"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, декабря 10, 2011

Ментальные модели

Шохрат Кадыров.

Ментальные модели
как ключ к пониманию этнографии в Туркменистане
(вторая половина ХХ – начало XXI веков)
(тезисы доклада на международной конференции в Амстердаме (октябрь 2011 г.) «В направлении к социальной истории Туркменистана, 1880-1960 гг. Тенденции исследований в этнографии и истории»)

Часть 3.

Перечислим и прокомментируем характерные черты постсоветского периода развития этнографии в дискурсе противостояния примордиализма и конструктивизма. На фото: картирна Рувима Мазеля "Старый Ашхабад", 1930 г. Холст, масло, 158х75.

1. Там, где конструктивисты ставили знаки вопросов-гипотез, теперь стоят утверждения гипотетических открытий. Главным направлением исследований стали эпоха древних народов, привнесение в этнографию вопросов об расовом составе туркменов и их древней автохтонности. Все дотуркменское в этногенезисных процессах в древнем Туркменистане становится туркменским, а все нетуркменское в этнической истории туркменов рассматривалось как несчастный случай, удар по нравственности и морали туркменчилика.
Вместе с осуждением новаций в узком смысле советского влияния, в парадигме примордиализма отвергается роль новаций как стимулятора этнокультурного развития.

2. Советские медиевисты изучали древность туркменов по истории возникновения прилагательного «туркмен», т.е. «туркменские» и его связи с этнической нацией. Исходя из постулата А.Якубовского о том, что народы всегда старше своего имени, изучались и отдельные племена. Например, племя абдал считалось потомками эфталитов. Примардиалисты накануне роспуска СССР пытались пойти дальше, А. Джикиев, сообщает о «поразившем» его «бесспорном» сходстве этнонима теке с названиями в древнекитайских источниках племени даге и страны Тагие (в клинописи «даха»). Правда, тут же осторожно добавляет, что «о достоверности сходства судить рано» (1991. С. 301-302). (1)

3. Примордиалисты представляют туркменов в виде двух больших групп: “чистых” (оригинальных), возникших на древне-хорасанской основе (теке, йомуды), и “типичных” (смешанных и преобладающих), сформировавшихся в средневековую эпоху. В принципе, эта идея является продолжением советской концепции «оригинального ядра и примкнувших к нему групп», показанной, Г.П. Васильевой на примере нохурли. Доминирование «типичных», как результат внешнего воздействия, А. Джикиев доводит до XVII века (1991. С. 4). Затем, когда внешние вторжения прекратились, туркмены, как бы варясь в собственном соку, снова становятся долихоцефалами. И тут, по сути, возвращение к ранее советской концепции Л. Ошанина о живущей в генах туркменов длинноголовости. Антрополог Л.Ошанин явно «перегибал палку» упиваясь собственными открытиями «тысячелетней длинноголовости у туркменов» Однако последующие палеоантропологические исследования показали, что оригинальных (древне-автохтонных) с течением времени всегда становится необратимо меньше. С позиций конструктивизма интересен парадокс численного расширения группы для политического веса, с одной стороны, и стремление части этой группы к самосокращению, дабы не делится с остальными привилегиями. Закрытая переписка официальных лиц, опубликованная Wikileaks о том, что кое-кто в руководстве Туркменистана считает чистыми туркменами лишь некоторую часть текинцев служит этому лишним подтверждением. Большая часть нации, по терминологии А. Джикиева «типичные», и сейчас, как и в средневековье остаются «нечистыми» и находятся на положении морально второсортных, периферийных граждан (2) .

4. С позиций конструктивизма, следы самых древних (“чистокровных”), т.е. «оригинальных» туркменов в том или ином виде сохранились в каждой туркменской народности, но далеко не в первую очередь у крупных (теке и йомуды), а чаще всего в группе малочисленных: губадагли, нохурли, ата и меджевюров сохраняющих эндогамию (живущих замкнуто) (3) . Археолог Х. Юсупов среди «чистокровных» называет также очень малочисленные группы: анаули, арабачи, баят, грачи, каркын, мурчали, олам и некоторые другие (1997. С. 178). Не находила серьезных оснований считать туркменов-теке древним этносом и Г.П. Васильева (4) .

