Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU – Зампред Еврокомиссии, еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович считает проект газопровода "Турецкий поток", который "Газпром" хочет построить вместо отмененного "Южного потока", экономически нежизнеспособным и предлагает вернуться к более рациональному обсуждению.
Шефчович высказал мнение, что модель, при которой "Газпром" хочет построить газопровод на 50 млрд кубометров газа к греческо-турецкой границе, предложив дальше европейским компаниям самим строить инфраструктуру для доставки этого газа далее в Европу, "не сработает".
"Я не могу сказать, что это финальное решение, и думаю, что нам нужно вернуться к более рациональному обсуждению, о том, какое решение будет экономически жизнеспособным по этому проекту и в целом сотрудничеству "Газпрома" и европейских компаний в газовой сфере", - сказал он на пресс-конференции в Брюсселе.
В начале декабря президент России Владимир Путин объявил, что "Газпром" отказывается от строительства газопровода "Южный поток" по дну Черного моря мощностью 63 млрд кубометров газа в год в направлении Болгарии и далее до австрийского Баумгартена.
Взамен было объявлено о планах построить газопровод "Турецкий поток" аналогичной морской мощностью с планами поставлять 14 млрд кубометров газа, который сейчас транзитируются через Украину, на турецкий рынок, а остальные 50 млрд кубометров газа для европейских контрагентов - на греческо-турецкую границу.
Шефчович в январе посетил Москву и получил ответ от министра энергетики РФ Александра Новака, что отказ от "Южного потока" - окончательное решение.
"Газпром" уже объявил, что самостоятельно намерен построить первую нитку "Турецкого потока" на 15,75 млрд кубометров к 2017 году.
Теперь "Газпром" предлагает европейским компаниям покупать газ на газовом хабе, который планируется создать на границе Турции и Греции. На "Южный поток" предполагалось перенести порядка двух третей поставок газа, который сейчас транзитируется по территории Украины. Контракт "Газпрома" и "Нафтогаза" о транзите газа истекает в 2019 году.
Изначально партнером "Газпрома" по строительству морской части "Южного потока" выступила итальянская Eni (50%), позднее итальянцы уступили немецкой Wintershall и французской EDF по 15%. Стоимость строительства морского участка оценивалась в 6 млрд евро, с учетом процентов по кредитам - в 9,5 млрд евро. Предполагалось, что порядка 70% проекта будет профинансировано на условиях проектного финансирования.