"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, февраля 25, 2016

Рахим Эсенов. Воспоминания. Фрагменты из новой книги. Ответный удар.



Вызова из «Правды» долго ждать не пришлось.
Сергей Иванович Селюк, возглавлявший отдел партийной жизни, определил мне рабочее место: «Поработаешь у нас. А то у тебя наша тематика узкое место…»  В редакции это был единственный отдел, который имел ко мне претензии. Действительно, с этой темой у меня что-то не ладилось. Душа моя больше лежала к научным, экологическим, нравственно-этическим проблемам.

Через дня три-четыре  меня пригласил к себе главный. Чувствовал себя я уверенно, ибо не ведал за собой никакой вины и, главное, надеялся на справедливость Павла Алексеевича. Он расспросил меня о житие-бытие, над чем работаю, поинтересовался, почему не пишу о партийной жизни республики, напомнив, что «Правда» – газета, прежде всего, партийная. «Что-то у меня не получается, – признался я, – написал два-три материала, отдел их забраковал. Уж больно много в партийной жизни формализма, казёнщины. Живинки нет, больше проформы, чем содержания…» – «Вот об этом и напиши, – сразу подхватил Сатюков. – Это же интересно! У тебя, наверное, есть конкретные факты?..» Однако шеф никак не  приступал к разговору, ради которого меня вызвали : часто отвлекала кремлёвская «вертушка». И чтобы облегчить задачу, не отнимать у него драгоценное время, я выложил без обиняков:

– Я знаю, зачем вы меня вызвали, Павел Алексеевич. По поводу письма ЦК…

Сатюков удивленно взглянул на меня, достал из папки знакомое мне письмо, протянул его через стол.

– Я знаком с ним, – сказал я, тут же вернув письмо. – Ещё в Ашхабаде, правда, читал копию…
– Это хорошо, что у тебя такие… друзья, – он в изумлении поднял брови, довольно рассмеялся. – Да ещё в самом аппарате ЦК.

– Это, прежде всего, друзья «Правды». Будь в письме хотя бы доля истины, то меня, пожалуй, с ним не ознакомили бы.

Павел Алексеевич был откровенен. Обвинения, что республику я больше представляю в негативном плане, нежели в позитивном, он отмёл сразу.  По публикации среди собкоров я шёл в первой тройке. Республиканские деятели уподобились той унтер-офицерской вдове, отхлеставшей саму себя. Не столь давно по представлению «Правды» я был удостоен ордена «Знак Почёта», против награждения которым руководство ЦК не возражало; за месяц до бездоказательного письма сам Б. Овезов восторженно отозвался о моей работе приезжавшему на очередной съезд Компартии Туркменистана, члену редколлегии «Правды», с которым мы освещали это событие…

– А не может республика послать в ЦК КПСС какие-то на тебя компроматериалы? – с сомнением спросил Сатюков.

– Во-первых, таких материалов нет в природе, ибо я ничего не совершал порочащего звания правдиста. Во-вторых, если даже что-то и состряпали, то об отправке их в Москву я знал бы непременно. Располагай они такими материалами, то прислали бы всё до кучи…
Сатюков посмотрел на меня раздумчиво,  и заговорил доверительно:

– Давай, Рахим, поговорим по-мужски. Меня смущает в письме единственная строка «неправильное поведение в быту». Может у тебя там, какой роман состоялся? Дело-то молодое…

– Скажу как на духу, Павел Алексеевич. На курорт я всегда езжу с женой…  В Москве, не скрою,  случались романы. А вот в Туркмении – это исключается, там меня знают, там я, как под стеклянным колпаком, куда ни повернусь, видно.

– Всё, спасибо, братец, за откровенность, убедил меня, – и громко рассмеялся. – Иди, работай спокойно. Через недельки две можешь отчалить домой. А как ответить товарищу Овезову, мы подумаем…

Тот день был для меня памятным. В гостиницу «Минск», где я остановился, пришёл мой старый друг, однополчанин, ашхабадец Владимир Петрович Нестеренко. О нём я уже упоминал. С ним мы кончали университет, затем вместе работали на Туркменском радио, но так случилось, что он в начале шестидесятых годов переехал в Москву и вот мы встретились. Долго просидели в гостиничном ресторане, пока нас оттуда не попросили. Проводив Володю до станции метро «Пушкинская», я вернулся в номер. Едва сомкнул глаза, раздался телефонный звонок. В трубке голос Аверченко, ответственного секретаря «Правды». Я не удивился: московский выпуск выходил примерно в это время.

