Читая сайты, старые книги и рецензии на них
Туркменистан: Какую правду говорить легко и приятно?
Мария Яновская
Туркменский писатель-диссидент Рахим Эсенов выпустил книгу «Возвращение. Туркменская сага». Это художественный текст о жизни туркменских политэмигрантов и диссидентов, некоторые из них выведены в книге под собственными именами, другим персонажам придуманы псевдонимы, за которыми легко угадываются их настоящие фамилии. Аналитик «Ферганы.Ру» прочел книгу и убедился в том, что 81-летний писатель не удержался и облил-таки грязью многих «соратников» по диссидентскому движению, в том числе и тех, кого сгноили в туркменских тюрьмах и чья судьба до сих пор неизвестна.
Книга «Возвращение» - художественная, но среди ее персонажей – реальные политики, диссиденты, журналисты, работавшие или жившие когда-либо в Туркмении. Острого сюжета нет, есть разговоры, воспоминания, встречи, байки, истории и случаи. Повествование идет, как беседа за чаем, - здесь позлословили, тут улыбнулись, тут коротко ознакомили собравшихся с историей туркменского народа. Главный герой книги – историк, и это позволяет автору наполнить книгу разговорами о судьбе туркмен, о формировании нации, об ответственности государственных мужей, и так далее. «Поразительно устроена психология туркмена. Стоит встретиться им вдали от дома, непременно заведут речь о Туркменистане. Да будь он один-одинешенек, все одно его думы о родном крае. Нет, чтобы восхищаться чем-то оригинальным, увиденным в чужих весях, жить им, он на какое-то короткое время полюбуется, но обязательно сравнит со своим, родным и, разумеется, найдет, что свое все-таки лучше. Что это – ограниченность, слепая любовь к родному?»
Жизнь в эмиграции не утешает, особенно тех, чья эмиграция пришлась на страны, принципиально не похожие на родные места. Книга Эсенова - о жизни и тоске туркменских диссидентов в Европе или Америке, но основной пафос – обличение режима луноликого Сердара. Читая о Ниязове, его словах и поступках, его дьявольской способности унизить всех, кто рядом, одновременно содрогаешься – и хмыкаешь, таким персонажем из анекдотов предстает бывший президент Туркмении. «Я не встречал ни одного уголка, где его не проклинали бы, не сочиняли анекдотов, не слагали горьких причитаний», - пишет Эсенов. Однако рассуждения, которыми полна книга, - не новы и очевидны, книга полна морализаторских сентенций, хотя сквозь них иногда прорываются описания реальных случаев, и они интересны.
«В прошлую весну приезд президента (Ниязова – ред.) в одно хозяйство Ташаузского оазиса совпал с дождем. Не успел он выйти из своего бронированного автомобиля, как встречавшим дайханам на полном серьезе говорит: «Видите, я вам дождь привез, зная, что у вас засушливо. Вы же знаете мое чудотворство…» А в другой год в каком-то хозяйстве в долине Мургаба, в страдную пору уборки зерновых дайханам говорил: «Поторопитесь, еще дня два-три будет сухо. Я на это время дождь задержал…» Через трое суток выпали осадки».
Однако нужно быть очень осторожным, желая из этой книги узнать «всю правду» о чудовищном времени правления Сапармурата Ниязова. Конечно, там есть истории, услышанные автором от бывших соратников Сердара, там есть личные воспоминания писателя о гонениях и арестах (Рахим Эсенов был ненадолго арестован в марте 2004 года – его обвиняли в контрабандном ввозе в страну своего запрещенного романа «Венценосный скиталец»). Но книга полна авторского презрительного отношения к тем, кто служил Туркменбаши «верой и правдой», а потом перешел в оппозицию: «Оппозиция? Какая? Где она?.. Те жалкие пигмеи, не поделившие с властью кусок пирога? Не о народе они пекутся. Что им до его забот?» Эсенов не жалует никого, кто хоть однажды стоял «у корыта», и не скупится на эпитеты: «сокорытники», «разменявший свой талант на дешевые поделки, восхваляющие президента», «подхалимствующий борзописец».
