"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, января 15, 2014

А. Широбоков. СТЕНА: Акдаш - сучья зона. Лекция академика П. Танрыкулиева

Впервые опубликовано 16 марта 2013 г.

Режут ленту к Возрождению.
Вот только чего?
Танрыкулиев (подробнее о нем) вытащил из - под матраса толстую тетрадь, развернул её и попросил. Вы помолчите, а если будет не интересно, то прервете.
Спокойным, тихим голосом, как на лекции в институте, он начал говорить.
Сапармурад Ниязов возглавил республику в 1985 году. Его правление в республике ничем ни отличалось, от правления бывшего 1 секретаря ЦК Туркменистана Гапурова. Шел по накатанной колее правления. Москва снабжала Туркмению всем необходимым. В СССР, как вы знаете, началась перестройка. Только у него не получалось давать  план по хлопку.
И он стал заставлять руководителей министерства сельского хозяйства безбожно заниматься приписками.
За что чуть ли не был снят с должности. Его соответственно вызвали в Москву и сильно поругали и дали срок по исправлению недостатков. Его тогда спас Нурыев, бывший министр энергетики. Он имел большие связи в Москве.
Как вероятно многие из вас знают, кто старше по возрасту, что в 1991 году наступил развал СССР. В том же году проходил референдум в СССР о том, хочет ли народ Туркменистана остаться в составе СССР. 99, 9 населения Туркменистана проголосовало, вместе с Ниязовым, остаться в СССР. Однако события развивались очень стремительно. Был подписан договор в Беловежской пуще, между Ельциным, Кравченко и Шушкевичем о развале СССР.
Все республики объявили о своей независимости. Ниязов ждал и боялся, а вдруг это не правда. И только в октябре 1991 года, через полгода Ниязов совместно с парламентом объявили о независимости Туркменистана. Добиться успеха любой ценой - такую задачу он поставил перед собой. И при этом верил, что именно его единовластное руководство принесёт наибольшую пользу стране. Укрепить свою власть во вновь созданной демократической партии и в государстве.
Вождь вышел погулять
Восемнадцатого мая 1992 года  в спешном порядке принимается  новая Конституция Туркменистана, а 21 июня 1992 году Ниязов проводит выборы Президента, на без альтернативной основе, с грубейшими нарушениями закона, включив мощнейший административный, коммунистический ресурс. Ниязов был избран первым пожизненным Президентом Туркменистана, и «народ» назвал его своим мудрым вождём и «дал» ему новое имя Туркменбаши. За него проголосовало 99, 9 процента, это была формальная акция. И Ниязов перестал быть коммунистом, стал убежденным демократом.
В велоятах (областях), шакерах (городах), этрапах (районах) стали управлять хякимы и генгеши. Был создан народный совет «Халк маслахаты». Изменилось название парламента (меджлис), его статус и принципы работы. Его пресс - секретарь, Какамурад Баллыев писал: Сама судьба послала нам будущего Сердара (Вождя) нации, чьё сердце с детства сжималось от несправедливости и унижений, выпадавших на долю соотечественников.
А в это время Ашхабад содрогался от митингов  и собраний. Народный фронт и вновь созданная партия «Агзыбирлик», официально не регистрируемый, требовали демократических выборов. Ниязов такие вольности им не позволял. В город вводятся войска. Здания милиции переполнены митингующими.
Каждый деспот, по воле случая оказавшего у власти и опьянённый ею, озабочен главным образом тем, как удержаться на вершине пирамиды. Для этого он идёт на любые ухищрения, на любые насилия. Туркменбаши убедился, что откладывать задуманную акцию больше нельзя. Или он добьётся  своего, прочно утвердится на вершине власти, или его сомнут, скинут, и тогда придётся отвечать за допущенные ошибки.
Арестованы сотни студентов и участники Народного фронта и партии «Агзыбирлик». Руководители народного фронта: Нурмамедов Ширали, Сойинов Халмурад, Нурмамедов Нурберды осуждаются за мошенничество, по фальсифицированным обвинениям. За участие в демонстрациях, многие были уволены с работы. Студенты отчисляются из институтов. В знак протеста, министр иностранных дел Кулиев Авды подаёт прошение об отставке и переходит в оппозицию к Президенту.
Растет смена подхалимов
Предлогом  для официального начала массовых репрессий послужило придуманное покушение на его жизнь. Хошали Гараевым и Мухаметкули Аймурадовым, которые находились в г. Ташкенте по коммерческим делам и были арестованы узбекскими правоохранительными органами, и переданы туркменским властям. Несмотря на то, что являлись российскими гражданами. Гараева обвинили в связях с фондом «Туркменистан», который в Ашхабаде считается ключевой оппозиционной партией.
В ходе следствия к этим обвинениям добавились новые - в попытке организации переворота в Туркмении и в заговоре с целью покушения на жизнь президента Сапармурада Ниязова. Оба арестованных получили соответственно 12 и 15 лет тюремного заключения. А через непродолжительное время, последовало ещё одно обвинение - в подстрекательстве заключённых к бунту, и к срокам заключения Гараева и Аймурадова добавили ещё по 18 лет. Все попытки международных и российских правозащитных организаций добиться смягчения приговора потерпели неудачу.
А недавно Хошали Гараев был найден повешенным в своей камере. Официально его смерть объявлена самоубийством. Однако, как заявил «Известиям» руководитель фонда «Туркменистан» Авды Кулиев, это явная расправа, которая представляет собой попытку официальных туркменских властей запугать оппозиционные круги страны и туркменскую эмиграцию. Реакция последовала незамедлительно. Кулиев в Туркменистане был объявлен международным террористом и в отношении его возбуждено уголовное дело.