«Спишь что ли? – усталым голосом спросил он. – Я все провода оборвал.  Тебя шеф хочет видеть…» – «Зачем? Что случилось?» – «Это он сам тебе скажет».

Так поздно… Сердце ёкнуло. Дома что случилось? Иль новая «телега» из Ашхабада пришла?.. По пустякам Сатюков вызывать не станет.

 «Сейчас  не могу, Борис Ефимович…» – «Поня-ятно, – иронично протянул он. – Но придётся явиться, Рахим. Главный всё-таки желает…»  – «Да вы не то подумали, – ответил я в таком же тоне. – Только что из ресторана. Выпивши… Удобно ли в таком виде к Павлу Алексеевичу ?!.»

Аверченко помолчал,  что-то буркнул, в аппарате раздались короткие гудки. Сна, как ни в одном глазу… Минут через десять на проводе снова Аверченко:

– Ты хоть на своих двоих стоишь?

– Я же сказал, что выпивши. А не пьян. Если надо на голове могу стоять. Просто считаю, что с запашком спиртного, появляться среди трезвых неприлично. А тут к самому главному…
– Давай, Рахим, без восточной… философии…
– Это не «философия», а восточный этикет…
– Хорошо-хорошо, давай, вскоре машина будет у гостиницы.

Меня, конечно,  встревожил неожиданный вызов да ещё в неурочное время.  С опаской переступил порог  кабинета главного. Никогда не обращал внимания на его стены фанерованные красным деревом, и на пол, застеленный, как в Кремле, красной ковровой дорожкой с зелёной каймой. Разглядывал их, словно прощался, видел в последний раз. И пока я шёл от двери к столу шефа он,  поднявшись с места, внимательно взглянул на мои ноги.
– Ты чего клевещешь на себя? – улыбнулся Сатюков. Я твёрдой походкой подошёл к нему и пожал протянутую мне руку. – Сказали, что ты пьян…

– Прошу извинения, Павел Алексеевич. С другом встретился. Ну и…

– Я собрался тебе вытрезвиловку с похмелья устроить, –  он кивнул на приставленный  к его рабочему столу длинный стол, на нём стояли четыре стакана крепко заваренного чёрного чая с лимоном. Рядом в корзиночке – неизменные маленькие баранки, в сахарнице пиленый рафинад.

Услышав его благожелательный тон, у меня отлегло от сердца. Он пригласил за стол, кивнул на стаканы с чаем.

– Завтра полетишь в Афганистан, – он глянул на большие часы, стоявшие сбоку от дверей – стрелки показывали десять минут второго. – Вернее, уже сегодня. Я только что со Старой площади, с заседания Президиума ЦК КПСС,  решено послать в Афганистан правительственную делегацию во главе с товарищем Хрущёвым. Ты  поедешь нашим спецкором. Документы, валюту получишь в Кабуле, в советском посольстве. Шифровка туда уже ушла.
Прощаясь, Сатюков сказал: «Вернёшься домой, нанесёшь визит в ЦК, в отдел пропаганды, расскажешь о поездке любому инструктору, затем заведующему отделом, а секретари тебя сами пригласят, попросят поделиться впечатлениями об Афганистане. Это и будет нашим ответом товарищу Овезову на его письмо».

Павел Алексеевич как в воду глядел. Вернувшись из Афганистана, я последовал совету главного и меня, действительно, не замедлил пригласить  сам Овезов и после часовой беседы попросил встретиться с коллективом ЦК и Ашхабадского горкома партии.

Утром в аэропорту /это было 2 сентября 1964 года/ выясняется, что делегацию возглавляет Алексей Николаевич Косыгин, в ту пору первый заместитель председателя Совета Министров СССР. А Хрущёв поехал в Чехословакию, ровно через тридцать три дня его сместят с поста. Видимо, уже тогда готовились к его смене и «переиграли» Афганистан на Чехословакию.
В корреспондентскую группу (меня назначили её руководителем)  входили журналисты «Известий», радио, телевидения, АПН, ТАСС. Нам с помощником Косыгина поручили подготовить его речь , которую он должен был произнести, ступив на афганскую землю. У него, вероятно, и времени не было подготовить её. В салоне самолёта ещё до Ташкента мы написали речь, принесли на просмотр Косыгину. Он внимательно прочитал  и сказал: «Неплохое выступление. Но уберите одну фразу. Она может поссорить нас с афганским королём».

