"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, февраля 10, 2016

Новая книга



© Шохрат Кадыров. Клятва на крови. Этнологика нациестротельства. М., IFECAS, 2016 г. – 175 с. Библ. 79, табл.6.


ISBN 82-995932-0-12
Рецензенты: Тадуш Бодио – директор Центра политологических исследований Варшавского университета, доктор исторических наук, профессор
Азиз Ниязи – кандидат исторических наук
Ольга Брусина – кандидат исторических наук
Лев Перепелкин – кандидат исторических наук

Монография прошла обсуждение в в Институте востоковедения РАН 27 января 2016 г.

Первые социумы - родня, а значит - этносы. Этническая социальность - первая среда формирования человека с момента его рождения, во все времена и у всех народов. Такова главная идея книги доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Отдела теоретических проблем Центра изучения общих проблем Востока Института востоковедения Российской Академии наук Ш.Х. Кадырова/ Она представляет цельное и оригинальное монографическое исследование. В первой части речь идет об этносе, этнической группе, кланах, парадигме, аксиоме этнического самосознания, базовом постулате этнологии, отличиям между этнографией и этнологией и т.д. Далее доказывается, что этносы уникальный и самостоятельно существующий, неисчезающий феномен человеческой истории. Дано новое определение этносу.  Предложена парадигмально-матричная методика этнологического исследования, четко очерчивающая границы предмета этнологической науки - этнические и межэтнические отношения.  Нация, какая она бы ни была гражданская, всегда состоит из этносов. Следовательно, для управления нацией нужно знать этнические законы. Поэтому в решении национальных проблем роль первой скрипки принадлежит не тем, кто хочет конструировать, а тем, кто знает, как конструировать, кто знает этнические законы, считается с этими законами, уважает эти законы.

The mythic concept that an “ethnicity is a family” is universal for all of the nations of the world. People, if only subconsciously, compare their own and foreign ethnic groups with large families, knowing full well that the content of families may be variegated. This sort of mythologizing is not an act of mere imagination, however – it is a belief, an idealization, and the worship of the unknown, sacred, and incomprehensible. At the same time it is something that people are dependent upon, to which they are accustomed, and which they find useful. Neither knowing nor seeing God, people still belief in him. In their imagination, he may be Buda, Christ, or Muhammad, but he is always Almighty. Belief in kinship is functional, and acts as a system-defining factor. This is not the fanatic belief in a community comprised only of relatives, but rather an understanding that kinship and its various degrees serve as the paradigmatic core of ethnic subordination. It is not important how many relatives and non-relatives there are in a community; what is important is the dialectic of “kinship-non-kinship” as the mechanism that launches ethnic relations into practice.

Несколько слов о структуре книги. Вся работа носит теоретико-методологический характер. Вместе с тем, в первой части рассматриваются общетеоретические вопросы, а во второй – их приложение к туркменской практике. Туркменский материал вынесен в отдельную главу по той причине, что разговор вокруг туркменов в первой части ничего для этой теоретической связи не дает, а лишь усложняет восприятие текста. Вся книга проиллюстрирована и туркменскими, и казахскими, и таджикскими примерами, но не посвящена ни одному из этих народов, даже туркменам. Ее тема – этническое общество вообще и доказательства в пользу применения этого понятия в этнологии.

В книге  «проигнорирован» ряд известных советских этнографов.  Причина заключается в том, что данное исследование не этнографическое, а этнологическое. Подавляющее большинство авторов, не включенных в список литературы, не упомянуты в рукописи, как принадлежащие к традиционному, эмпирическому, по большей части описательному (этнографическому) уровню, что, конечно, не умаляет их гигантских заслуг перед наукой. Разница между двумя уровнями не в словах. Этнографический уровень тяготеет к описанию и определению этносов по внешним признакам, этнологический – к типам этнических отношений.

Во второй части работы, где речь идет о туркменском эксперименте строительства политической нации в Туркменистане. Центральное внимание уделено этническим элитам. Бытует мнение, что такой ракурс зауживает всю широту тематики. На наш взгляд, напротив, конструировать нации можно исключительно с помощью этнических элит, а строительство больниц, школ, аптек, заводов и госграниц и т.п. – это всего лишь базовый фон нациестроительства, но не его суть.

Этот постулат фигурирует в первой части книги и получает конкретное развертывание во второй, такм образом органически связывая обе части. Иными словами, вся вторая часть книги посвящена исследованию национальных процессов в советский и постсоветский периоды. В частности, это процессы становления элит, сложения внешнего управления, формирования уникального дуумвирата, процессы конкуренции политических элит за центральную власть в дискурсе образования политической нации, важнейший процесс формирования евронационалов, сыгравших главную роль в становлении нации советского типа, процесс возвышения столичного племени после роспуска СССР и другие. Именно эти процессы и являются ключевыми компонентами формирования политической нации не только Туркменистана, но и других стран Центральной Азии.


Shohrat Kadyrov. Ethnology of nation-building. M., IFECAS, 2016 - 175 p. Byblos. 79, Table. 6.


Content
Foreword
Introduction
PART 1. Theoretical and methodological problems of Ethnology
From Ethnography to Ethnology
Denying Ethnicity
The main feature of the Ethnos
Distorting Ethnic Definitions
Clans and Ethnicities
Artificial and Natural
Rational and Irrational
Nations and Ethnicities
Paradigm of ethnicity
Ethnicity’s Underlying Principle and CentrAL Property
Matrix of Ethnology


PART 2 . Nation-building in Turkmenistan
Ethnic sociality
Evronatsionaly
Foreign component
The role of capital
Tribal hegemony
The emergence of the conditions for the hegemony
External control as a factor neutralizing the hegemony
Ethnicities and the Ethnic.  In Place of a Conclusion.

EPILOGUE

Literature

© Shokhrat Kadyrov, Institute of Eastern studies, Russian Academy of Sciences



Купить книгу можно в книжной лавке Института востоковедения. Москва, Рождественка 12. М. "Кузнецкий мост".