В одной известной книге Иешуа улыбается Понтию Пилату: «Правду говорить легко и приятно». Рахим Эсенов не смог побороть свое желание сказать правду, как он ее помнит, видит и понимает. Такое желание естественно для человека почтенного возраста, тем более писателя. История литературы и инакомыслия знает немало примеров, когда мемуары делили читателей на два лагеря: тех, кто кричал: «Вранье! Не сметь!» - и тех, кто кивал: «Да-да, все правда». Но никогда не считалось подвигом смешивать с грязью тех «соратников по борьбе», чья судьба и теперь еще неизвестна и чудовищна, кого сгноили – а может, и до сих пор гноят - в тюрьмах. Подобное отношение к своим «идейным противникам» всегда вызывало брезгливость и считалось непорядочным.
О Борисе Шихмурадове – который выведен в книге под именем Бориса Шихмередова –
Борис Шихмурадов в молодые годы |
После ареста 2002 г. |
Рахим Эсенов – писатель, автор нескольких книг, член Союза писателей России, член редколлегии газеты «Литературная Россия», лауреат премии Американского ПЕН-центра Freedom to Write 2006 года. Но даже таким авторам, хоть и пишущим на русском языке, необходим грамотный редактор. Который, судя по всему, в эту книжку даже не заглядывал.
Заказать книгу Рахима Эсенова можно на веб-сайте «Пайхас».
Комментарий к статье Туркменистан: Какую правду говорить легко и приятно?
14.10.2008
Некто или никто
Рахим Эсенов пишет на русском языке, а не на туркменском, поэтому не считаю его туркменским писателем. Что касается высказываний первого Президента Ниязова о погоде, то это просто шутки, которые говорятся для поднятия настроения у простых тружеников, видимо у г-на Эсенова проблема с чувством юмора. Надо отметить, что Р. Эсенов - человек, не очень хорошо разбирающийся в основах государственности и власти, здесь он сильнейший дилетант. Лучше бы он занимался тем, что умеет делать, а не тем, в чем не понимает.
14.10.2008
Читатель
Правильно, писатель пишет обо всем, он всегда лелитант, а худ. лит. это не наука. Я согласен с автором предыдущего письма - Эсенов великий писатель потому, что он возмутитель спокойствия! И возмутитель мысли! И чувств! За это ему спасибо! Особенно хороши диалоги! А для тех, кто знает туркменскую интеллигенцию - это просто настольная книга!
Назар, 23.07.2009
Назар
Я как некто другой знаю Эсенова Рахима Махтумовича потому что являюсь его внуком.Эсенов Р.М очень дружил с отцом Бориса Шихмурадова,я помню он приходил к ниму домой.Я считаю что Эсенов Р.М.просто непорядочный человек.Был у карыта ,а когда его оттуда отлучили начал искать виноватых ,так же и в опазиций случилось.Рахим Махтумович со своими книгами и отчерками больше похож на общественный туалет в который закинули гранату,всех забрызгал. А он у нас бедный "узник совести!
Об авторе рецензии
Мария Яновская - супруга известного журналиста Аркадия Дубнова, принятая на работу на сайт в "Фергану" (самозваного демократического журналиста из солнечного города Ферганы, приехавшего завоевывать Москву Д. Кислова) по причине своего замужества с известным журналистом. До этого о ней как о журналисте мы и слыхать не слыхивали. Журналистом ее назначил Данила Кислов. Туркменистаном никогда не занималась, там не бывала, ни с кем из противников режима не встречалась или другими словами - в этой теме "ни в зуб ногой".
