"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, мая 13, 2014

Одной рукой — переписывались с Вольтером, а другой четвертовали бунтовщиков, рвали ноздри крестьянам


Росбалт, 16/04/2014 18:57

Грех Запада и азиатская благодать


Фото Евгения Шабанова

Презентованный некоторое время назад проект "Основ государственной культурной политики", подготовленный министерством культуры РФ, произвел сильное впечатление на демократическую общественность. Настолько сильное, что в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина уже начался сбор подписей под заявлением, в котором эти самые "основы" подверглись вежливой, но все же критике.

Число известных общественных деятелей, работников науки и культуры, подписавших это заявление, уже составило полторы сотни. В их числе писатели Виктор Ерофеев, Наталья Иванова, Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), журналисты Николай Сванидзе и Владимир Познер, экономисты Михаил Дмитриев и Андрей Нечаев, историк Игорь Данилевский и многие другие.

Больше всего подписавших это заявление возмущает объявленный в концепции "краеугольным" тезис "Россия не Европа".

"… подписав документ с такой формулировкой, президент окажется в странном положении. Последняя директива такого рода принадлежит императрице Екатерине II: "Россия европейская держава", — отмечается в заявлении.

Действительно, бесконечно демонстрировать восторг перед всеми русскими императорами вместе взятыми, подчеркивать преемственность русской власти от Рюрика и идти вразрез с их (да и своими собственными, ранее объявленными) установками и вправду как-то странно.

С другой стороны, нынешняя российская политика, что культурная, что внешняя, вполне гармонирует с политикой имперской. Тогда ведь тоже официально утверждалось одно — а именно, что Россия европейская страна, а на деле было другое. Как при Петре I — одной рукой среди правящего класса вводили европейские манеры, а другой — укрепляли крепостничество. Или как при Екатерине II. Одной рукой — переписывались с Вольтером, а другой четвертовали бунтовщиков, рвали ноздри крестьянам и запрещали им даже жаловаться на произвол помещиков.

Впрочем, тезис "Россия — не Европа", как излишне откровенно демонстрирующий направленность современной российской внешней и внутренней политики, в окончательный вариант "культур-концепции" все-таки, видимо, не войдет. Во всяком случае, как сообщила РБК депутат Госдумы Елена Драпеко, в том варианте документа, который обсуждается сейчас в нижней палате российского парламента, этого тезиса нет.

Что вполне понятно. Зачем давать еще один повод для мобилизации своих противников, как вне, так и внутри России, когда можно то же самое сказать другими словами, а главное, реализовывать этот тезис на практике.

"В современном обществе государство может инициировать и поддерживать такого рода дискуссии, но не предрешать их исход усилиями глубоко законспирированных "рабочих групп при Минкульте", — говорится в тексте заявления КГИ.

А может, государству просто надоело прикрываться "общественным мнением", проталкивая те или иные идеи в общественное сознание исподволь? Решили, что толкать их директивно намного сподручней и привычней?

"Заявление о том, что этот тезис подтверждается "всей историей страны и народа", противоречит науке и фактам, в том числе политике идеологической воздержанности, проводившейся государством в 2000-е годы", — сказано в заявлении Комитета.

То есть, здесь абстрактному "государству" предлагается вернуться к себе самому предыдущего десятилетия. Но в том-то и дело, что тогда все это тоже уже было. Крым, правда, еще не присоединили, но Абхазию и Южную Осетию "независимыми" уже сделали. А за два года до этого, в 2006-м, постановлением правительства РФ, например, ввели запрет на работу в сфере торговли для "иностранцев". Чем не начало свертывания политики мультикультурализма и толерантности, к чему также призывает концепция новой культурной политики?

Причем, заметим, что если кремлевские чиновники, вроде заместителя руководителя рабочей группы в администрации президента РФ, советника президента Владимира Толстого, от открытого постулирования идеи "Россия — не Европа" открестились, заявив, что она в окончательный вариант концепции не войдет, то отказ от мультикультурализма и толерантности, похоже, дело решенное. Об этом отказе говорится в обоих вариантах документа.

"Судя по отрывкам, — говорится в заявлении КГИ, — документ содержит положения, крайне опасные политически, например: "Противопоставление понятий русский и российский недопустимо в силу их фактической идентичности". В сочетании с заявлением о том, что "проект настаивает на отказе от принципов мультикультурализма и толерантности", это создает почву для напряжений на национально-этнической почве вплоть до разжигания сепаратистских тенденций".

Вообще, по большому счету, ничего принципиально нового обсуждаемые сейчас концепции российской культурной политики не привносят. Они просто фиксируют тот однозначный поворот российской власти в сторону от Европы и европейских демократических ценностей, который обозначился после так напугавших российский истеблишмент акций гражданского неповиновения 2011-2012 годов. После победы второго украинского Майдана этот поворот стал неизбежен, а сейчас его просто стараются конституировать.

Если вчитаться в концепцию новой культурной политики, то можно заметить, что антидемократизм является там главным стержнем. Чего стоит тезис об интернете:

"Сегодня в киберпространстве все, кто имеет доступ к компьютеру и интернету, что-то создают и распространяют вне зависимости от образования, кругозора, жизненного опыта, знания предмета, психического здоровья и их истинных намерений. В результате информационное пространство загрязнено, и воздействие на нас этих загрязнений пока еще плохо осознается, но их уже можно сравнить с загрязнением воздуха, которым мы дышим и воды, которую мы пьем".

Как говорил один персонаж российской истории: "Вещица, посильнее "Фауста" Гете".

А какие перспективы стерилизации киберпространства открываются — дух захватывает! Итак, чтобы что-то там в интернете создавать, представьте-ка, для начала, паспорт, справочку об образовании, трудовую книжку (жизненный опыт!), список прочитанной за всю жизнь литературы (кругозор!), да еще и справку от психиатра.

Дышать после такой стерилизации интернета, безусловно, станет легче. Особенно коррумпированным, но очень патриотичным чиновникам и силовикам.

Ну, и понятно, что вся эта азиатская благодать невозможна без заявлений о России "приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития".

Конечно, любому человеку, обладающему всеми предъявляемыми авторами концепции требованиями: об образовании, кругозоре, жизненном опыте, знании предмета, находящимися в здравому уме и твердой памяти, хорошо известно, что в этой самой "модели" ничего уникального нет. Что это обычная модель любого деспотического государства, которое свои намерения по отношению к обществу оправдывает "особым" и "уникальным" путем развития.

Но при такой стерилизации интернета, а заодно и народного образования, которая также планируется авторами концепций (в частности, министром культуры Владимиром Мединским, заявившим недавно, что факт в истории вообще ничего не значит, важна лишь его интерпретация), такая культур-политика может стать вполне успешной. Правда, ненадолго.

Александр Желенин
Подробнее: