В первой книге (монографии) ведущего в России эксперта по ядерной программе в ИРИ (см.: Владимир Валерьевич Евсеев. Военно-политические аспекты иранской ядерной программы. М., Институт проблем развития науки РАН, 2010 - 240 с.) были рассмотрены главным образом военно-технические проблемы подготовки Ирана к обладаю ядерным оружием и его использованию против США и Израиля.
В новой монографии, являющейся продолжением первой книги (см: Перспективы иранской ядерной программы при президенте Хасане Роухани. М., 2013 г.) акцент сделан на личностном факторе руководства ИРИ и США, с чем автор связывает некоторые возможные изменения в напряженных отношениях с Ираном и США (с союзниками).
С разрешения автора мы (первыми в инете) публикуем фрагменты и главы его новой книги. Смена власти в Иране, переход его руководства во главе с новым президентом к более гибкому и мягкому курсу в отношениях с Западом и США, на наш взгляд, способны если не решить, то вывести возникший кризис из тупика и таким образом оттянуть потенциально возможный военный конфликт, последствия которого могут стать судьбоносными для Ирана, его соседей, для всего Ближнего и Среднего Востока. В этой вязи особо интересной представляется глава из книги В.В. Евсеева о личности нового президента Ирана Хасана Роухани, а также его взаимоотношениях с президентом Бараком Обамой. Сегодня, воспользовавшись книгой известного российского исследователя, мы остановимся на характеристике президента Ирана.
В новой монографии, являющейся продолжением первой книги (см: Перспективы иранской ядерной программы при президенте Хасане Роухани. М., 2013 г.) акцент сделан на личностном факторе руководства ИРИ и США, с чем автор связывает некоторые возможные изменения в напряженных отношениях с Ираном и США (с союзниками).
С разрешения автора мы (первыми в инете) публикуем фрагменты и главы его новой книги. Смена власти в Иране, переход его руководства во главе с новым президентом к более гибкому и мягкому курсу в отношениях с Западом и США, на наш взгляд, способны если не решить, то вывести возникший кризис из тупика и таким образом оттянуть потенциально возможный военный конфликт, последствия которого могут стать судьбоносными для Ирана, его соседей, для всего Ближнего и Среднего Востока. В этой вязи особо интересной представляется глава из книги В.В. Евсеева о личности нового президента Ирана Хасана Роухани, а также его взаимоотношениях с президентом Бараком Обамой. Сегодня, воспользовавшись книгой известного российского исследователя, мы остановимся на характеристике президента Ирана.
Нынешний президент ИРИ Хасан Роухани имеет чрезвычайно богатый жизненный опыт. Он родился 12 ноября 1948 г. в городе Сорхе на севере Ирана в семье, которая была противницей шаха Мохаммада Резы Пехлеви. С 12 лет Роухани изучал ислам сначала в Семнанской семинарии, потом в священном городе Кум. Параллельно с религиозным, он получил светское образование в Тегеранском университете, где он стал бакалавром юридических наук.
Активно окунувшись в Исламскую революцию и заняв в ИРИ высокие посты, он продолжал свое образование. Так, в 1995 г. в Каледонском университете в Глазго (Шотландия) он защитил магистерскую диссертацию на тему «Исламская законодательная власть на примере опыта Ирана». Спустя четыре года в этом же университете Хасан Роухани получил ученую степень доктора философии в области государственного права.
Следует заметить, что уже в 1965 г. Хасан Роухани начал борьбу против шаха Пехливи. Его арестовывали, запрещали публичные выступления. Как следствие, в 1977 г. Роухани пришлось эмигрировать, и он присоединился к находившемуся тогда в Париже аятолле Хомейни. После победы Исламской революции ему была поручена реорганизация иранской армии . В годы ирано-иракской войны Хасан Роухани входил в состав Высшего совета обороны, командовал силами противовоздушной обороны Ирана и был заместителем главнокомандующего вооруженными силами.
По признанию многих, Хасан Роухани является изысканным и высокопрофессиональным интеллектуалом. Он владеет арабским и английским, возможно французским и немецким языками. Роухани написал значительное количество книг и статей, посвященных проблемам национальной и глобальной безопасности, внешней и внутренней политики ИРИ, ядерной программе страны, а также вопросам шиитского богословия.
В 1992 г. Хасан Роухани возглавил Центр стратегических исследований при Совете по целесообразности принимаемых решений (аналитический и консультативный орган аппарата духовного лидера ИРИ). Неоднократно избирался в меджлис, возглавлял парламентский комитет по оборонной политике и комитет по иностранным делам, а в 1992–2000 гг. был вице-спикером меджлиса.