Неожиданно Керим прервал Танрыкулиева и спросил, - а что такое демократия, и что она нам даёт? На него шикнули. Вся камера, открыв рты слушала Танрыкулиева. Стояла гробовая тишина, такое было чувство, что жизнь остановилась.
Отменил золотые
коронки, но себя озолотил
Он улыбнулся и продолжил. 
- Отличительная  черта демократии, между прочим, состоит в том, что она учитывает и осуществляет желания и стремления не одного какого - то слоя, а всех слоёв населения. Демократия в спорах, в референдумах выясняет, что необходимо для всех, и на этой основе вырабатывает общую программу действий. В нашей же стране такой политической школы не было, мы не научились терпению, уважению чужих интересов. Но, может быть, демократизма нам, как раз и не хватало в сталинские времена!?
Думаете, эти слова Туркменбаши? Да, они вполне могли бы принадлежать ему, но написал их в 1966 - 1967 годах не кто иной, как Мао Цзе-дун. Одни и те же термины, одинаковая интонация, единая суть. Подобные высказывания китайского вождя заставили  ещё раз подумать, что же всё-таки перевешивает: объективная закономерность развития или особенности характера того или иного руководителя? Как и Сталин, Мао Цзе дун принимался укреплять свою личную власть. Развернулась «культурная революция» с массовым избиением старых кадров. Многие  оказались в тюрьме. Началось выдвижение на первый план молодых, необразованных, послушных хунвейбинов. Так происходит и в Туркмении.
Не является ли подобный процесс обязательным для любой, самостоятельной страны, в которой на определенном этапе революционного развития диктатура определённого класса перерастает в диктатуру единственной бумажной партии, а затем - в диктатуру вождя, в культ сильной личности? В Туркмении, где всё делается по восточному образцу, более жестко и откровенно, суть так называемой «революции» проявились обнаженнее и не пригляднее.
В специфических условиях развития Туркменского государства туркменбашинский деспотизм, стал не только государством в государстве, но прямо-таки государством над государством. Он пронизал все поры государственной и общественной жизни. Казарменный дух, палочная дисциплина и верноподанничество. Туркменбаши родил туркменбашинскую систему или система родила Туркменбаши? Я не знаю, какая система рождает тирана.
Характерным примером, является Меджлис - Туркменбаши, который в шутку называют преданным мужским хором, где все его функции сводились к тому, чтобы петь гимн своему вождю. Он для депутатов стал «богом». Маникальные идеи ценились, превыше разума и здравого смысла. Самые неожиданные и нелепые затеи воспринимались, как глубоко продуманные, мудрые мероприятия. (Строительство через пустыню железной дороги Ашхабад - Дашгауз, при наличии уже действующей железной дороги). Сам Туркменбаши говорит о себе, как высшем существе. В 2001 году он заявил: «Я иду с уверенностью лунатика той дорогой, которой ведёт меня провидение».
Руку целует главный идеолог
одемократившихся коммунистов
Любая диктатура, как и самодержавие, - это власть не от народа и не для народа, а лишь для какой-то части его: господства меньшинства над большинством, а это несправедливо. Чем сильнее диктатура, тем резче разница между правящей элитой и массой населения. Но есть и различие, отнюдь не в пользу диктатуры. Каждый деспот, по воле случая оказавшего у власти и опьянённый ею, озабочен главным образом тем, как удержаться на вершине пирамиды. Для этого он идёт на любые ухищрения, на любые насилия. А царю такого не надобно. Он получил её по закону и передаст её наследникам.
Главное в том, что царь - самодержавец, потомственный правитель, в ответе и за прошлое, и за настоящее, и за будущее страны. Мерзкие деяния нередко кладут тень на него самого, он знает: любой просчёт, любой срыв скажется на его детях и внуках. А диктатор и окружающие его лица - безответственны. У них нет прошлого и нет будущего. Вышли из пустоты и исчезнут и исчезнут в чёрной пропасти времени. Живут они одним днём, стараясь выжать из народа все соки сегодня, потому что «завтра» для них, для них близких не существует. В этом источник многих бед нашего времени.
Диктатура губит все, с чем она не согласна. Чтобы удержатся у власти, они могут обещать полную свободу, полное счастье, сытость и обилие, золотой век, (который объявлял Сталин, обьявил его и Туркменбаши) рай на земле - всё что угодно. Когда народ устаёт ждать одних благ, ему обещают другие. Люди верят, им хочется, наедятся на лучшее, они охотнее воспринимают лозунги «щедрых» демагогов, нежели правдивые, но скромные обещания здравых руководителей. Каждый диктатор, жонглируя призывами и обещаниями, одурманивает, словно бы ослепляет, обывателей. Один сулил им сытость и спокойствие, другой мировое господство.
Любое замкнутое сообщество: государство, партия, вооруженные силы - любая закрытая организация предрасположена к загниванию и разложению. В силу отсутствия гласности и полного общественного контроля, при ограждённом от критики руководстве, такие сообщества рано или поздно, однако, загнивают обязательно, причем болезнь начинается с головы, совершенно не контролируемой при диктатуре.
Более того, любая закрытая организация, в конечном счёте, становится преступной. Последний пример, Афганистан с преступным режимом «Талибан» (которых финансировал Туркменбаши), Адольф Гитлер, Коммунистическая партия во времена Сталина.  Они не считались ни с законами, ни с правилами и во внутренних делах, и во внешних.
Чтобы всколыхнуть Восток, надо взорвать дамбу, сдерживающую мощный поток жизни, дамбу невежества, застоя, консерватизма. Отпустить рабов на волю.... Накормить голодного... Помочь сироте несчастному... Вот чему учит нас Аллах, своих рабов. А что получается в жизни. Но если правители не выполняют этих требований Корана, то рабы божьи вправе сбросить их с трона и передать власть в более справедливые и добрые руки. И аллах не сочтет это грехом.
Бос, король, царь, мафиозо?
Беспринципность и обман, демагогия и насилие - вот оружие вышеназванных диктаторов. А гарантией должна быть, критика всех государственных звеньев, всего руководства до самого верха, свободная пресса, публичное обсуждение всех мероприятий. Сокращение до крайней необходимости военных и государственных тайн. Полностью независимый суд. Требуется конструктивная оппозиция, которая вскроет образовавшую гниль, заставит людей смотреть на события с различных точек зрения, действовать не в угоду диктатуре, а ради общественных интересов. Оппозиция выравнивает линию, выправляет изгибы, помогает не допускать ошибок.