5. Г.П. Васильева была противником концепции “чистокровных” туркменов, называла разговоры на эту тему расизмом (1954. С. 104), но и не соглашалась с Я.Р. Виниковым, поторопившимся называть крупные этнические сообщества землячествами. Она не находила этнографических подтверждений теории Л.В. Ошанина о принадлежности туркменов к одной только длинноголовой расе (5) . Это и не удивительно: за исключением юга страны, туркмены жили на огромном пространстве, открытом для внешних контактов (6) . В составе туркменов существовали группы ярко выраженных долихоцефалов, у которых генетическая длинноголовость усиливалась искусственной, в то время как в ареалах генетически среднеголовых, где обычай деформации головы не практиковался вообще, роды, имевшие долихоцефалов или ярковыраженных брахицефалов, рассматривались как уникальные и получали этноназвания, порой в виде насмешливых кличек и прозвищ (см. С.Атаныязов).

6. Для извечного существования туркменского этноса примардиалисты отождествляют этнические типы не только с расами, но археологическими культурами. Поэтому логично, что после этнографа А. Оразова руководить этнографией страны стал амбициозный археолог (7) . Джикиев, назвал О. Гундогдыева своим «лучшим учеником». В этой лестной оценке была доля правды. Ученик и учитель стали основоположниками «лингвистической археологии» (!?) (8) .

7. В народе тагие из китайских хроник примардиалисты видят текинцев, в античных аугусиях - средневековых огузов. Слова «огуз» опять отождествили с быком на знамени Огуз-хана, слов «туран» с туром, т.е. быком и т.п. (9). Руководствуясь отвергнутой еще в советское время идеей происхождения туркменов от огузов, помещают их главный город не на Сырдарье, как это было установлено советскими медиевистами, а в Ахале, на месте аула Ызгант, название которого перевели как Огузкент (10) . «Лингвистическая археология» решила проблему слова «сельджук», как тождественного туркменскому «салджык и связанному с салырами. (11) В довершение своей концепции А. Джикиев отождествляет «языр» с топонимом «ясман» распространенном только в зоне расселения туркменов-теке (Ахал и Мары). (См. Джикиев А. 1991; Джикиев А., 2007. С. 4). Из чего, вероятно, следует, что древние языры - родственники теке (12) . Для «лингвистической археологии» не требовались этнографические экспедиции, новые факты, утонченные методы анализа. Под «раскопками» и «находками» понимались поиски в древнетюркском языке якобы туркменских слов, которые в вольном этнографическом переводе давали фантастические результаты.

Продолжение следует.

Примечания
 
1. Заметим, что возникшая казахская школа «палеоэтнографов» предполагает отождествить древних даев с казахами-адай (адаевцами).

2. Правда, не бывает правил без исключений..., подтверждающих правила. Например, президент Туркменистана (выходец из Ахала) по лицевым показателям принадлежит к монголоидным европеоидам, а судя по форме головы (он носит короткую стрижку) его никак нельзя отнести к длинноголовым туркменам.

3. В это число входят и нохурли, отличные от остальных туркменов уникальной комбинацией генов (Бабаков О. 1977. С. 115). Этот факт как бы подтверждал представление примардиалистов о том, что нохурли по происхождению не туркмены. Но именно им более всего принадлежит грацильность неолитического восточно-средиземноморского типа (Н.А. Дубова).
На фото: картина Рувима Мазеля с обложки книги Н.Апчинской, посвященной творчеству этого художника в Туркменистане в 20-30х гг. прошлоговека.

4. В ее домашнем архиве мы обнаружили копию отзыва на работу искусствоведов, в котором, в частности, указывалось: « [...] О происхождении туркменских племенных групп […] автор судит не по историческим данным, имеющимся в ряде работ ......, а по легендам, записанным двумя этнографами (В. Н. Басилов, А.Джикиев) в одном и том же районе. Легенды же, как известно, имеют варианты и без подкрепления историческими данными не могут служить весомым доказательством того или иного положения, тем более положения о происхождении племени. Текинцы, как и йомуды, не входят в число древнейших туркменских племен и образовались после монгольского завоевания. (Васильева Г.П. 10. 11.1988 г.).