В 1989–2005 гг. Роухани являлся секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана. В это время он получил дипломатический опыт: при президенте Хатами, как уже указывалось, он представлял Иран на переговорах по ядерной программе. После этого стал представителем Верховного лидера Ирана Али Хаменеи в ВСНБ.
До последнего времени Роухани являлся редактором трех серьезных ежеквартальных журналов, посвященных научным и стратегическим исследованиям, а также вопросам внешней политики. Среди написанных Хасаном Роухани книг можно отметить следующие:
- а) на персидском языке – «Национальная безопасность и ядерная дипломатия» (октябрь 2011 г.), «Национальная безопасность и экономическая система Ирана» (август 2010 г.), «Исламское политическое мышление. Том 1-3. Концептуальные основы. Внешняя политика. Вопросы культуры и социальной жизни» (декабрь 2009 г.), «Мемуары Доктора Хасана Роухани. Том. 1. Исламская революция» (2008 г.), «Повествование предвидения и надежды» (2013 г.), «Введение в историю шиитских имамов» (2012 г.), «Правосубъектность и ответственность» (октябрь 2012 г.), «Представление исламских стран» (2008 г.), «Исламская Революция; причины и вызовы» (1997 г.), «Характеристика политического мышления Имама Хомейни» (1999 г.), «Роль семинарии в воспитании морали и политического развития общества» (ноябрь 2011 г.), «Национальная безопасность и внешняя политика» (находится в печати), «Национальная безопасность и окружающая среда» (находится в печати), «Мемуары Доктора Хасана Роухани. Том. 2. Священная оборона» (находится в печати);
- б) на английском языке – «Исламская законодательная власть» (1994 г.) и «Гибкость шариата; исламский закон» (1996 г.).
Помимо этого находятся в печати ряд книг религиозной направленности на арабском языке.
Как отмечает американский эксперт Патрик Клаусон из Вашингтонского института ближневосточной политики, в общедоступном доступе находятся написанные Хасаном Роухани 10 книг и свыше 50 статей, которые в общем содержат более 7 тыс. страниц. Его произведения, как например, книга «Национальная безопасность и экономическая система Ирана» или статья «Политика Хомейни в области национальной безопасности и внешней политики», достаточно трудны для своего восприятия, в том числе ввиду большого объема (указанная книга содержит 860 стр., а статья – 60 стр.). Среди трудов Роухани особое место занимает книга «Национальная безопасность и ядерная дипломатия», опубликованная в 2011 г. на персидском языке. В этой книге выражены личные взгляды автора в ядерной сфере. Рассмотрим эту книгу более подробно.В указанной книге Хасан Роухани подробно описал свое участие в разрешении иранской ядерной проблемы за последние 24 года, включая непосредственное участие в переговорах с «большой тройкой» ЕС и представителями других государств в 2003-2005 гг. в качестве секретаря ВСНБ ИРИ. При этом отмечено, что ядерная проблема стала центральной в его политической карьере.
По словам Роухани, при возобновлении иранской ядерной программы в середине 1980-х сразу было решено создавать полный (в иранском понимании, см. подглаву 1.1) ядерный топливный цикл, который позволил бы, в том числе, производить высокообогащенный уран. При этом автор не сомневается в важности ядерных технологий для собственной страны, но старается уходить от рассмотрения вопроса экономической обоснованности их освоения. Такой подход является вполне разумным ввиду сложности подобного обоснования, если исходить только из принципа экономической целесообразности.
Далее Хасан Роухани показал те сложности, с которыми столкнулась страна в 1988-1989 гг., когда попыталась получить иностранную помощь в ядерной сфере. Китай, например, не стал строить в ИРИ завод по обогащению урана как составную часть ЯТЦ и сооружать АЭС на основе двух энергетических реактором по 360 МВт в Дарховине. Аналогичную позицию заняли тогда и в Москве, так как не хотели передавать Тегерану чувствительные в области ядерного распространения технологии обогащения урана. С подобной просьбой в 1988-1990 гг. иранское руководство обратилось и к премьер-министру Пакистана Беназир Бхутто, но тоже получило отказ.
