"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, марта 24, 2016

Вероятно, это произойдет в ближайшие дни


Россия «слышит о предложениях относительно обмена» Надежды Савченко со стороны Украины, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Однако даже обоюдная готовность Москвы и Киева говорить о судьбе осужденной на 22 года украинской летчицы не гарантирует скорого обмена. Главное препятствие — украинский процесс над двумя россиянами, адвокаты которых исчезают или сами оказываются под следствием.


В среду в Москву прибыл госсекретарь США Джон Керри, накануне — глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер. На повестке встреч двух дипломатов с российскими политиками не могло не быть темы обмена Надежды Савченко. Глава МИД России Сергей Лавров уже подтвердил, что этот вопрос обсуждался.

«Сегодня мы передали дополнительную памятку по этому вопросу германским коллегам, — заявил Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров со Штайнмайером 23 марта. — Мы слышим о предложениях относительно обмена, вопросы будут рассматриваться в полном соответствии с российским законодательством. На этот счет прописана соответствующая процедура, решение принимает глава государства».

Мнение на этот счет Владимира Путина, вероятно, намерен выяснить Джон Керри, у которого была запланирована встреча с президентом РФ на четверг. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, Украина — главная тема переговоров Керри и российского лидера.

Надежда Савченко, военнослужащая Украины, находится в заключении с 2014 года. 22 марта Донецкий городской суд Ростовской области признал ее виновной в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, а также незаконном пересечении границы России и приговорил к 22 годам колонии общего режима и штрафу в размере 30 тыс. руб.

В тот же день президент Украины Петр Порошенко заявил, что готов обменять Савченко на двух задержанных на Украине россиян — Евгения Ерофеева и Александра Александрова. По его словам, это может произойти сразу после завершения слушаний по их делам.

Однако обещания Порошенко померкли на фоне действий генпрокуратуры Украины. Одновременно с заявлением президента страны она открыла два уголовных производства против российских судей и прокуроров, причастных к вынесению приговора украинскому офицеру. Об этом в среду, 23 марта, заявил на специальном брифинге прокурор Владислав Куценко.

Он сообщил, что до конца марта прокуратурой будет передано в суд обвинение против главы ЛНР Игоря Плотницкого. «Когда произошло похищение Надежды Савченко, сразу нами было начато еще одно уголовное производство. Оно касалось и известного главаря ЛНР Плотницкого, — сказал Куценко. — Там у нас несколько статей — и 258-я (террористический акт). Террористическая деятельность осуществлялась Плотницким и другими лицами. Это и статья, связанная с похищением людей. Имеется в виду Надя Савченко».

Игры вокруг спецназа

Темы обоснованности 22-летнего срока и «отсидки» Савченко в полном объеме в украинском обществе предпочитают не обсуждать. Главное в донецком суде — точка в процессе. Впрочем, похоже, что это решение только промежуточное.

«Еще две недели назад было понятно, что Савченко выйдет на свободу до конца марта или в начале апреля, — говорит «Газете.Ru» источник, близкий к Блоку Юлии Тимошенко (БЮТ) в Верховной раде, куда входит и народный депутат Надежда Савченко. — При этом главной украинской проблемой стало затягивание процесса над россиянами Александровым и Ерофеевым. Они очень важны не только для обмена».


Украинская прокуратура считает, что Александров и Ерофеев, задержанные в мае 2015 года в Луганской области, — это бойцы ГРУ РФ, и обвиняет их в терроризме. Москва парирует, что российские граждане к тому моменту уже не служили в российских ВС. Министерство обороны РФ отрицает, что российские военнослужащие принимают участие в боях на востоке Украины.

На Украине до сих пор нет решения внутренних судов по российским военнослужащим, воевавшим на территории страны. Поэтому дело Александрова и Ерофеева полезно и для юридической системы страны, считает источник. «Два офицера спецназа со спецвооружением в руках взяты в бою, убили украинского воина. Приговор по их делу очень важен для будущих юридических споров двух государств. Сейчас игра будет вокруг этого вердикта и обмена», — рассказал он.

Два года назад народный депутат Украины Сергей Тарута привлек внимание местных СМИ крайне резким заявлением после объявления Савченко сухой голодовки. Тогда он говорил, что ее смерть может привести к резкой эскалации и большой войне, о том, что при таком негативном сценарии Украине сложно будет гарантировать безопасность российских дипломатических представительств и бизнеса. Для Таруты, обычно сдержанного и информированного бывшего губернатора Донецкой области, подобные высказывания были весьма необычны.