А что происходит на самом деле, невольно вспоминается коротенький анекдот.
Пришёл человек к психиатру: «Что со мной, доктор? Думаю одно, говорю другое, делаю третье?» - «Извините, - отвечает доктор, - но от туркменбашизма, не лечим


О Туркменбаши пишут и говорят, как о гениальном и вечно великом алмазе современности. Он Гений, Вождь, Отец, Творец, Вдохновитель, Организатор, Лучший друг, Поэт, Писатель, Философ, Гуманист, Реформатор. У нас теперь всё Ниязовское. Начали считать города, районы. А сколько заводов, проспектов и улиц, носящих имя Туркменбаши. Только общественным уборным не присваивают имя Туркменбаши
Тысячи людей расплачиваются за это своими искалеченными судьбами, за время своего правления, он действительно помиловал более 160 тысяч человек.  В лагерях и тюрьмах содержится 38 тысяч, 9 тысяч находится в ЛТП. ( В Туркмении проживает 5 млн. человек, мужского населения от 18 до 50 лет - 500тыс). Каждый третий житель прошёл лагерь. Тысячи находятся в розыске, незаконно. За что?  Ради тех, кто будет жить в свободном и справедливом золотом веке. Неясно также, можно ли отделить тысячи невинных жертв, заключенных в лагерях, от уголовных или политических преступников.
Написал книгу и задумался, а не следать
ли третий том?
Туркменбаши как бы всегда «стоит» на стороне справедливости. Туркменбаши - самый абстрактный гуманист и самый конкретный убийца.  А мания величия, ведь часто говорят, сопровождается и манией преследования... Может, ему и вправду всю ночь мальчики кровавые в глаза лезут!
Сменить выбросить -  для него ничего не стоит. Любимчики Туркменбаши, беспрестанно менялись, как персти на его пальцах. Даже такие известные черты характера, как двуличие, вероломство, способность отказаться от данного им слова, жестокость рассматривается по-разному. Всем этим чертам его характера объясняется необъятной властью, сосредоточенной в руках Туркменбаши.
Туркменбаши растопчет всех, кто будет стоять на его дороге. Люди, духовно более развитые, чем он, редко попадают  в его ближайшее окружение. Все для него остаются винтиками  в механизме. Заменить их новыми людьми, самыми простыми, без широких знаний и политического опыта, которые верят ему и будут преданы только ему.
За период 1991 - 2002 годов освобождены от занимаемых должностей, 16 вице - примеров правительства, 5 министров сельского хозяйства, 6 министров образования, 6 министров нефти и газа, 5 министров иностранных дел, 5 министров обороны, 6 министров внутренних дел (Гринин, Чярыяров, Касымов, Бердыев, Какабаев, Атаев) 13 заместителей министра (Тачмамедов, Гельдыкурбанов, Какабаев,  Атаев, Довлетов, Бондарь, Мовыев, Чарыев, Удовиченко, Бяшимов, Атаджанов, Сахатмурадов, Оджаров).
В Комитете национальной безопасности сменилось 5 председателей, уже бывшие председатели:  Назаров, осужден на 20 лет, Сеидов на 6 лет, осуждены и их заместители: Бердыев на 25 лет, Какаев на 20 лет (умер через 6 месяцев в тюрьме г. Туркменбаши, при не выясненных обстоятельствах), Оджаров на 18 лет, Бегенжев на 9 лет, Кабулов на 8 лет.
Во всех без исключения министерствах министры менялись, как перчатки. В 5 велоятах (областях) сменился 21 хяким  (руководитель) и 46 заместителей. В городах и районах сменилось 138 руководителей. Все вышеперечисленные руководители освобождались Указами  Вечно Великого и Гениального, Пожизненного Президента Сапармурада Туркменбаши. Народ о нём, говорит. Как подковы, куёт за указом указ - кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.  
А каковы его соратники? Атаева, врач - педиатр. Назначается министром финансов и через шесть месяцев освобождается от занимаемой должности. Директор дома отдыха Мамедгельдыев, назначается министром обороны. Ему присваивается звание генерал - полковник. Главный лесничий Копеддагского заповедника Атамурадов, назначается министром сельского хозяйства и заместителем Председателя Кабинета Министров.     Человек становится великим, когда он сумеет окружить себя преданными, способными людьми, настойчиво проводящими в жизнь его волю.
Туркменбаши - он вообще не верит ни кому. И это самое чудовищное. Никому и нечему! И особенно преследует тех, кого знает лично. Характерный приём Туркменбаши: жестоко расправлятся с крупными кадровыми работниками, проявляющими самосстаятельность и пользующимся чрезмерным, с его точки зрения, авторитетом. Его учитель и наставник министр энергетики Нурыев, подвергся шумной разоблачительной компании, осужден на 13 лет, затем прощён и отправлен в ссылку. Осужден на 18 лет строгого режима, бывший вице - премьер и родственник Сарджаев, позволивший себе, покритиковать Туркменбаши.
Осуждены на 20 лет тюремного режима, председатель меджлиса Халлыев,  министр иностранных дел Бурдыев Б. на 25 лет, председатель телерадио комитета Рахимов на 25 лет, хаким Дашгауского велоята на 25 лет, председатели КНБ Назаров на 20 лет, Сеидов на 6 лет. А вице - премьер и министр иностранных дел Шихмурадов, получил пожизненное заключение. Все являлись ближайшим окружением Туркменбаши. Так, что же получается? Его окружали одни мерзавцы и преступники.
Страна превратилась в полицейское государство. Государственный департамент США неоднократно выступал с протестом против проведения не законных арестов, пыток и истязаний. Какамурад Баллыев и вместе с ним, все главные редакторы Туркменских газет отвечают, - у нас нет намерения что - то доказывать недовольным (чем?!), критиканам. Много чести! В таких случаях туркмены добродушно говорят: «Собака лает, а караван идёт».
Особенно он любит фотографироваться с детьми. Туркменбаши постоянно демонстративно для внешнего мира, что он не имеет ничего общего с арестами и расправами над людьми.
Туркменбаши не слишком много времени проводил в кругу своей семьи. Жена Муза, дочь Ирина, сын Мурад, проживают уже восемь лет в Москве. Своего сына он не любит.
Со временем Туркменбаши становился всё более одиноким. К числу его развлечений относятся видео просмотры. Однако сведения, о его вкусах очень противоречивы. У него имеется множество дач в различных районах страны и за рубежом (Турция, Швейцария). Есть среди них такие, где он побывал только один раз.
Туркменбаши далеко переступил рамки репрессивных мер, которые необходимы для сохранения его личной диктатуры. Здесь на первый план выступает черты его личности, независимые от исторической обстановки, проявляется чрезвычайно мстительный характер этого человека. Особенно он не терпит людей самостоятельных, которые не нуждались в его указаниях. Все трясутся перед его властью.
Аппарат истинного вождя - это аппарат, созданный им самим после прихода к власти. Этот аппарат не должен быть вечным, постоянным, иначе он сцементирует взаимные связи, приобретет монолитность и силу... Создание такого аппарата - задача более сложная, чем устранение соперников...
Здесь всё направлено на то, чтобы подавить разум, лишить людей способности мыслить и чувствовать, то есть превратить их, в покорных животных. И, как ни горько, эта политика достигает своей цели. Тысячи людей стали бездумными и безгласными верноподданными.
Человек в Туркмении никогда не знает, что государство сделает с ним завтра: сотрёт в порошок, посадит, отправит на исправительные работы, если всё будет хорошо, просто заставит ходить строем и петь песни, прославляющие вождя. Человек - винтик или пластилин в руках Туркменбаши. Они верят муллам, живут в страхе перед ним, и в голову не приходит, что можно разогнутся и сказать «нет».
Туркменские хунвейбины
А между тем человек - это вершина созидания. А Туркменбаши, наоборот, превращает людей в физический и духовный материал, для великого социального эксперимента, пытаясь осуществить то, что считал правильным, наиважнейшим. Он шагает к верной, светлой цели, но не знает, как к ней идти.
В конце девяностых годов имя Туркменбаши  прозвучало с добавлением эпитета «великий». Своё дело он сделал, великим называли всё чаще и чаще, это стало? - как бы не отьемлемой частью имени. Потом перешли и к Генеальному. А потом вечно великому. И Алмазному венцу. Халк маслахаты (народный совет) пять, раз присвоил ему звание Героя Туркменистана. Героями Туркменистана стали его мать и отец. Их именами назван город и многие улицы и проспекты. Моральное падение началось.  Затем последовала специальная директива, в которой отмечалось, всем без исключения работникам исполнительных аппаратов, обязательно носить значки с изображением Туркменбаши.
Он победно громит свою оппозицию, у него не осталось и следа ущербности, неполноценности, он уверовал в свою гениальность, о ней твердили всюду и всегда, на каждом шагу висят теперь его портреты. Вот тогда - то кто - то из нас и произнёс это роковое слово  «обожествление». Поэты изощрялись, прославляя его на все лады. Всё, что поётся в Туркмении, разрешается только на стихи - Туркменбаши. Такого ещё не было!  Вот эта подлинная поэтическая находка! Туркменбаши кристален. Такой рифмы я ни когда не слышал.