В таких условиях Тегеран был вынужден обратиться за нужными ядерными технологиями к частным компаниям: вначале в Германии, а затем в Швейцарии. Так он вышел на «черный» рынок ядерных материалов и технологий пакистанского ученого Абдул Кадир Хана, где смог закупить две уже бывшие в употреблении газовые центрифуги малой мощности Р-1. Далее поэтому же каналу ИРИ закупила сотни таких центрифуг в разобранном виде, но, не смогла запустить их в работу ввиду отсутствия необходимого технического опыта . По словам Хасана Роухани, только в ходе более позднего расследования со стороны МАГАТЭ выяснилось, что эти центрифуги имели пакистанское происхождение.
Рассматриваемая книга содержит большое количество подробностей о переговорах по ядерной проблеме в период 2003-2005 гг., когда Роухани представлял иранскую сторону. В частности, Роухани отмечает следующее: «Я обратился (2003 г.) к президенту Хатами и известил его о проблемах в переговорах, о своем собственном мнении и мнении экспертов. Он сказал: «действуй по обстоятельствам, но избегай провала переговоров». Затем я обратился в кабинет Верховного лидера и изложил детали обсуждения и попросил известить меня о его мнении. Однако ответа не последовало. Поэтому та ситуация дала некоторую возможность для маневрирования по формулированию проекта договора». Позднее за принятое решение Хасан Роухани попал под сильный огонь критики внутри страны, в том числе со стороны Верховного лидера.
Роухани также отмечает, насколько было сложно вести им переговоры: «Из-за давления внутри страны и пессимистического взгляда по поводу международных отношений, делегация по переговорам (Ирана) должна была согласовывать каждый шаг с вышестоящими официальными лицами. Многие полагали, что (иранская) делегация обладает всеми полномочиями, но в реальности это было не так» . «К сожалению, некоторые ожидали, что ядерный вопрос будет решен в течение нескольких месяцев. Но мне было сразу понятно, что такая сложная проблема не может быть решена за короткий срок».
Помимо этого, Хасан Роухани вынужден констатировать: «Судя по опыту, жесткие решения и обслуживание политических интересов одной группы подрывает национальные интересы и наносит ущерб стране. Во время переговоров по ядерной тематике я многократно наблюдал критику, направленную на решение сугубо политических вопросов».
С другой стороны, уже в декабре 2003 г. Хасан Роухани в одной из своих статей написал следующее: «Фундаментальный принцип в отношениях Ирана с Америкой - это национальная сила. Сила в политике, культуре, экономике и обороне – особенно в области передовых технологий – это основа для сохранения и всестороннего развития системы, что заставит противника сдаться». Эта цитата показывает Роухани как идеолога и защитника нынешней формы правления ИРИ. По мнению американского эксперта Стивена Дитто из Вашингтонского института ближневосточной политики, это красной нитью проходило на протяжении всей его жизни, стало ярким проявлением его деятельности в рамках политической карьеры и ведущей силой его риторики, что определяет нынешнюю мотивацию действий Хасана Роухани.
Несомненно, что Роухани являлся единоличным архитектором Парижских соглашений, которые в 2004 г. удалось заключить между ИРИ и Западом. Он открыто защищает эти соглашения, позволявшие Ирану продолжать реализовывать национальную ядерную программу. В тоже время Роухани критиковал представителей своей команды за ведение переговоров в излишне свободном стиле и без учета первоочередных целей. И как он полагает, «с большим благоразумием, страна могла бы понести меньшие расходы на эти ядерные достижения».
В ходе переговоров 2003-2004 гг. Роухани постоянно находился под огнем критики внутри страны, что сделало его более осторожным в своих суждениях. Это подтверждает один из коллег Хасана Рoухани: «Он пошел на все уступки для европейцев в 2003 и 2004 г. Запад оставил его с пустыми руками и под огнем критики со стороны жестких политиков Ирана».
В то время позиция Тегерана по ядерному вопросу была тщательно выверена на основе консультаций со всеми влиятельными центрами силы. Это потребовало значительных усилий по определению точек соприкосновения между позициями Ирана и международного сообщества, что позволило в ноябре 2004 г. выйти на подписание уже упоминавшихся Парижских соглашений о создании мер доверия в отношении мирной направленности иранской ядерной программы. Это стало кульминацией успехов не только ЕС, но и ИРИ.
Придя к власти летом 2005 г., Махмуд Ахмадинежад сменил команду переговорщиков с «большой тройкой» ЕС. В результате иранская сторона отказалась от проводимого Хасаном Роухани принципа консенсуса в пользу конфронтации. Сами переговоры стали вести небрежно и не продуманно, что серьезно мешало Тегерану отстаивать собственные национальные интересы и углубляло ядерный кризис.