Вот что он сказал «Газете.Ru» по поводу обмена сейчас: «Надя Савченко должна быть возвращена домой. Если для этого надо обменять ее на двух попавших в плен российских военнослужащих, то это надо сделать. Это поможет сдвинуть с мертвой точки процесс обмена «всех на всех», который предусмотрен минскими соглашениями. К тому же с правосудием дело Савченко не имеет ничего общего, а передача в Россию двух ее плененных военнослужащих поможет раскрыть глаза на то, кто на самом деле воюет на востоке Украины».

Помощь Запада

Пока Россия поднимает ставки, Кремль настаивает на «строгом соблюдении национального законодательства» по делу Савченко.

Кроме того, недавно российские власти до 2021 года запретили въезд на свою территорию Ирине Геращенко, народному депутату Украины, члену переговорной группы страны в Минске и депутату ПАСЕ. Впрочем, пока это не вызвало громкой критики со стороны Киева. Дело в том, что он очень надеется на поддержку США и ждет окончания переговоров между Кремлем и Западом.

14 марта между Бараком Обамой и Владимиром Путиным состоялся телефонный разговор, в ходе которого американский лидер призвал освободить Савченко. 23 марта официальное заявление того же характера распространила Федерика Могерини, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

«Газета.Ru» связалась с народным депутатом Украины от БЮТ Алексеем Рябчиным. Этот молодой политик родом из Донецка регулярно посещал заседания по делу Савченко. Разговор с ним состоялся, как раз когда Рябчин возвращался из Донецка после объявления приговора.


«Я уверен, что Надежда Савченко вернется в Украину. Просто так заявлений о необходимости безусловного освобождения Савченко Барак Обама делать бы не стал. И пять из шести кандидатов в президенты США эти его слова повторили, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Я не знаю, будет ли торг. В конце концов, Россия не озвучила условия обмена».

По мнению Рябчина, запрет на въезд в Россию Ирине Геращенко, члену минской переговорной группы, — «не гол в ворота Украины, а штанга». «Запрет — это лишний громкий повод, который позволит Украине наглядно показать, как Российская Федерация не выполняет «Минск», — считает он.

Адвокаты и подсудимые

Говорить столь однозначно о скором обмене Савченко на Александрова и Ерофеева, по мнению наблюдателей, как минимум преждевременно. Украинская сторона предполагает, что «обмен» может выглядеть как взаимная передача знаковых осужденных для отбывания наказания на родину. Но для этого «бойцы ГРУ» должны быть осуждены, а это, как выяснила «Газета.Ru», может не случиться еще долго.

Адвокат Александрова Юрий Грабовский совсем недавно таинственно исчез, и это резко затормозило рассмотрение дела. Против адвоката Ерофеева Оксаны Соколовской, в свою очередь, возбуждено уголовное дело о нанесении телесных повреждений.

Соколовская отказывается комментировать свою личную жизнь и называет реанимацию уголовного дела попыткой оказать давление на нее. Речь в деле идет о нанесении нескольких ножевых ранений мужчине в квартире адвоката прошлым летом. Почему эти телесные повреждения стали так важны почти через год после правонарушения, вопрос риторический.

Юрий Грабовский известен своей уверенностью в несостоятельности обвинения против гэрэушников. До своего исчезновения он пытался развалить обвинение в части убийства украинского солдата.

Смертельную рану тот получил от пули калибра 7.62. А вот специальные бесшумные автомат «Вал» и винтовка «Винторез», взятые вместе с россиянами (это оружие используется как раз бойцами ГРУ), имеют калибр 9 мм. Пересечение границы чужого государства с оружием в руках никто не оспаривает, но от своих показаний на предварительном следствии россияне отказались и теперь называют себя не военнослужащими РФ, а бойцами народной милиции ЛНР.

Исчезновение Грабовского случилось в самый разгар процесса. Машина адвоката найдена в Одессе, сообщения он якобы слал из Египта, найти его не могут. Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос на прошлой неделе сделал заявление о задержании подозреваемого, который «способствовал исчезновению Грабовского». Кто будет способствовать возвращению адвоката, неясно.

Чтобы дело продолжало слушаться, Александрову потребовался новый адвокат. Им стал по согласованию с женой и посольством России молодой адвокат Валентин Рыбин. Он известен защитой в Старобельском суде Луганской области россиянина Олега Хлюпина, которого прокуратура Украины тоже обвиняет в работе на российское ГРУ.