                                              И кто при нём его не славил,
                                              Не возносил, найдись такой!

Самое главное пережить Туркменбаши. Все кто переживёт Туркменбаши - будут жить? Не может быть, что проклятие десятков тысяч людей на его голову не материализуются. Он обязательно умрёт от этой ненависти всеобщей.  У него будет рак или ещё что – нибудь. Мы ещё будем жить.
Керим воскликнул, - ну ты дед и даёшь! На него снова цыкнули, и Танрыкулиев продолжил.
В памятный день 10 лет Независимости - 27 октября 2001 года были заложены первые камни высотных зданий столицы. Ныне неотъемлемыми чертами входит в облик столицы, возводимые по Туркменбашинским предначертаниям новые сооружения - первенцы высотного домостроения. Они придадут столице неповторимую красоту, олицетворение величие нашей эпохи, волю туркменских людей к мирному созиданию.
Мысль об этих замечательных стройках принадлежит вечно гениальному вождю туркменского народа, господину Ниязову. Ему, великому зодчему Ашхабада, обязана своими  сооружениями - превосходными мечетями, гостиницами, новыми магистралями и площадями.
Туркменбаши достаточно ясен в своём гипертрофированном диктаторстве, которое вовсе не исключает с его стороны многих конструктивных для государства действий. Их цена для диктатора не имеет значения, ибо не волнует, поскольку он, имея единоличное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, вместе с тем не отвечает ни за что ни перед законом, ни перед какой - либо другой властью, да, скорее всего, и перед собственной совестью.
Совет старейшин - опора
Туркменбашизма
Действительно были построены дороги, хлопкоочистительные фабрики, модернизирован нефтеперерабатывающий завод в г. Теркменбаши. Но кто это строит? А строят иностранные фирмы и их рабочие, за валюту. Они же и работают там. В то же время, турменистанцы остаются без работы. А вы, спросите, - где он берет валюту? Валюту он получает, за газ. Советский Союз построил ему газопровод, обустроил мощнейшие месторождения газа. Который отстраивал, весь Советский Союз.
В год он получает около 5 млрд. долларов, а бюджет Туркмении 2, 5 млрд. долларов. Остальные деньги оседают на его личных счетах в Швейцарских банках. Он оказался в самом выгодном положении из всех бывших союзных республик. Его руководство заключается, только в подписании контрактов, а для этого большого ума не надо. Только один пример: местные строители автодорог, за квадратный метр берут 40 долларов, а иностранцам он платит по 200 долларов, объясняя тем, что местные ничего не умеют делать. Так в чём же его величие?
Людовик  четырнадцатый сказал: «Государство - это я». И был прав! Потому что там, где есть монарх, демократии быть не может. Грубая, тупая сила, необузданная тирания - вся его «мудрость»!

Власть, деньги, деньги власть - вот к чему сводятся все интересы.
Какое в землю бросил ты зерно. Такое ею будет взращено.
А если так, то в бренной жизни сей. Лишь семена добра и правды сей.
Коль сеял зло - себя не утешай: Злом отзовется страшный урожай!
                                                                                        Алишер Навои

Скромный, близкий, свой, ахальский,
быть ему моим преемником
Идёт массовое, планомерное увольнение русских руководителей, в позднее и остальных русских из всех государственных учреждений. Всё русское ему ненавистно, в своих выступления все беды туркменского народа за всю историю, сваливает на Русских оккупантов. Геноцид в отношении всего русского, перешло в манию, ненависть, месть. Такой геноцид сравнить ни с чем. Вынуждает лиц русской национальности продавать квартиры и имущество за бесценок. Позднее приступил избавляться и от узбекского населения, особенно в Лебапском велояте. Несмотря на то, что образование он получил в Ленинграде.
Мудрый государь и сам должен ... искусно создавать себе врагов, чтобы, одержав на ними верх, явиться в ещё большем величии. Говорил - «Николо Макивели»! Власть вождя народа  бесчеловечна. Ещё раз процитирую Оруэла: «Это будет мир террора - в такой же степени, как мир торжества». Везде воспевают триумф вечно Великого, Гениального. ТРИУМФ! Но рядом с ним разрастается террор. Вот ярчайший пример, который сидит, в нашей камере и показал рукой на меня. Разве это не бред. Александр украл ружьё, - сам у себя! Это и называется, террором. И естественно, в этих  условиях в первый и ближайший к нему круг входят руководители современной опритчины - спецслужб, главная задача которых - хранить «тело государево». Лагеря втянули в себя тысячи не виновных жертв.  Такой чудовищный симбиоз мы обрели уже к середине 90 годов. Он был противоречив, как двуликий Янус. На одной стороне - поддержка масс ..., на другой - массовый террор, лагеря, идеологические штампы, жесточайшая цензура.
Что полезнее, вопрошал Макиавели, чтобы Государя любили или чтобы боялись? И Туркменбаши подчёркивал ответ: «Я нахожу, что желательно было бы, что Государи достигали одновременно и того и другого... но полезнее держать поданных в страхе».