Ей и невдомек, что никогда ни один номенклатурщик вчера стоявший на коленях перед диктатором, призывавший дать ему пожизненное президентство не станет "соратником по борьбе" не то чтобы писателю Р.Эсенову, а любому нормальному человеку. Это невозможно по определению, но это возможно в сумрачном сознании супруги Аркадия Дубнова. При Б. Шихмурадове, некогда курировавшем силовые структуры Туркменбаши, в подвалах КНБ Туркменистана было замучено огромное количество неповинных людей.
Эстетствующей супруге это не понять. Она далека от массовых репрессий. Не понять ей и то, что не мести ради писатель Эсенов пишет о прототипе Шихмурадова, а как представляется художнику, и всего лишь потому, что пишет жизнь такой, какой она была, в то время. В такой ситуации полного неведения писать рецензию и говорить "правду" о книге Р.Эсенова действительно "легко и приятно", ибо М.Я. к этой туркменской правде, ну никакого отношения не имеет.
Ей и невдомек, что никогда ни один номенклатурщик вчера стоявший на коленях перед диктатором, призывавший дать ему пожизненное президентство не станет "соратником по борьбе" не то чтобы писателю Р.Эсенову, а любому нормальному человеку. Это невозможно по определению, но это возможно в сумрачном сознании супруги Аркадия Дубнова. При Б. Шихмурадове, некогда курировавшем силовые структуры Туркменбаши, в подвалах КНБ Туркменистана было замучено огромное количество неповинных людей.
Эстетствующей супруге это не понять. Она далека от массовых репрессий. Не понять ей и то, что не мести ради писатель Эсенов пишет о прототипе Шихмурадова, а как представляется художнику, и всего лишь потому, что пишет жизнь такой, какой она была, в то время. В такой ситуации полного неведения писать рецензию и говорить "правду" о книге Р.Эсенова действительно "легко и приятно", ибо М.Я. к этой туркменской правде, ну никакого отношения не имеет.
А. Дубнов |
Но вернемся книге Р.Эсенова.
Поскольку в книге Р. Эсенова Б. Шихмурадов выставлен не в лучшем свете, соответственно и реакция супруги друга и политтехнолога Б. Шихмурадова Аркадия Дубнова была на книгу Эсенова несколько негативной. Другими словами, обвиняя автора книги в тенденциозности, автор рецензии сам тенденциозен. Есть лишь одна разница: книга Эсенова это все же художественное произведение, а рецензия супруги Аркадия Дубнова не имеет права на вымысел и домысел.
Не менее интересны комментарии к рецензии. Некий внук писателя Р. Эсенова "Назар" сравнивает "своего дедушку" с общественным туалетом, а точнее с гранатой, а еще точнее с гранатометчиком бросившим гранату в этот общественный туалет (читай - Туркменистан) и посему обрызгавшему говном доблестную публику. Мне представляется это сравнение достаточно комплементарным, если отбросить в сторону вульгарный натурализм метафоры. Такое сравнение могло бы сделать честь любому публицисту. Но "внуку", видимо хотелось, чтобы Эсенов повторил подвиг А. Матросова и отдал свою жизнь на амбразуре вражеского Тзота (самоподорвал себя в общественном туалете!).
Что касается того, что Р.Эсенова отстранили от кормушки и потому он якобы мстит, то тут ничего не остается как задать вопрос: а что же не мстят остальные, почему молчат сидя в Туркменистане также, как сидел и сидит там писатель Эсенов, который почему то не молчит? Не менее важно помнить и другое. Эсенов писатель, а не чиновник. В свое время, при Гапурове (предшественнике С. Ниязова) он отпросился у него на поприще писательства с высокой должности. Сам отпросился. Да и мнения о самом Гапурове он не высокого. Так что не один С. Ниязов у Эсенова числится в заурядных руководителях республики.