5. Вообще, длинноголовость встречается среди народов культурно никак не связанных друг с другом (Греция, Южная Италия, Ближний Восток). Длинноголовость присуща части русских, живущих на севере и имевших контакты со скандинавами, с одной стороны и мордвой (ассимилированные финны), среди населения присредиземноморской части Африки (марокканцы), жителей Центрального Афганистана (Герат: хазареи, джемшиды - потомки эфталитов), северной Индии (индо-арийские племена), части Юго-восточной Европы (болгары), Аравийского полуострова, Ирака, Закавказья (предков даргинцев, осетинов). Естественная длинноголовость отмечена у белуджей, азербайджанцев, горных таджиков, (См.: Ошанин Л.В. 1957. Ч. 1. С. 108). Столь же широко была представлена и длинноголовость искусственная. Удлинение головы в Закаспии встречается до появления монголоидных пришельцев со стороны Северного Китая хуннов (Трофимова 1968. С. 179-189), хионитов С эпохи неолита известны преднамеренно удлиненные черепа: в Австралии, в Новом Южном Уэльсе (13.000 лет назад). (Brown P., 1981), в Южной Америке на территории современного Перу, в районе Средиземноморья и Ближнего Востока (Йерихон, Хирокития), Халколита (Библ, Сейн-Хоюк), и Железного века (Лахиш) (Arensburg B., Hershkovitz J., 1988; Войков Ж. 2010). В последующем она отмечена в могильниках древней Венгрии (мадьяры), в Приуралье, Нижнем Поволжье, на Кубани, по левому берегу Дона (II-IV вв.), в захоронениях хорезмского городища Гяур-кала, среди аланов на Кавказе, среди эфталитов в IV-VI вв. (Л.В. Ошанин, 1926). Особенно много таких черепов было среди женщин. Исследователи полагают, деформация черепов была следствием развития эстетических вкусов, берущих начало от поклонения фаллическому культу. Возможно, что фаллическая мотивация позднее, в результате генеральной тенденции моголоидизации, дополнилась, а затем сменилась мотивацией противостояния длинноголовых и круглоголовых.

6. Что же касается горного барьера на юге, то установлено, что первоначальное заселение Туркменистана шло именно из Южного Хорасана (Иран), защищенного от северных ветров и потому более благоприятного для культурного развития, чем Северный Хорасан. Палеоантропологические изыскания подтвердили, что древнейшими жителями юга Туркменистана были ярко выраженные долихоцефалы (отношение ширины головы к ее длине составило 70,0 процентов). При этом, они могли быть представлены не только восточными средиземноморцами, но и хорасанской (переднеазиатской) подрасой длинноголовых протоиранцев. На антропологию других регионов оказало влияние их соседство с мезокефалами евразийских степей и оседлыми земледельцами Мавераннахра. В целом по Туркменистану с эпохи неолита до первой половины ХХ века включительно форма головы расширилась существенно: с 70 процентов до 76,9, т.е. вплотную приблизилась к мезокефалии. Хотя следует учесть, что древнейшие антропологические показатели количественно непредставительны и потому, возможно, что показатель 70 процентов мог, при большем числе находок, быть изначально выше. Особо важно подчеркнуть, что Л.В. Ошанин не мог указать, какова доля искусственно длинноголовых в итоговой цифре 76,9. А поскольку обычай вытягивания головы детям был распространен широко, то можно смело предполагать, что большинство туркменов генетически принадлежат к мезокефалам, т.е. имеют процентное отношение ширины головы к ее длине 77 и выше. Конечно, за среднестатистическим показателем скрывается огромное многообразие комбинаций разных подрасовых типов.