Очень похожи: 1 и 2
Туркменбаши - уникальная фигура во всей нашей истории. Он не только продолжил, но и во многих отношениях превзошёл представителей диктаторского племени. В мире осталось два диктатора: КИМ Чен Ир и Туркменбаши. Но феномен Туркменбаши состоит даже не в его личности, сколько в той Системе, которую он создал для поддержания, укрепления и обожествления своей власти.
Основную ставку Туркменбаши делает на исполнительный аппарат, на чиновничество. Как и при прежних режимах, он создал особые условия для новой элиты, поставил её в привилегированное положение. Его система развращает и портит многих людей... Колёса режима - репрессии и чудовищная коррупция, глаза и уши спецслужбы с почти 50 тыс. агентов и платных осведомителей. Он поедает своих людей, как каннибал.
Одним из важнейших элементов этой системы являлось обязательное и безграничное восхваления вечно великого вождя - Туркменбаши. Полагаю, ни один человек в мире ни до, ни после него не жил в условиях такого чудовищного по своим масштабам государственного организованного славословия в свой адрес. Миллионы фотографий вождя распространяются в виде газет, открыток, плакатов, листовок, (календари во всех учреждениях, только с его изображением).
В то же время страну окутал тотальный страх. Дамокловым мечом висел он над каждым, проникает везде, во все уголки страны, и души человека. Туркменбаши превратил свою власть в инструмент борьбы против личности. Против любых её прав. И всё же эти акции не дали ожидаемых результатов. Ни террор, ни пропаганда не смогли заменить хлеб, работу, низкий уровень жизни, особенно на селе. Туркменбаши не мог стать властителем дум тысяч туркменистанцев, не может превратить большинство нации в бессловесных и бездумных исполнителей своей воли. К таким, я отношу себя. Советскую диктатуру пролетариата он трансформировал в свою личную диктатуру, а также диктатуру КГБ, МВД, прокуратуры, суда.
На примере можно указать переплётное дело. Переплётчик, переплёл книгу, сшил, где надо, проклеил, обрезал - и под пресс. Зажал накрепко. Но долго так держать нельзя, погубишь книгу. Надо винт пресса отвинтить, дать книге подышать малость. Подышала - опять завинтить. Потом опять отвинтить, чтоб ещё подышала. И вновь зажать. Так и с народом он поступает. То завинтит, то отвинтит.... Процесс «завинчивания» и есть переход к политике абсолютизма. А звёзды героя?
                      
В Туркмении две напасти:
Внизу - власть тьмы
А наверху - тьма власти.

