Крупнейшие банки России начали консультации о создании Национальной платежной системы.
Об этом заявил глава ВТБ Андрей Костин. По его мнению, в течение 2-3 месяцев возможно создать систему для проведения расчетов в рублях по картам, эмитированным российскими банками.
Костин снова повторил свой тезис о том, что нужно ускорить переход на рублевые расчеты с международными партнерами. Речь идет о том, чтобы отечественные экспортеры продавали за рубеж сырье за рубли, а не за валюту. Тема стала актуальной после введения западных санкций.
На своем официальном сайте экс-министр финансов Алексей Кудрин предупредил о последствиях отказа от иностранной валюты. Любые ограничения трансграничного движения капитала лишают национальную валюту статуса конвертируемой. Идея оплаты импорта рублями имеет право на существование только в том случае, если иностранный экспортер намерен инвестировать в России.
Что же касается российского экспорта, то требование оплачивать его в рублях приведет к удорожанию нашей продукции и снизит ее конкурентоспособность. Иностранному импортеру пришлось бы купить в российских банках рубли, понести расходы на банковскую комиссию и взять на себя курсовые риски. Понятно, что зачастую он предпочтет иного контрагента или перенесет затраты на российского продавца. Мы находимся в состоянии жесткой конкуренции, и требование покупать за рубли неминуемо ухудшит позиции наших предприятий на проводимых тендерах, полагает Кудрин.
Ранее в «Роснефти» прокомментировали заявления о возможном переходе на рублевые расчеты с иностранными партнерами. «“Роснефть” придерживается контрактных обязательств и проводит расчеты в валюте контракта,» — сообщили в нефтяном холдинге.
Правительство может настоять на переходе на рублевые расчеты, но Кудрин правильно замечает, что это лишено всяческого смысла, комментирует управляющий директор группы компаний «АЛОР» Сергей Хестанов.
«Покупатели российских товаров купят ровно столько рублей, сколько необходимо, чтобы рассчитаться по контракту — и только. С учетом электронного характера современных торгов, это приведет к тому, что в торговую систему просто добавится скрипт, который будет приобретать на бирже необходимое количество рублей и тут же отправлять их в оплату экспортного контракта. Поэтому кроме некоторого увеличения издержек экспортеров и некоторого увеличения биржевого оборота по паре доллар-рубль на московской бирже, эта мера, действительно, ничего не даст».
О том, какова сейчас расстановка сил в решении вопроса о переходе на рублевые расчеты, говорит политолог, главный редактор «Русского журнала» Александр Морозов.
«Заявление Кудрина, мне кажется, свидетельствует о его исключительно рациональной позиции как эксперта, как высококлассного финансиста. Я думаю, что раскола в правительстве нет, потому что правительство достаточно безгласное. Оно без всяких колебаний выполняет абсолютно любые инициативы Кремля. Думаю, что в правительстве, конечно, есть люди, которые смотрят на это скептически, но они не собираются как-то влиять на данную ситуацию».
Ранее ограничить хождение доллара предлагал советник президента России Сергей Глазьев. Накануне в интервью Russia Today он заявил, что, если американцы попытаются реализовать модель, которая была применена к Ирану — практически отключение страны от мировой финансовой системы в долларовой части и части евро — то потери Европейского союза могут достигнуть 1 трлн евро.