"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, марта 31, 2013

Валерий Лебедев. Популярно о прошлом


Продолжение

Вообще, на основе анализа всего одного неандертальца вывода о том, что его ДНК фатально отличается от ДНК кроманьонца сделать никак нельзя. И на основании десятка – тоже. Нужна статистика. Но и статистика, если она и будет, не решит проблему. Потому, что эти хромосомные ДНК от какой-то группы неандертальцев могут оказаться принадлежащими именно тупиковой ветви нашего праотца. Ведь это было время, когда шла интенсивная эволюция неандертальцев в кроманьонцев. И мутировала только небольшая часть, а основная так и оставалась неандертальцами.

Поясню, что упоминаемые в литературе “троглодиты, гоминиды, архантропы и палеоантропы, archaic Homo sapience, Homo erectus ”, – это одно и тоже. В недавние времена их называли просто питекантропы – обезьяно-человек. Но в силу политкорректности слово питек-(обезьяно) опустили и стали называть его уважительно Homo erectus- человек прямоходящий, архаичный человек, древний человек, на худой конец (не поймите превратно) – человекообразный (гоминиды).

Итак – он – непосредственный предок, да? Нет. Ибо найдены все эти останки не столько в Африке, сколько за ее пределами – в Индонезии, Индии, Китае, в Германии. Притом – они жили около 1-2 миллионов лет назад. Да-с. А современный человек, вернее его предок, возник в Африке не ранее 200 тыс. лет назад. Разница – на порядок. Более того: в 2001 году случилась сенсационная находка в Грузии. Там были найдены остатки людей возрастом 1,8 миллионов лет. Это получается самая древняя находка людей за пределами Африки. В общем они представляют собой раннюю форму архантропов, но уже вышедших из Африки. Да, это и есть тот самый хомо эректус, который получил имя хомо георгикус, то есть человек-грузин. Это не так почтенно как Шимпандзе, но тоже недурно.

Все эти эректусы – они же питекантропы, были найдены за пределами Африки. А вышли – оттуда. Вот и выходит, что в Африке все время производились какие-то пробные варианты человека, его опытные экземпляры, включая совсем уж поздний образец неандертальца (хомо сапиенс), и только потом , как уже выше сказано, примерно 200 тыс. лет назад получился серийный продукт – хомо сапиенс сапиенс.



Но главное: от вопроса о непосредственных предках хомо сапиенса сапиенса не уйти. Где они? Где это “недостающее звено”? Палеоантропология насчитывает 150 лет, за это время нашли не только прямые древние ветви “на человека”, но и самые разнообразные боковые ответвления. А вот предка кроманьонца нет как нет.

Между прочим, общее потомство между двумя типами людей не объясняет причину возникновения кроманьонцев – ведь для этого они уже должны быть. А вот как раз вопрос, откуда же появился кроманьонец, так и остается без ответа.

Вообще-то ответ, как именно кроманьонец мог возникнуть из неандертальцев есть. Но прежде о причинах исчезновения неандертальца.

Любопытно, что неандертальцы стремительно эволюционировали в сторону большего сходства с человеком непосредственно перед своим исчезновением. Недавно найденные останки из местечка Виндижи в Хорватии, датируемые периодом 42 000 – 38 000 лет, имели более тонкие черты, чем “классические” неандертальцы.

Исследователи собрали череп неандертальца из фрагментов, найденных здесь вперемешку с костями животных. Были найдены и другие фрагменты костей неандертальцев в слоях земли, датируемых более поздним временем. Анализ черепа показал, что местные неандертальцы эволюционировали к более “грациозному” типу – менее грубому, чем “классический” неандертальский тип. Надглазные дуги у них не такие толстые и не столь сильно выдаются. У черепа также большая – по сравнению с другими черепами неандертальцев – черепная коробка.

И вот когда неандерталец так стал похож на кроманьонца – он исчез.

Самый мирный способ его исчезновения – это ухудшение климата. То было Вюрмское оледенение, а также синхронные ему Вислинское оледенение в Северной и Центральной Европе и Валдайское на Восточно-Европейской равнине, более известные нам как ледниковый период – уже четвертый за время становления человека.