Туркменбаши ранее говорил про золотой век Туркмении, а позже заявил, что он наступил, (лучшие умы были, осуждены, сосланы, если бы не было репрессий, то Туркмения была бы передовой страной в мире). Сын Туркменбаши продолжает проигрывать миллионы долларов в казино Москвы, Рима, Мадрида.
Давай, сынок
Критика должна иметь последствия: аресты, судебные процессы, физические и моральные расстрелы. В туркменской печати критика - не зубоскальство, не злорадостное обывательское хихиканье, а тяжелая шершавая рука Туркменбаши, которая опускается на спину неугодного врага, дробить хребет и крошит лопатки. А пока всё это происходило, туркменская пропагандистская машина рисовала радужные картины положения в Туркмении. В самой Туркмении ни одна газета не осмеливается писать правду, опасаясь последствий. Но шила в мешке не утаишь.
Творчество, в котором преобладало направленность к свободе, к истине и к любви, оказалось силнее всех запретов и преград. Всесильные учереждения в конечном итоге оказались сильнее всех запретов и преград.   В этом нет ничего удивительного: в истории человеческого духа всегда побеждали гонимые, распятые.
Механизм командования литературой заставил замолчать одних писателей и физически устранил других. Союз писателей распустил. Многие писатели и журналисты эмигрировали в другие страны (Эсенов, Вельсапаров, Бабаев). Арестован и осужден на 10 лет строго режима поэт Салых Айдогдыев. Но аресты ведь тоже признак слабости. Убивают и арестовывают всегда сильных, талантливых, великих. Приспособить можно лишь слабых, посредственных. В очень разные времена общество приспосабливало писателей к своим нуждам. (В Туркменистане запрещены Российские газеты и журналы).
В эпоху, когда общество поглощено государством, которое вмешивается во все дела своих граждан вплоть до научных споров и писания восхваляющих стихов, давление на творческую личность ещё больше возрастает, случаи арестов учащаются. Но именно в эту эпоху обнажается и слабость командования. Сама претензия во всё вмешиваться и всё направлять - её главный источник. Туркменбаши остаётся верным себе до конца. Всем своим существом убеждён, что миром правит лишь сила и страх. Только они повелевают поступками людей, меняют судьбы народов... Чувство долга? Перед кем? Туркменбаши никому не должен... Долг? Туркменбаши признавал лишь чувство долга перед самим собой. Совесть? Это такой же товар - продаётся и покупается.
Преемник
Оказалось, что ни жизнь, ни литература не могут быть веществом, материалом, который поддаётся обработке, а цель становится совершенно недостижимой, как только её пытаются достичь средствами насилия.Цель исчезает, отвратительные средства остаются. Приспособленцы затопили творческую жизнь собой потому, как они же приспособили к себе и новый общественный строй. И разве нет у нас примера писателей, которые промолчали в опасный момент, а когда буря проходила, им удавалось опубликовать правдивые произведения.
Мы живем, как бы с кляпом  во рту и горьким ощущением не осуществленных возможностей. Психозы подозрительности сменяются временами относительного затишья и даже какого - то ублюдочного милосердия, прощения, и обычно в самый шторм, на девятой волне, начиналась новая компания исправления ошибок и перегибов. И всё время нагнетают атмосферу виновности, которую ничем никогда не искупить. Надо всё время чувствовать себя виновным и виноватым, и покорно принимать все наказания, все проработки, все приговоры. Где нет виновных - должны быть, по крайней мере, наказанные. Не преступление, а наказание, которое за ним следует, учить людей, что этого нельзя делать.
Дворец Туркменбаши - там горит единственный зримый, светоч государственной мудрости, озаряющий весь Туркменистан. В центре столицы возвышается громадная статуя, бык. Символ величия Туркменбаши. Но бык? Конечно, это эмблема священной касты, большая мудрая голова: омерзительный идол (на месте захоронения, погибших в землетрясении 1948 г.), исполненный двойственности и как будто гордый тем, что мы рядом с ним подобны саранче, не человек, не животное, не камень... Что же он такое? Какое его назначение? Державший в страхе всех, кто соприкасался с ним. Туркменбаши в порыве откровенности говорил своим приближенным: «Над туркменом надо стоять с кнутом. Чванливого хлестать, а непокорного сажать. Хочешь видеть его покладистым - держи полуголодным... Насытится - ожиреет. Разжиревший ишак бесится - хозяина лягает. В аду, говорят, над всеми котлами, в котором кипят грешники, стоят шайтаны с вилами, они не дают выбраться наружу никому, спихивают обратно... Над котлом, где варятся туркмены, шайтана не увидишь. Как только один из несчастных уцепится за край казана, чтобы выбраться оттуда, его за ноги свои же братья тащат вниз... Нет, мол, не уйдёшь! Нам плохо, пускай и тебе будет плохо! Зная натуру туркмен, аллах у котла охраны не выставил. Туркмены - бараны. Да - да, стадо баранов! Им нужен вожак, сильный вожак. Они боятся сильного, признают только силу. Если туркмен не боится, не уважит. Простой народ, как ячмень в поле: куда ветер, туда и он, говорил, - Туркменбаши. Я буду повелевать, и кто посмеет не исполнять моих повелений, тот мой враг и против того я обращу всю ярость полиции, суда и армии.
Народный писатель
Туркменистана
Рахим Эсенов, был заточен
в подвалы КГБ Туркменбаши
Его улыбка была такой светлой. Жизнь украла у него этот свет. Всё это было сложно объяснить, но ощущение потери страшной и обидной, не проходило. Создаётся образ «человечного вождя», «самого человечного из всех людей». И нет недостатка в  холуях, льстецах и подхалимах в лице секретаря демократической партии Мусаева, наградил орденом президента, главного редактора газеты «Нейтральный Туркменистан» Нуралиевой Г.(наградил тремя тысячами долларов, за восхваления президента в стихах) Айдогдыева, Баллыева, Амансарыева, О. Гундогдыева, которые раздувают кадило, курят филиам, как клопы сосут кровь. От угодливости и преданности у них по носу пот течёт! Подлость по всем прожилкам гуляет!
Впрочем, особого простора Туркменбаши им не даёт. Он строго следил за дозировкой «личного элемента» в его жизнеописаниях. В то же время разрешает называть себя «универсальным гением». Вскоре издал специальный указ, запрещавший выскакивать из толпы целовать руки, полы его пальто и бросать ему букеты, дабы не подвергать жизнь вождя опасности. Уже нет сил, бояться, нет сил для страха, не было сил терпеть боль, стало всё равно. Сейчас, как и всюду, каждый живёт сам по себе, лишь бы уцелеть в это смутное время
Таджигуль Бегмедова -
правозащитница