Акцент на консенсус ярко проявился и во время избирательной компании (2013 г.) Хасана Роухани. В перспективе, скорее всего, он действительно попытается добиться широкого консенсуса по ядерной проблеме. С другой стороны, Роухани не может не учитывать озабоченности Верховного лидера Али Хаменеи и ключевых фигур основополагающей в ИРИ организации – Корпуса стражей исламской революции.
Тем не менее, Роухани - это не пассивный политик, который только ждет достижения консенсуса. Пример этого – процесс заключения указанных Парижских соглашений (2004 г.), в соответствии с которыми Тегеран приостановил процесс обогащения урана. Духовный лидер Али Хаменеи был серьезно недоволен этими соглашениями и считал их ошибкой, но все же пошел навстречу Хасану Роухани. В нынешней ситуации уже будучи президентом ИРИ ему будет легче убедить духовного лидера пойти на диалог в Западом с целью смягчения чрезвычайно жестких финансово-экономических санкций ЕС, США и их союзников.
В рассматриваемой книге отмечено, что Парижские соглашения для Ирана были выгодными. Во-первых, Тегеран получил определенные экономические дивиденды: США и европейские страны поддержали ИРИ по вопросу присоединения к Всемирной торговой организации, Иран находился на пути к достижению соглашения об торгово-экономическом сотрудничестве с ЕС.
Во-вторых, Тегеран смог отстоять свою позицию и не согласился на полное прекращение обогащения урана. Речь шла только о приостановке этого процесса на добровольной основе. Как следствие, «большая тройка» ЕС (Великобритания, Франция и Германия) признали, что такая приостановка была «добровольной мерой укрепления доверия, а не юридическим обязательством».
В-третьих, Иран сумел избежать тупика на переговорах по ядерной проблеме. Этот вопрос не был передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН, несмотря на настойчивое давление со стороны США. Помимо этого, удалось достичь существенных успехов во взаимоотношениях с МАГАТЭ.
Действительно, 29 ноября 2004 г., вскоре после подписания Парижских соглашений, Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, в которой отметил, что после октября 2003 г. был достигнут «хороший прогресс» во взаимоотношениях с ИРИ. В ней были упомянуты только два «нерешенных вопроса»: происхождение загрязнения, то есть наличие частиц с низко- или высокообогащенным ураном, на некоторых газовых центрифугах и уровень реализации программы по разработке в Иране центрифуг нового типа. Совет управляющих Агентства также подтвердил необходимость полного выполнения требований Дополнительного протокола (1997 г.) к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий.
В то время казалось, что Тегеран находится на пути к решению этих проблем. Поэтому МАГАТЭ было готово пойти на уступки по многим другим открытым вопросам. Для США и их союзников складывалась трудная ситуация: они не хотели предоставлять Ирану право на возобновление процесса обогащения урана, но не имели для запрета такой деятельности достаточной поддержки со стороны международного сообщества. Особенно, если Тегеран действительно смог бы удовлетворить требования МАГАТЭ по оставшимся вопросам.
Следует заметить, что, ведя успешные переговоры с «большой тройкой» ЕС, ИРИ продолжала модернизацию своих ядерных объектов. Так, в 2005 г. Хасан Роухани написал: «Пока мы разговаривали с европейцами в Тегеране, мы занимались установкой оборудования в Исфахане. На самом деле в спокойной обстановке мы смогли завершить работу в Исфахане».
В своей книге Роухани убедительно показал, что плодотворное сотрудничество с МАГАТЭ и успешные переговоры с «большой тройкой» ЕС позволили Ирану продолжать реализацию своей ядерной программы. Такой политический курс сейчас осуществить более трудно ввиду высокой степени взаимного недоверия и наличия новых подозрений, появившихся в период с 2005 г. Тем не менее, Тегеран может добиться с Западом такого соглашения, при котором он сохранит ядерный потенциал. Для этого ИРИ будет вынуждена стать более прозрачной в своих действиях и пойти на некоторые, достаточно скромные ограничения в ядерной сфере.
Другими словами, Иран может достичь такого соглашения с Западом, которое поставит многих в США, аравийских монархиях и Израиле в очень неудобное положение. По мнению Патрика Клаусона , вопрос заключается в следующем: готов ли Иран идти по тому пути, который активно защищает в своей книге Хасан Роухани?