Как показало новое исследование, в котором приняли участие более 30 ученых, неандертальцы, равно как и кроманьонцы, всячески боролись со снижающейся температурой. Проблема была не только в самом похолодании – у обоих видов были меховые одежды наподобие наброшенных на плечи шкур, своего рода древних мантий. Скорее, считают исследователи, неандертальцы не смогли изменить свои методы охоты, Раньше неандертальцы пользовались лесным покровом, чтобы незаметно подобраться к животным, а в степи они оказались менее эффективными охотниками - возможно у них не было метательных дротиков и жертва успевала убежать. Количество крупных животных уменьшилось, соответственно, меньше стало и их павших туш, которыми древние люди питались даже чаще, чем убитыми на охоте. Все это поставило неандертальцев на грань голода. Начались болезни, уменьшилось количество детей , численность популяции медленно, но верно сокращалась. Кроманьонцы тоже испытывали аналогичные трудности, но у них были дротики и, скорее всего, лучшая организация охоты, и им удалось выжить.

И все равно в этом объяснении имеется несообразность. Если гораздо раньше предки неандертальцев могли придти из теплой Африки в менее теплую Европу (причем без особой нужды), то почему бы их потомкам не сделать обратную рокировку: не уйти из ставшей ледяной Европы во все еще теплую Африку? Но нет, они, подобно самураю, предпочли ледниковое харакири.

Есть более радикальное и драматическое объяснение: неандертальцев истребили и частично съели кроманьонцы. Социолог Эльмар Гусейнов даже свою статью так и озаглавил: «Первый геноцид на Земле произошел 30 000 лет назад”. Вот в ней он и доказывает, что именно наши предки-кроманьонцы уничтожили другой вид человечества – неандертальцев.

Цитата: «Для сторонников "политкорректной" традиции это был шок. Вместо светлого и ровного дарвиновского пути человечества от обезьяны к человеку, к высотам современной цивилизации, предстала другая картина. Эволюция оказалась способной породить несколько разных человечеств, дарвиновская биологическая прямолинейность оказалась разбитой. Венец творения, гомо сапиенс, овладел планетой не в результате мирного поглощения менее развитых младших братьев, а лишь путем агрессии и войны, через уничтожение другого, тоже культурного народа».

Да, мрачная ретроспектива. Вспоминается главная мысль Гитлера о том, что любая война есть на самом деле война расовая и ведется ради установления на земле господства высшей расы. Кроме гипотетической резни неандертальцев, есть и вполне достоверные данные о полном уничтожении культуры индейцев Месоамерики (ацтеков, майя, инков) испанскими конкистадорами. Да и вообще дело дошло почти до полного их физического истребления.

То, что каннибализм имел место в течение десятков тысяч лет, известно хорошо. И даже если согласиться с любыми сценариями мордования симпатичных неандертальцев как особой расы, то все равно и все время возникает вопрос: кто был предком кроманьонцев?

Но дело не только в мрачной идеологии. Дело в нерешенной проблеме происхождения современного человека. А ответ есть. Его дал еще в 1966 году в книге “Как возникло человечество” молодой в то время Юрий Иванович Семенов, большой знаток ранних обществ (напомню, в прошлом – заведующий кафедрой философии Физтеха, снятый с заведования в 1984 года по моем делу, ныне – единственный профессор кафедры философии, оставшийся с того времени). Позже, в 1989 году, он эту идею развил в работе Ю. Семенов. На заре человеческой истории. М. Наука, 1989.

Суть его идеи в том, что поначалу небольшие племена оказались в большой изоляции и все воспроизводство людей – неандертальцев проходило внутри этой узкой группы, то есть шел инбридинг. Это привело к огрублению черт и как бы к возврату облика к боле ранним формам. И это же обязывало вводить все более длительные запреты на половые отношения в орде (особенно учитывая, что праженщин было меньше), так как иначе они мешали охоте и могли выбить из строя лучших охотников или производителей орудий труда. Такие запреты и сейчас известны во всех примитивных племенах.

Но «сексуальное давление» вынуждало искать половых партнеров «на стороне» – в других ордах, на которые запрет (табу) не распространялся. Начались походы «за невестами» (эти обряды также известны во всех примитивных племенах), а в самих ордах на короткое время снимались все запреты на половые отношения - –то так называемые оргиастические праздники. И они дошли до нас в виде многих обычаев, у славян, например, в виде ночи на Ивана Купала.

В результате прилива «свежей крови» началась интенсивная внутривидовая гибридизация, что резко ускорило процесс эволюция по превращению неандертальцев в кроманьонцев. Проф. Семенов завершает: «Дуально-праобщинные организации представляли собой своеобразные “котлы”, в которых быстрыми темпами шла переплавка поздних специализированных неандертальцев в Homo sapiens”.

Продолжение следует