7. Среди писем Галины Петровна от 2002 г. находим следующее: П. указал мне кроме того на книгу Гундогдыева «Прошлое туркмен» (М., 1998) которую тот подарил нашей библиотеке. Вы, наверное, знаете ее? Это, как написал автор карандашом «Новая версия». Как это понимать не знаю. С интересом познакомилась с его многочисленными и многосторонними (в смысле охвата тем) статьями и была потрясена. Я поняла, почему от разговора о нем отмахиваются почти все, кто его знает (правда, знают у нас его не очень многие). Как ловко он везде проводит мысль о «гениальности» туркмен, как самого древнего в Азии (да только ли в Азии) народа! Шумеры – туркмены, а все остальные производное от них! Да, что об этом писать. Я думаю, Вы его работы лучше меня знаете еще по началу его деятельности и наверное без этих слов со мной согласны. Конечно, он в целом эрудит, но как ловко переворачивает высказывания авторов! Не могла не высказаться хоть немного. Ну ладно об этом» (Из письма Г.П. Васильевой, май 2002 г.).

8. Тогда же Г.П. Васильева выступила с критикой дилетантских суждений. «Совершенно неправомерным, - писала она в отзыве на статью (геолога - Ред.) члена-корреспондента АН ТССР О. Одекова, - является утверждение автора со ссылкой на А. М. Щербака, что все тюрки говорили «на чуть искаженном туркменском языке» (с. 3, сноска). А. М. Щербак этого не говорил, да и не мог говорить. В своей статье «Енисейские рунические надписи. К истории открытия и изучения», опубликованной в «Тюркологическом сборнике» в 1970 г. он пишет о древнеогузском и древнем уйгурокарлукском языках (с. 132), что вовсе не означает еще туркменского языка. В «доисторическую эпоху» (с.3, статьи) никакого туркменского языка еще не было. На страницах 4–5 сказано, что «культовые традиции туркмен» уходят в несколько тысячелетий назад». Несколько тысячелетий назад не было и туркмен. [...] Автор чрезвычайно легко, одним росчерком пера решает сложнейшие проблемы, идентифицируя древнюю культуру на территории Южного Туркменистана с тагарской культурой и уводя древнее население из этого района в Южную Сибирь и Северный Китай (с. 8.). Автохтонные племена Южного Туркменистана, по автору – это туркмены, отсутствовавшие длительное время и вернувшиеся в Южную Туркмению через 10 веков не изменившимися. Это утверждение автора не имеет никакого отношения к настоящей науке. Статья в таком виде не может быть опубликована. (Васильева Г.П. 8. 12. 1988 г.).

9. Ойконим тура в древнетюркском языке не имеет связи со словом «огуз». Тура означает – «город», а не «бык». (См.: Саттаров Г.Ф., 1988), а происходит от слова «торук» – «стоянка», «пастбище» (Караев С.К., 1985).

10. О том, что аул Ызгант может читаться как Огузкент писала еще З.Б. Мухамедова, но она ставила знак вопроса, как недоказанное предположение (1973. С. 121). Главный специалист по этимологии этнонимов и топонимов языковед С. Атаниязов никак не связывал Ызгынт с огузами.

11. Из советских палеолингвистических публикаций известно, что индоевропейское, индоарийское слово «сал» (салджик) - означало: «течь», «текущая вода»; сала – «сток», «склон» (Трубачев О.Н. 1979. С. 128-133). Что же касается этнонима салыр, то он близок тюрко-монгольскому сарлук, сарлык - монгольская или тибетская корова, бык (Сетаров Дж.С. 1978. С. 50; Саттаров Г.Ф. 1980, N 1. С. 47-48). Нигде не указывает на этимологическую связь «салыров» с «сельджуками» З.Б. Мухамедова (1973. С. 22-23).

12. З. Мухамедова указывает, что у теке в родоплеменном составе есть этноним «язы» и что в слово «яз» в форме йазы сохранилось в говорах йомудского диалекта (С. 26-27, 102). Однако слово «языр» никак не соотносится со словом «ясман» и корнями уходит к древнетюркской форме яссы («степь», «равнина») (Мухамедова З.Б. 1973. С. 102; Караев С.К., 1985. С. 26, Наджип Э.Н. 1982. С. 80). Ближайшими родственниками языров являются туркмены карадашлы, вытесненные из Ахала текинцами.