, в который окунулась наша страна.
Все изменилось. Обидно потому, что не понятно, почему это касается таких вот житейских мелочей? Почему надо ломать старый Ашхабад? Почему надо закрывать летние пивные буфеты и заставлять людей бегать по городу с пластмассовыми фляжками? Почему в парке не играет музыка? Почему ашхабадцы пьют мутную воду канала, а не родниковую воду Копетдага, как раньше? Зачем надо вырубать клены и акации и сажать вместо них пальмы? Тысячи почему и нет ответа.
***
О Фирюзе написано немало, но в основном как о туристическом дачном месте. Между тем Фирюза, до присоединения Туркменистана к России и даже более 10 лет после была иранской территорией. И Иран, до 1954 года добивался от Москвы возвращения красавицы Фирюзы. Все это время вопрос оставался открытым: будет Фирюза нашей или нет. Эта дискуссия нашла отражение и в Договоре Ирана с Россией 1921 г., который мы опубликовали на сайте ранее в рубрике "Документы" пообещав, что о Фирюзе расскажем отдельно. Выполняем это обещание и публикуем краткую внешнеполитическую информацию, которую читатель не найдет нигде, кроме нашего сайта и второго тома "Российско-туркменского словаря", готовящегося к печати.ФИРЮЗА
Местечко, дачный поселок, горное ущелье. Фируза (перс.), Певризе (туркм.), Фирюза (рус.). Этимология названия персидская и, по одной из версий, восходит к легенде о братьях и красавице-сестре. После завоевания Россией Южного Туркменистана принадлежал Ирану. Только в 1893 по ст. 2 Тегеранской конвенции Фирюза передавалась Российской империи (Закаспийской обл.) в обмен на земли Азербайджана по р. Аракс у крепости Аббас-Абад.
По ст. 3-й Договора между РСФСР и Персией от 26 фев. 1921 была признана граница между двумя странами 1881. И потому Фирюза должна была быть возвращена Ирану. Однако поскольку иранское правительство не пожелало возвращать земли у р.Аракс поэтому и пос. Фирюза остался за СССР, т.е. ТССР, несмотря на протесты иранской стороны. В 1933 на переговорах в Иране с зам. министра иностранных дел Л.Караханом по изменению государственной границы Иран вновь поставил вопрос о возвращении Фирюзы. Безрезультатно.
По советско-иранскому соглашению 1954 "Об урегулировании пограничных и финансовых вопросов" (Тегеран, 2 дек. 1954) местечко Фирюза и прилегающие к нему земли (ок. 146 кв. км.) считаются неотъемлемой частью СССР в обмен на территории компенсацию в 145,3 кв. км у с.Хисар и о правому берегу р.Аракс (граница Ирана с Азербайджаном) у крепости Аббас-Абад. Таким образом, была подтверждена Конвенция 27 мая 1893 и Фирюза осталась за СССР, а после 1991 года - за Туркменистаном.