«Газете.Ru» удалось пообщаться с еще одним адвокатом, который пытался войти в процесс, встречался с Александровым в СИЗО и общался с ним в суде 21 марта. Виктор Чевгуз заинтересовался этим делом год назад, когда его знакомая московская правозащитница Зоя Светова попросила помочь арестованным в Луганской области россиянам. Тогда же Светова подписала с Чевгузом договор, на основании которого он и добился свидания с гэрэушниками. К тому времени вокруг них уже сложилась команда юристов, и Чевгуз в нее не вписался. Сейчас Светова вновь попросила о помощи, и адвокат, пользуясь старым договором, вновь смог попасть к Александрову 18 марта. Через три дня юрист побывал и на самом процессе, вновь обсуждал с Александровым ход дела и в итоге решил сотрудничество прекратить.

«Я общался с Александровым в СИЗО, предлагая свои услуги, но он дал понять, что ему запрещено самостоятельно искать адвоката, — рассказывает Виктор Чевгуз. — Я пытался связаться с его родственниками и посольством. В понедельник в суде он спросил меня, готов ли я работать «как требуется, нужно не спешить». Я же мог работать только по закону».

По словам юриста, у Александрова уже появился новый адвокат, Валентин Рыбин, который, видимо, получил четкие инструкции «сверху». «Рыбин сразу же потребовал на ознакомление с шестью томами дела 15 рабочих дней. С выходными это почти месяц! Я бы уложился в сутки, — считает Чевгуз. — Судья доводам адвоката не внял, новое заседание назначено на 4 апреля. Идут политические игры, и я могу сказать свое личное мнение: теперь я понимаю, кто стоит за исчезновением адвоката Грабовского. Это Москва».

Обмен без приговора

Затягивание процесса со стороны защитников Александрова и Ерофеева может говорить о том, что Москва тянет время. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ситуация с Савченко может разрешиться строго в соответствии с национальным законодательством. Оно предполагает возможность передачи осужденных для отбывания наказания на родину.

Что касается Украины, там схема обмена пленными отработана за последние полтора года до автоматизма. Чаще всего внутри страны обходится без приговора.

Схема такова. Суды выпускают обвиняемых по статьям о терроризме и сепаратизме с условием, чтобы они в дальнейшем явились на допрос. После подсудимых, многие из которых — взятые с оружием в руках ополченцы, часто даже без документов везут на обмен. После успешного обмена «неявившиеся» в украинский суд ополченцы снова объявляются в розыск.


Правда, есть еще и пример майора Владимира Старкова, зама по тылу одной из бригад 1-го армейского корпуса ДНР. Заблудившись, он приехал с машиной боеприпасов вместо своей базы на украинский блокпост и попал в плен. Старков получил срок в 14 лет и был отправлен в Россию после президентского помилования в обмен на освобождение начальника разведки 81-й десантно-штурмовой бригады ВСУ Андрея Гречанова.

Так или иначе, как отмечает источник в одной из международных организаций, участвующих в работе Минской контактной группы, обмен Савченко на Александрова и Ерофеева — самый вероятный финал истории.

«Сомнений в том, что Савченко обменяют, нет практически ни у кого. Этого по понятным политическим и юридическим причинам не могли сделать до момента оглашения приговора. Теперь, когда российский суд объявил свой приговор, в ход могут пойти политические методы урегулирования данного вопроса, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Могу себе представить, что Путин действительно обещал Порошенко вернуть летчицу обратно на Украину. Обычно подобные обмены происходят уже после окончания судебных действий и оглашения приговора. Остается только дождаться окончания суда над россиянами и достижения договоренностей между Россией и Украиной по данному вопросу».

По его словам, прецедент обмена заключенными в мировой практике существует. Можно вспомнить прогремевшее в 2010 году дело о российской агентурной сети в США. Тогда российских сотрудников Службы внешней разведки обменяли на заключенных и отбывающих в российских тюрьмах западных шпионов.

Кроме того, у Петра Порошенко не так много возможностей для маневра. С одной стороны, он неоднократно обещал «вернуть Надежду в Украину». С другой — Надежда Савченко неоднократно демонстрировала твердый характер и намерена вновь объявить сухую голодовку, как только приговор вступит в законную силу. Это может привести к новой эскалации. Поэтому если Порошенко хочет добиться результата, у него осталось мало времени.

«В данной ситуации следует подождать, пока свое мнение выскажет Путин. Вероятно, это произойдет в ближайшие дни, — считает близкий к Кремлю политолог Алексей Чеснаков. — Визиты Керри и Штайнмайера — хорошие поводы. Однако в каждом из вариантов развития (от выполнения приговора «по полной» до немедленного обмена) есть свои плюсы и минусы. Торг вокруг них будет продолжаться до упора».