По словам одного из бывших членов делегации Ирана, участвовавших в переговорах с «большой тройкой» ЕС: «Роухани был защитником (ядерной) программы. Поэтому в 2003 г. он свел приостановление программы к введению гексафторида урана в центрифуги, чтобы усилия по завершению нашей ядерной программы были продолжены. Ядерная программа – это «детище» Роухани. С самого начала – после посещения АЭС в Бушере, которая впоследствии была атакована со стороны Ирака, до проведения переговоров с Россией и Китаем по поводу строительства ядерных объектов. в конце 1980-х. И все 678 дней во главе делегации на переговорах, он всегда очень внимательно и трепетно занимался этим вопросом».
Приведенные слова коллеги Хасана Роухани лишь подтверждают тот факт, что во время его президента ИРИ не пойдет на свертывание собственной ядерной программы. Такие надежды совершенно беспочвенны. Именно поэтому на Западе нужно настраиваться на трудный диалог, а не уступки под давлением жестких финансово-экономических санкций.
В свете вышеизложенного нужно обратить внимание на цитату из рассмотренной книги «Национальная безопасность и ядерная дипломатия»: «Научно-технический прогресс страны путем приобретения ядерных ноу-хау не является задачей конкретного правительства, или группы людей, или работы в избирательном округе. Каждое правительство со времен революции, в зависимости от своих возможностей и обстоятельств, прилагало усилия для реализации ядерной программы».
Следовательно, Тегеран никогда не откажется от своих ядерных ноу-хау, как бы это не хотели на Западе. Это подтверждает телефонное интервью для Crisis Group, которое Хасан Роухани дал еще в период предвыборной гонки: «Исламская Республика Иран решительно настроена на строительство предприятий по производству ядерного топлива для удовлетворения потребностей в энергии. К счастью, этот национальный проект значительно продвинулся в этой области за последние несколько лет, на сегодняшний день процесс обогащения достиг необходимого технологического уровня, а также различные части ядерного топливного цикла были завершены. Основная стратегия Ирана всегда подразумевала поддержание и завершение своей собственной технологии и ноу-хау. Ядерная программа Ирана является коренной, мирной и необратимой».
Скорее всего, такая точка зрения преобладает в иранском обществе, в котором ядерная проблематика рассматриваются в широком смысле этого слова. По мнению Андрея Бакланова из Совета Федерации Федерального собрания РФ, под этим понимается «обеспечение на деле неотъемлемого права страны на полный суверенитет во всех его проявлениях, желание занять заметное, всеми уважаемое и признаваемое место в системе региональных отношений, да и в более широком международном контексте, выход на самый высокий современный уровень технологического развития».
С другой стороны, Тегеран по-прежнему не видит реальной возможности обеспечения суверенитета и свободы выбора политическими средствами. Отсюда возникает желание подкрепить свои международные и региональные позиции силовой составляющей, то есть создать фактор сдерживания против возможного вооруженного вмешательства. К сожалению, самый короткий и радикальный путь к этому – это обретение ядерного статуса.
Следует также учитывать, что согласно опубликованных материалов Центра общей и информационной дипломатии МИД ИРИ мирные атомные технологии являются одним из самых знаковых достижений человечества. Достижения в этой области удовлетворяют большой спектр потребностей человека в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, энергетике и других сферах, которые по значимости ничем не уступают друг другу. Более того, значение ядерной науки со временем повышается. Иранский народ, как и народы других стран мира, стремится к развитию, прогрессу и безопасности. Исходя из этого, он старается при помощи ядерных технологий доказать и гарантировать себе и своим грядущим поколениям достойное место в научно-экономическом мире.
Это подтвердил недавно духовный лидер ИРИ Али Хаменеи, по мнению которого развитие науки и технологии являются ключевыми направлениями национального возрождения и служат отправными точками для усиления влияния Тегерана на события в регионе и в мире в целом. Аятолла Али Хаменеи считает: «Главное… что мы не должны допускать ситуации, при которой будут создаваться препятствия нашему движению вперед».
Несколько ранее (в 2000 г.) в своем интервью Хасан Роухани заявил, что «если связь между народом и правящей верхушкой становится сильнее и более обширной, наши возможности, силы и национальная безопасность будет только укрепляться». Для достижения этой цели (укрепления действующей власти), по мнению Роухани, нужно облегчить внешнее давление на Иран, что означает достижение соглашения с Западом в ядерной сфере как необходимый, но временный компромисс в интересах идеалов Исламской революции. Спустя три года (за четыре месяца до президентских выборов) Хасан Роухани стал утверждать, что следующий президент ИРИ должен быть «кризисным менеджером..., который будет способен вести переговоры с зарубежными партнерами». Вскоре именно эту роль пришлось выполнять ему самому.