Книга Р. Эсенова не свободна от недостатков самого различного плана. Она действительно мастерски освещает, не углубляясь до шекспировской драмы, множество аспектов жизни туркменской интеллигенции включая и противостояние лагерей оппозиции. Что плохого в этом увидела супруга А. Дубнова тоже как бы ясно. Она считает аморальным писать критично о человеке сидящем в тюрьме за попытку сбросить диктатора. От такой глупости даже как то не по себе становится (а не сволочь ли я), но потом понимаешь: Б. Шихмурадов и супруг автора рецензии были "большими друзьями" и потому Шихмурадова в обиду не дадим. Если так подходить к журналистике, то вообще ни о чем не следует писать, ведь в этой жизни всегда есть и пострадавшие и победители и на чьей стороне права и истина разобраться трудно. Вот ведь и Туркменбаши уже отправился на тот свет, что ж теперь и о нем ни слова (или только хорошо?).
Чтобы разобраться нужно писать и высказывать свою точку зрения, но высказывать конкретно, а не ковыряясь в носу.
Чтобы разобраться нужно писать и высказывать свою точку зрения, но высказывать конкретно, а не ковыряясь в носу.
Как бы ни была угловата повесть Р. Эсенова (писатель долго вынашивал идею и план книги. но сделал ее за пару месяцев сразу после получения премии американского ПЕН-клуба за свободу творчества в условиях диктатуры) скучной ее не назовешь, она дает пищу для размышлений, она вызывает реакцию (сожаления, отторжения, одобрения, изумления, восхищения, негодования и пр.) и это главное.
Все жанры хороши. говорил классик, кроме скучного.
Что же касается редактирования на предмет исправления встречающихся в книге описок. То и тут М.Я. не совсем в точку попала. Она забывает сказать: книга Эсенова "Возвращение" - туркменский самиздат, а не продукт издания. финансируемоего на иностранные гранты. Книга от начала и до конца сделана ремесленниками от типографско-издательского дела - туркменскими диссидентами, правда, не "соратниками по борьбе" из круга М.Я., т.к. политическая номенклатура (даже бывшая и даже ее прислуга из журналистского пула нынешних правителей) и диссиденство - психологический нонсенс.
Все жанры хороши. говорил классик, кроме скучного.
Что же касается редактирования на предмет исправления встречающихся в книге описок. То и тут М.Я. не совсем в точку попала. Она забывает сказать: книга Эсенова "Возвращение" - туркменский самиздат, а не продукт издания. финансируемоего на иностранные гранты. Книга от начала и до конца сделана ремесленниками от типографско-издательского дела - туркменскими диссидентами, правда, не "соратниками по борьбе" из круга М.Я., т.к. политическая номенклатура (даже бывшая и даже ее прислуга из журналистского пула нынешних правителей) и диссиденство - психологический нонсенс.
Б. Шихмурадов сам того не желая (а может быть и желая) подставил очень многих людей и его попытка путча привела в Туркменистане к массовым репрессиям против его бывших коллег по работе. Но, как ни странно, в этом состояла его, в определенном смысле, выдающаяся историческая миссия, которая войдет вместе с его именем в будущие школьные и вузовские учебники по истории Туркменистана.
Благодаря Б. Шихмурадову в Туркменистане произошла управляемая Туркменбаши с помощью Б. Шихмурадова номенклатурная революция. Одновременно. это была последняя и может быть самая крупная политическая услуга Бориса Шихмурадова своего патрону, позволившая ему хорошо прочистить свое окружение и тем самым продлить свое правление.
Сотни, а если считать с родственниками, тысячи номенклатурщиков. верой и правдой служивших Туркменбаши оказались за решеткой. Их руками и мозгами, их ущербной совестью ковалась золотая статуя Туркменбаши до сих пор возвышающаяся на постаменте в Ашхабаде. Без тени иронии скажу: никто и никогда (при всем желании) не отнимет у Бориса Шихмурадова его выдающейся роли в этой номенклатурной революции.