Замечание  сделал ровным, спокойным тоном, без тени упрёка и вообще за семь дней, которые я был  рядом  с ним, ни разу не слышал, чтобы он на кого-то повысил голос.  Алексей Николаевич предупредил: «Мы подлетаем к Ташкенту. Там нас будут встречать. Вы обязательно пообедайте, а потом будете продолжать работу». Вот такая маленькая деталь, а за ней – черта характера, внимательность, человечность, отношение ко всем, как к равным.
Мы сопровождали Косыгина повсюду: на перевале Гиндукуша, головокружительном Саланге, где советские и афганские строители построили на этой заоблачной горной системе автомобильную дорогу Джабаль-ус-Сирадж – Доши, в цехах элеватора хлебокомбината, на домостроительном комбинате, на головном узле Джелалабадского канала и на других предприятиях, сооружённых при техническом и материальном содействии Советского Союза. Каждый  писал отчёты  для своего издания, а я отдавал их помощнику Косыгина – таков был  порядок. Но это длилось лишь первые два-три дня, затем каждый передавал по телеграфу в Москву самостоятельно, без всякого просмотра.

Как-то в Кабуле, вечером, когда мы уже отдыхали в гостинице, вызывают меня по телефону, к Косыгину. Еду к нему, естественно, волнуюсь…

У ворот королевской резиденции, где главе советской делегации были отведены апартаменты, меня встречает помощник в сопровождении афганского офицера. Они доводят меня до приёмной  Косыгина; я осторожно толкаю дверь кабинета – она почему-то не открывается, видно, оробел, оказывается, торкался не в ту половину, вовремя подоспел помощник, который помог справиться и со второй дверью, иначе потерялся бы в тамбуре…

Я вошёл в довольно-таки большой кабинет, где за столом, на котором возвышалась стопка советских газет, сидел Алексей Николаевич. Перед ним лежал развернутый свежий номер газеты «Правда». Он встал, поздоровался со мной за руку, и пригласил сесть за столик, приставленный к его столу. Кося взглядом на «Правду», я заметил на её внутренней полосе свою информацию, переданную ещё из Ташкента. Сердце радостно забилось – это была моя первая журналистская публикация из-за рубежа. Маленькая, но моя. Радость тут же сменилась тревогой: зачем всё-таки вызвали?.. Нашёл какую-то ошибку? А он
 тихим голосом, по-домашнему, будто успокаивая, говорит:

– Я прочёл ваши материалы. Написано конкретно, правильно всё. Есть  пожелание: пишите больше о наших друзьях – афганцах, о строителях советских и афганских, о взаимоотношениях специалистов, о новых стройках, возводимых здесь, о советско-афганской дружбе, об отношении местных жителей к Советской стране… И, пожалуйста, поменьше упоминайте мою фамилию…

– Хорошо, Алексей Николаевич,  -  воспрял я духом,  -  пожелания ваши учту  и передам коллегам.  В планах «Правды», после этой поездки, запланирована моя командировка в Афганистан, чтобы написать о новой строящейся дороге Кушка-Герат-Кандагар…

– А что вы будете туда-сюда кататься? – заметил он. – Оставайтесь здесь после визита. Как делегация уедет,  вы займётесь тут своим делом.

Сейчас об этом даже вспоминать смешно, я забеспокоился, как же это так, вроде самовольно, без разрешения  своего главного редактора, останусь здесь. Не будет же Косыгин о нашем разговоре докладывать Сатюкову.

Надо отдать должное Алексею Николаевичу, который очень серьёзно, без тени улыбки или какого-то апломба или недовольства, ответил на мой наивный лепет: он сам об этом позаботится, поговорит с моим главным редактором, с которым встречается на Президиуме ЦК КПСС. И тут же вызвал помощника:

– Передайте Сергею Фёдоровичу /Антонов – был в то время советским послом в Афганистане/, чтобы товарищу Эсенову оформили документы, выдали валюту, машину выделили и всё, что необходимо для поездки по стране. Пусть едет, пишет о строителях. – Затем, помолчав, обратился ко мне: – Если есть надобность, вы можете вернуться в Кабул и отсюда вылететь в Москву или Ташкент рейсовым самолётом. Но, видимо, будет удобнее попасть домой через Кушку. Если я не ошибаюсь, вы представляете «Правду» в Туркмении?
Я, как говорится, был на седьмом небе, лишь молча кивая Алексею Николаевичу, а он, вероятно, заметив мой завороженный взгляд на «Правде», взял со стола пару экземпляров и протянул их мне: «Тут ваши публикации о визите». Это был дорогой подарок. Когда я ещё вернусь домой и увижу свою газету, а Косыгину  самолёт фельдсвязи регулярно доставлял из Москвы свежую почту. Несмотря на высокое разрешение, я всё же отстучал  Сатюкову телеграмму, что остаюсь в Афганистане ещё дней пятнадцать-двадцать.