Он держится высокомерно. Не смотрит, а словно бы рассматривает человека, как рассматривают в лупу мелкую букашку. Его внешность вызывает отвращение. От него веет холодом, безразличием ко всему человеческому в его жертве. Туркменбаши уверен, что он талантливый историк, поэт и писатель. Сравнил своё творчество, с великим поэтом Махтумкули. А в это время за него пишет стихи лаурят конкурса «Золотой век туркмен» начальник приёмной Министерства внутренних дел, подполковник полиции Ходжа Какалиев. По натуре честолюбивый. Поэтому напускает этакую многозначительность. А сам любить поесть, выпить, поразвлечься с девицами, хотя для всех прочих проповедует жесточайший аскетизм.
Он старательно создаёт о себе представление, как о мудром, гениальном правителе в традиционно туркменском духе. Он впитал в себя лесть, как растение воду. Бесконечные собрания. Каются расхитители и коррупционеры из его окружения. Организация этих «спектаклей», санкционирована Туркменбаши. Туркменбаши ревниво относился к вопросам престижа, заслуг, власти. Он хочет быть абсолютно правым во всем. Всегда и в будущем.
Он уже вождь, мудрость и гениальность которого вне сомнений. Все прежде оппозиционно настроенные коммунисты, так или иначе, приспосабливаются к его политике. У Туркменбаши, нет, и не может, быть, привязанностей. Привычка есть, но всепоглощающая страсть - только власть! Эта страсть не оставляет места привязанностям. Она уродует Туркменбаши, превращая в опасную и агрессивную личность, лишенную естественных человеческих эмоций. Всё для него лишено смысла, если не служит утверждению его планов. Всё, что не чуждо укреплению личной власти, - вот политическое кредо Туркменбаши.
Туркменбаши - невысокий, толстый,  совершенно невыносит какой - либо физической работы.  У Туркменбаши солидный опыт по части перекрашивания различных своих подлостей в добродетели. Под маской добродетели скрывается алчность, жестокость и беспринципность и из-под овечьей шкуры цивилизации видны кровавые когти хищника.
Вечная память Тенгизу
Гудава, всегда помогавшему
туркменским диссидентам
Началась уборка пшеницы. И тут же посыпались сообщения о рекордных урожаях. Казалось, один этрап стремится, превзойти другой, одна провинция пытается обогнать другую. С - хоз кооператив «Ватан» установил общенациональный рекорд, «собрав» с 1 га 80 ц пшеницы, а один с - хоз кооператив в  этрапе  Ниязова - 90 ц с 1 га. В действительности урожайность пшеницы с 1 га в среднем по стране составляла 12 ц. Во время поездки Туркменбаши по стране поощрял борьбу за сверхрекордные урожаи, не задумываясь над их реальностью.
Опубликован сборник стихотворений Туркменбаши. Печать подняла широкую шумиху, превознося достоинства стихов, а автора назвала «великим поэтом». Сам Туркменбаши  превращен в «наместника бога на земле». А его пресс - секретарь Какамурад Баллыев в своей статье, «Слово Пророка», в газете «Нейтральный Туркменистан» от 21 мая 2001года, пишет. Взявшись за данную статью, мы поставили перед собой цель доказать, что великий сын туркмен Сапармурад Туркменбаши является пророком. Любое сказанное им слово становится священным, превращается в закон. Своим Указом от 12 Алп Арслан (августа) 2002 года постановил:
Наряду с христианским летоисчислением утвердить в Туркменистане национальное летосчисление в следующем виде. Национальное обозначение месяцев года: первый месяц - Туркменбаши, второй месяц - Байдак (флаг и день его рождения), третий месяц - Новруз, четвёртый месяц - Гурбансолтан (имя матери), пятый месяц - Махтумкули, шестой месяц - Огуз, седьмой месяц - Горкут, восьмой - Алп Арслан, девятый месяц - Рухнама, десятый месяц - Гарашсызлык, одиннадцатый месяц - Санджар, двенадцатый месяц - Битараплык.
Неисправимый диссидент
поэт Ширали Нурмурадов
Во время парада в честь Независимости Туркменистана. Он один стоит на трибуне перед своим дворцом,  катится волна за волной людская масса и истерически ликующие крики. «Халк, Ватан, Беик, Туркменбаши». (Народ, Родина, Великий, Туркменбаши)  -  приказывают вопить в исступлении десяткам тысяч человек.
Газета  «Нейтральный Туркменистан» пошла в славословии ещё дальше. «Сила произведений  Туркменбаши, - заявляла она, - намного больше сил неба и земли». Военные посты стоят у входа в каждое министерство и крупное гос учреждение. Днём и ночью на всех Ашхабадских улицах несут службу армейские патрули. По кольцевой дороге вокруг столицы в ночное и дневное время стоят вооруженные патрули. Все поезда прочёсываются вооруженными людьми, проверяя документы через каждые два часа. Уволил всех работников ГАИ, проводников пассажирских поездов, рабочих собирающих мусор в городе и всех заменил голодными, безграмотными солдатами.
Проходит перестройка всего учебного процесса в институтах. Раньше, например, на электромеханическом факультете  было четыре специальности, а сейчас их обледенили в одну. Раньше на механику отводилось тысяча часов, а сейчас - 400. Это сокращение обусловливалось тем, что студенты основные знания «должны получать на практике».  19 октября 2001 года принято решение Халк Маслахаты Туркменистана, о принятии Свешенной Рухнама первого и пожизненного Президента независимого постоянно нейтрального Туркменистана Великого Сапармурада Туркменбаши. Халк Маслахаты постановляет:
Принять священную книгу Рухнама первого и пожизненного Президента, как священную Главную Книгу каждого гражданина Туркменистана и распространить её в народе.
Выразить всенародную признательность Великому Сапармураду Туркменбаши за написание книги - руководства к действию, путеводителя для золотого века туркмен и присвоить ему высокое звание Героя Туркменистана.
В центре столицы - Ашхабаде разбить парк Рухнама.
Обратиться с просьбой к Великому Сапармураду Туркменбаши разрешить считать 19 октября национальным праздником Туркменистана - «Праздником Священной Рухнама».
Рухнама любимого Сердара Великого Сапармурада Туркменбаши является священной для туркменского народа книгой, поэтому отношение к ней должно быть как к священному писанию и впредь именовать её Священная Рухнама Великого Сапармурада Туркменбаши.
Заверить Президента, что Священная Рухнама превратится в духовную опору граждан Туркменистана, которые будут жить золотой жизнью в золотом веке, ещё прочнее объединяясь вокруг любимого Сердара.
Создать в г. Ашхабаде, центрах велоятов, этрапах, в специальных заведениях, учреждениях культуры центры Рухнама, поручить организацию проведения в них встреч с людьми для изучения Священной Рухнама.
Мы, отцы и деды, должны внушить своим детям и внукам, что они до конца дней своих должны быть, благодарны, первому и пожизненному Президенту Великому Сапармураду Туркменбаши и сделать, так, чтобы они воспринимали наш наказ как священную обязанность.
Участники 11 совместного заседания Государственного Совета старейшин Туркменистана, Халк Маслахаты и Общественного движения «Галканыш». Город Ашхабад, Дворец Туркменбаши Рыхыет.