Надо быть действительно незаурядной фигурой, чтобы из далекого далека, только с помощью компьютера сотворить такое. В исполнении этой исторической миссии перед Б. Шихмурадовым меркнет даже фигура известного номенклатурного оппозиционера с многолетним стажем, бывшего министра иностранных дел в правительстве Туркменбаши Авды Кулиева. Да и в ускорении кончины Туркменбаши Б. Шихмурадов сыграл таки свою историческую роль. Диктатор был сильно напуган и это изрядно подпортило его здоровье.
Благодаря Б. Шихмурадову в Туркменистане произошла управляемая Туркменбаши с помощью Б. Шихмурадова номенклатурная революция. Одновременно. это была последняя и может быть самая крупная политическая услуга Бориса Шихмурадова своего патрону, позволившая ему хорошо прочистить свое окружение и тем самым продлить свое правление.
Сотни, а если считать с родственниками, тысячи номенклатурщиков. верой и правдой служивших Туркменбаши оказались за решеткой. Их руками и мозгами, их ущербной совестью ковалась золотая статуя Туркменбаши до сих пор возвышающаяся на постаменте в Ашхабаде. Без тени иронии скажу: никто и никогда (при всем желании) не отнимет у Бориса Шихмурадова его выдающейся роли в этой номенклатурной революции.
Надо быть действительно незаурядной фигурой, чтобы из далекого далека, только с помощью компьютера сотворить такое. В исполнении этой исторической миссии перед Б. Шихмурадовым меркнет даже фигура известного номенклатурного оппозиционера с многолетним стажем, бывшего министра иностранных дел в правительстве Туркменбаши Авды Кулиева. Да и в ускорении кончины Туркменбаши Б. Шихмурадов сыграл таки свою историческую роль. Диктатор был сильно напуган и это изрядно подпортило его здоровье.
Но от всего сказанного и от того, что Б. Шихмурадов стал жертвой режима фигура этого политика не может быть персоной неприкосновенной для критического анализа. Природа его злоключений в нем самом, а не в режиме С. Ниязова. Возможно прекрасный парень, безусловно умница, блестящий эрудит, журналист, по своему добрый и добродушный человек, мыслящий и гуманитарно разносторонний Борис Шихмурадов так и не заметил купаясь в коварно теплых лучах авторитарного правления своего полного морального падения, а когда очнулся было уже поздно.
Об этом и предупреждает книга Р. Эсенова.
И последнее. Эсенов написал книгу не только о Шихмурадове. Некоторым протипом к ней является и автор этих строк. Пишу об этом дабы показать, что книга-повесть - это не памфлет на Шихмурадова. Работа сделана в оптимистическом ключе. Симпатии Р.Эсенова на стороне таких как Шаджан Керимов. О нем, кстати, также много сочиненного автором повести. Но не об этом сейчас речь.
Отчего и почему друзья Шихмурадова до сих пор не написали о нем свою книгу? Раз уж другим нельзя, напишите сами. Заметим, что отчасти наши требования несправедливы, ибо никто и не давал таких публичных обещаний, а значит и винить в этом некого. Если не считать Леонида Комаровского, проходившего по делу о путче, выпущенного из заключения благодаря послу США в Ашхабаде, публично обещавшего написать о том, "что же это было", но так и канувшего в лету. А ведь грозился и таланты к писательству имеет.
Ну так может быть Аркадий Дубнов со своей супругой напишут?
И последнее. Эсенов написал книгу не только о Шихмурадове. Некоторым протипом к ней является и автор этих строк. Пишу об этом дабы показать, что книга-повесть - это не памфлет на Шихмурадова. Работа сделана в оптимистическом ключе. Симпатии Р.Эсенова на стороне таких как Шаджан Керимов. О нем, кстати, также много сочиненного автором повести. Но не об этом сейчас речь.
Господин Л. Комаровский |
Ну так может быть Аркадий Дубнов со своей супругой напишут?