На следующий день на приёме в советском посольстве в честь афганского премьер-министра и членов королевского правительства, я сидел чуть поодаль, напротив Косыгина, но так, что хорошо его видел и слышал. Перехватив его взгляд, я кивнул – он, заметив, ответил едва заметной улыбкой и тут же подозвал помощника и что-то тому сказал. Тот через весь зал подошёл ко мне, и мы с ним вместе пришли к помощнику посла, у которого были уже приготовлены и валюта и документы с визой на поездку по Афганистану.

Поездка была плодотворной, я побывал во многих городах и селениях страны, встречался со священнослужителями, помещиками, скотоводами, ремесленниками, военными, строителями и всюду мне оказали тёплое  гостеприимство. Те годы, по-моему, были золотой порой во взаимоотношениях между Советским Союзом и Афганистаном, когда слово «шурави» – «советский» звучало, как магическое заклинание и для советского человека на афганской земле были открыты не только двери, но и сердца многих афганцев.

Печально, что мы  свершили святотатство, нарушив все нормы человеческой морали, вероломно ворвались в дом соседа, развязав войну, разрушив его очаг, предали поруганию всё доброе, что создавалось годами. А если бы афганцы так поступили с нами? Говорят же туркмены: «Приложи раскалённые уголья к своему телу, если не жгут, отдай другому».

Позже родилась книжка «Афганские страницы». Интересно как она потом попала к Косыгину. Её отвезли Балыш Овезов и Председатель Совета Министров ТССР Абды Анналиев и лично вручили Алексею Николаевичу.

Встречался я с Косыгиным и немного позже, когда он, но уже в качестве Председателя Совета Министров СССР приезжал на сорокалетие Туркменистана. Это было в том же, 1964 году, поздней осенью,  после смещения Хрущёва. Вместе Овезовым и другими руководителями он обходил праздничные юрты, разбитые  на ипподроме. Когда в одной из таких юрт всем разлили – кому коньяк, водку или вино, Алексей Николаевич взял бокал с вином и, слегка пригубив, поставил на место. Я обратил внимание, что в тот момент он,  как показалось, виновато улыбался, дескать, не обессудьте, я не пью…  Он  редко улыбался, на его лице я не замечал дежурной улыбки, как у иных. Если он улыбался, то светлели его небольшие тёмные глаза, а улыбка озаряла всё его круглое, лобастое лицо. Так мог улыбаться   человек с чистой совестью. А вообще он был всё такой же, молчаливый, с сосредоточенным выражением на лице слушал пояснения  Овезова и других сопровождающих лиц.

Как ни досадно, и в этот раз, не сводя глаз с Косыгина, я также оплошал; простояв с ним рядом, чокнувшись бокалами, даже не поблагодарил его за предоставленную возможность совершить незабываемое путешествие.

После отъезда Косыгина я как-то встретился с Балышем Овезовичем, и он рассказал мне о том, как Алексей Николаевич, будучи наркомом текстильной промышленности СССР, многое сделал для организации текстильной промышленности Туркменистана. Приехав на короткое время в нашу республику, он нашёл время побывать на Ашхабадской шёлкомотальной фабрике, на текстильном комбинате. Видимо, в нём никогда не умирала профессия инженера-текстильщика, когда он в молодости работал мастером, начальником цеха, директором текстильной фабрики и председателем исполкома Ленсовета.


1965 год принято считать началом «косыгинской реформы», первой в стране крупной хозяйственной послевоенной перестройки. Он был из плеяды обновителей Отечества. «Только не надо его встраивать в предтечи нынешних реформ, – предупреждал один из моих друзей-правдистов. – Он делал социализм лучше и человечнее. К сожалению, таких теперь нет».
А мой родич и друг, ветеран минувшей войны, защитник обороны Ленинграда Азан Таимов, видевший в блокадном городе-герое Алексея Николаевича, с восторгом рассказывал, как в январе 1942 года Косыгин, будучи заместителем председателем Совнаркома СССР был послан в Ленинград уполномоченным Госкомитета обороны и горожане и войска сразу почувствовали его прибытие. А Юрий Воронов, подтверждая, что активная деятельность Косыгина по обеспечению города хлебом, продовольствием спасла жизни тысячам ленинградцев, добавил: «Знаменитая «Дорога жизни» – это его, Алексея Николаевича, дорога».