Приступить к изучению произведений Туркменбаши в детских садах, школах, институтах, учреждениях, министерствах. Во всех учреждениях созданы комиссии по принятию экзаменов по знанию «Рухнама». Кто не задавал, увольняли с работы. Цитатами из «Рухнама» заполнены все газеты, телевидения. Повсеместно проводятся соревнования по знанию «Рухнама», победители награждаются ценными подарками. Плакат из «Рухнама», - «Возьмите любого туркмена: если он чему - то радуется, то либо музыку пишет, либо стихи».  Священная книга Рухнама.


Неожиданно рассказ Танрыкулиева, прервал Керим и спросил, - что написано, в священной книге Рухнама?
Танрыкулиев ответил. - Чтобы всё пересказать, нужно много времени. А суть книги в том, что она является гениальным произведением Туркменбаши. Сразу это понять, очень трудно, гениальным признало его окружение. А сказано там вот что. Туркмены на своей земле построили свыше 70 государств (каких, не сказано).  Туркмены создали также один из древнейших алфавитов на земле, первую телегу. Причём туркменская повозка означала вторую физическую скорость для всего человечества. Туркмены первыми стали выплавлять руду. Но я знаю точно, что на территории Туркмении, нет и не было, залежей руды. Первый чемпион мира по шахматам, был туркмен. (Фамилия не указана) Родиной белой пшеницы является Туркменистан. Вся женская элита мира, начиная с кинозвёзд и первых красавиц, считается высшим шиком, блеснуть туркменскими украшениями. Туркменская собака - алабай, также является подарком, сделанным миру. Но это же всё фуфло, - снова вмешался Керим. Это вы сами решайте, - ответил Танрыкулиев. И снова продолжил свой рассказ. Мы, открыв рты, все молчали. Словно Танрыкулиев, всех околдовал.
Осуществляется реорганизация музейных экспозиций, пополнение экспонатов, наводится порядок. Главными экспонатами отныне станут изображения Туркменбаши, его  произведения «Рухнама». Всюду скульптуры, бюсты, портреты Туркменбаши - на дорогах и перекрёстках, во дворах учреждений и институтов, школ, заводов и фабрик, в магазинах, ресторанах. Проезжая по проспекту Туркменбаши, я насчитал 52 портрета.
Человеческий разум едва ли в состоянии понять всё это. Изречение, цитата, мысль, идея превозносятся, обожествляется словно какой - то сказочный «золотой ключик», пригодный для решения всех вопросов. Если боец не будет изучать произведения Туркменбаши, его голова закружится, и он упадёт... Цветы не цветут без солнца, пшеница не растёт без дождя, а боец теряет ориентацию, если не вооружен идеями Туркменбаши. И для исцеления больных.  Бесконечно светлые идеи Туркменбаши озирают операционный стол.
Культу Туркменбаши уже стало «тесно» в Туркмении. Достаточно сказать, что только в Туркменистане тираж Рухнама, составил 400 тысяч экземпляров. Он должен распространятся на весь земной шар, на весь мир. «Гениальные идеи Туркменбаши сияют над всем миром» - так озаглавили сборник статей, высказываний, стихотворений, посвященных Туркменбаши. Рухнама издана в Китае, Англии, Турции, Белоруссии, России, Украине, Белоруссии, Иране, Польше (Издаются посольствами Туркменистана) В предисловии к нему провозглашалось: Прогрессивные люди всего мира... питают огромную любовь к Президенту Туркменбаши, преклоняются перед «его великими идеями». Потому что Туркменбаши - это  величайший гений нашей эпохи. Мы живем в эпоху господства учения Туркменбаши
И, достигнув значительно большего, нежели он хотел. Он впал в состояние не проходящего, непрерывного страха.
Он  одинок и несчастлив, достигнув всего, чего хотел и даже более того. Он живёт в страхе, ужасе, тихой панике - всегда, постоянно и всюду: во Дворце. В местечке Фирюза (глухой забор с колючей проволкой под током, сад, комнаты, закрытая стеклянная веранда, ванная, туалет), В автомобиле (бронированные, с пуленепробиваемыми зеркальными стёклами «паккард», Мерседес, водит сам, боится водителя: на улицах Ашхабада, по которым вынужден ездить. На всём пути следования расставляет работников полиции в гражданской форме и работников МГБ.
Боится утром, днём, вечером, ночью: боится наяву и во сне, работая и отдыхая, за книгой и лёжа на террасе в блаженном, как полагалось бы, а на самом деле тревожном безделье. Боится отравы, пистолетного выстрела, подложенной мины, автомобильной катастрофы, спровоцированного пожара, грозы, наводнения. Боится  и приближенного Храмова, сволочного Умного и трусоватого Аразова, работников секриториата, собственных охранников и часовых, обслуги включая добродушную экономку.
Боится прохожих - зеркальные окна автомобиля, скрывают его, от взглядов снаружи, но позволяют видеть изнутри. н боится внутренних и международных событий, в том числе, и тех что, совершались по его указанию или были организованы, а то инспирированы им. Боится великих держав, боится противников и союзников, врагов и друзей: боится информации открытой и секретной, газет собственных и особенно российских. Боится темноты и яркого света. Словом, он боится всего, невозможно перечислить, чего не страшится он. Ужас его был всеобъемлющ и безбрежен. Он существует в состоянии жути. Ему приходится, насиловать себя, чтобы говорить медленно, внушительно, веско, ходить неспешно, принимать решения без совета, формулировать кратко и уверенно.
В Фирюзе его личная дача, в 20 км. От Ашхабада, где он постоянно проживает,  он спит каждый раз в другой комнате, всюду стоят роскошные диваны, имеется постельное бельё, и никто из обслуги не знает, где он ляжет сегодня. Но прежде чем лечь, он томимый страхом, выходит к часовому, поставленному к дверям, вглядывался либо проходил мимо, пугая часового, либо, напротив его старательно обласкивает, спрашивает о семье, о службе.
И только после бессмысленной этой проверки, словно бы лаской обезопасил себя от часового, ложась, включает синюю лампочку, чтобы не мешала, но спать в полной темноте он боится тоже.
Он осознаёт себя первым. И даже ненавистная интелегенция, столь нужная, которой он всегда боялся, его не раздражает, он её подкармливает многочисленными подарками и званиями, он терпит её. Победная эйфория прошла быстро, тогда вот он разом состарился.
И так страшно, как теперь, ему не было ни когда. Он понимает: слабеет, и этой слабостью могут воспользоваться они, ненавистные очкарики, ничтожества, мнящие себя умами, талантами, чуть ли не гениями, тогда как гениален, только он.
Его заносит, его заклинивает на чём - то случайном, второстепенном, побочном. Он приказал затеять ещё дискуссию - по вопросам языкознания  продиктовал её сценарий. Он упивается своей священной книгой Рухнама. Он мыслит, он деятелен, он гениален. Он готов компетентно высказываться по любому вопросу. Вся его жизнь, это клубок лжи, грязи и крови...
Может быть, самая удивительная черта этого ничтожного и вместе с тем страшного человечка, по - видимому, состоит в том. Что для него нет даже вопроса: что думает о нём народ, как чувствуют себя люди. Этот кретин с «жезлом» настолько уверовал в своё величие и всесилие своего аппарата насилия, что фактически только этим аппаратом и занимается, раздувает его до чудовищных размеров. Всё это может привести к самым неожиданным, самым печальным последствиям.
И если присовокупить ко всему этому десятилетний запрет на собственное мнение, лишение права высказывания, отучившие людей мыслить и поощрявшие лакейскую психологию. Подорванное хозяйство ещё может быть восстановлено разумными мерами. Неизмеримо страшнее выглядит разрушенное моральное здоровье нации.
Я думаю, что нынешняя система - это надолго. Кто - то спросил Танрыкулиева. - Что же это, в сущности, такое? - Я думаю, болезнь, новый вид сумасшествия. Внутри такой системы все постепенно сходят с ума. Первым сходит с ума именно тот, кого называют Великим. Построенная им Азиатская деспотия, чудовищны! Ему кажется, что он всех использует и держит в руках всё. На самом деле он не знает, на каком он свете. Его обманывают все. Прежде всего, те, кто хочет ему угодить.
 Раза два наш собеседник терял нить мыслей, останавливался и, грустно глядя на нас, говорил:
- Я слабею. В тюрьме, я многое забыл из того, что знал. Жизнь, любая жизнь - не только радость, но и боль, не столько наслаждение, сколько страдание. Но то, что я видел в СИЗО КНБ, перенёс, выходит, за рамки того, что люди считают страданием. Чувствовалось, что это не заживаемая рана его души.
 Вот такой наш Президент, - сказал Танрыкулиев. А теперь сами решайте, кто и как нас будет разводить?  За каждое слово, сказанное здесь, подпишусь и отвечу! За это, я уже отвечаю тем, что нахожусь с вами вместе. А главным виновником беззакония, является один человек, - Туркменбаши! Действует им созданная система запугивания и прощения, то есть амнистирования.  Она разительно отличается, от всех систем, созданных ранее.
Крест встал и всех предупредил. Кто стукнет куму, - тому не жить, запомните? Танрыкулиев улыбнулся и ответил Кресту, - это лишнее. То, что рассказал вам, я уже высказал Генеральному Прокурору. В камере наступила такая тишина, что можно было услышать, полёт мухи. Крест продолжил, эту тему больше не затрагивать и ничего ни спрашивайте. Дед популярно нам всем ответил!



Продолжение следует