"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, мая 16, 2014

45 миллиардах долларов, которые российские туристы тратят каждый год за границей





Андрей Мовчан / 08.05.14

Что будет, если из России уйдут «Виза» и «Мастеркард»


Закон о национальной платежной системе, подписанный президентом России, вызывает много разговоров. Спектр — от «Россия обретает независимость от Запада» до «теперь в России не будет международных платежных инструментов»

Пока еще совсем непонятно, какие контуры обретет национальная платежная система, но есть опасность, что, в худших традициях подобных процессов последних лет, на фоне запретительных для иностранных операторов условий, в основу НПС ляжет национальный оператор платежных инструментов (в частности, видимо, пластиковых карт).

В лучших традициях Салтыкова-Щедрина и последних лет, новый закон поставлен с ног на голову: он начинает не с построения нового, а с создания невозможных условий для старого — с обеспечительного депозита и требований по созданию локальной инфраструктуры для международных платежных систем.

Что будут делать «Виза» и «Мастеркард» в создающейся ситуации? Сам по себе обеспечительный депозит их не слишком смутит: чистая выручка «Визы» составляет около 1%, а чистый доход — примерно 0,1% от оборота. Депозит, таким образом, составит более чем двухгодовую прибыль этих компаний в России. За привлечение кредита в размере двухлетней прибыли в России (для размещения на депозит) компании будут выплачивать процентами не больше 6-8% годовой прибыли в России в год, а эту сумму не составит труда компенсировать за счет роста комиссий. Причем «Виза» и «Мастеркард» легко обойдут ФАС: повысят разные комиссии, и обвинить их в сговоре будет невозможно.

Значительно серьезнее вопрос использования такого депозита для наложения штрафа за отказ от обслуживания того или иного банка. Это прямое вмешательство государства в коммерческие отношения во внесудебном порядке, которое принуждает «Визу» и «Мастеркард» не разрывать отношения даже тогда, когда они имеют на это право, даже тогда, когда банки-контрагенты нарушают договор. Оставаться в регионе, который дает тебе всего около 2% мирового бизнеса, но в котором ты рискуешь быть обвиненным в нарушении американских законов (а это — огромные штрафы в США), если не хочешь быть обвиненным в их исполнении (а это теперь тоже огромные штрафы, но уже в России), да к тому же не имеешь права выбирать контрагентов, — спорное удовольствие. Так что, возможно, новый закон вместо защиты рынка от «произвола» «Визы» и «Мастеркарда» заставит их с рынка уйти, причем до появления карт НПС.

Очевидно, в данном случае защита совсем не срабатывает, и Россия добровольно отрезает своих граждан от международных платежных средств. Зачем это делается? Возможно (это просто предположение), причина — в 45 миллиардах долларов, которые российские туристы тратят каждый год за границей. Власти в России всерьез готовятся к худшим временам, когда, как в позднем СССР, валюты будет не хватать. Закрыть границу физически они пока не готовы, но вот отрезать платежные инструменты с помощью этого закона и затем ввести норму вывоза валюты (скажем 500 долларов на человека) они вполне могут. Ущерб от ухода «Визы» и «Мастеркарда» из России для внутренних операций власти совсем не волнует, иначе бы сперва создали замену, а потом ужесточали условия.

Но допустим, «Виза» и «Мастеркард» остаются, а проект НПС идет параллельно. В этом случае НПС почти наверняка встанет в один ряд с остальными проектами «национального ответа» Западу: во внушительном списке, ранжированном по успешности, «худшими» будут «ё-мобиль», отечественный поликристаллический кремний, «Роснано», Сколково и команда «Формулы-1», «лучшими» — «Сухой Суперджет» и система ГЛОНАСС.

«Худшие» проекты — это утопии, которые в России долгое время, невзирая на здравый смысл, удается выдавать за возможную реальность — ради воровства, пиара или того и другого. Лучшие — это проекты, которые могли бы быть успешными, если бы не нарушали законы рынка — в первую очередь о необходимости конкурентных преимуществ для достижения успеха. Очевидное нежелание «вписываться» в рынок компенсируется в этих проектах активным участием государства — как спонсора, как покупателя и как циничного лоббиста. Отсутствие конкуренции оборачивается низким качеством. Все вместе — заканчивается созданием работающего, но неконкурентоспособного изделия, которое, в общем, никому не нужно, кроме тех, кому оно навязано (или подарено) государством.

Карточный НПС может попасть в любое место в этом ряду — все зависит от подхода и последовательности. Если вопрос будет пущен «на самотек», НПС приземлится где-то около «ё-мобиля» — тихо и незаметно. В крайнем случае купят внутрь одну из существующих в России карточных систем (с обязательной переплатой в два раза и распилом), отрапортуют о создании НПС и забудут.

Если вопрос будет возведен в ранг «национального приоритета», его ждет судьба ГЛОНАСС: будут выделены большие деньги (распилены и снова выделены); пройдет интенсивная подковерная борьба за подряды; работа будет поручена «своим»; долго (пару лет) будет создаваться система; она будет слабой, но работающей; поскольку целью исполнителей будет заработать по максимуму, скорее всего, для карт НПС будет нужно оригинальное оборудование — от терминалов до банкоматов; тем не менее все оборудование будет импортным, как и большая часть ПО; пройдет серия скандалов с участием прокуратуры и Счетной палаты, может быть даже кто-то сбежит или кого-то посадят; нигде, кроме России и Белоруссии (за пару миллиардов долларов нового долгосрочного льготного кредита) продукты НПС приниматься не будут.

В какой-то момент будет созвано совещание на тему «Почему никто не пользуется НПС?». Будет дано указание — «решить вопрос». Банкиров соберут и обяжут выпустить столько-то карт НПС. Банкиры начнут плакать и требовать взамен помощи в организации процессинга и сопутствующих льгот; все дадут; банки начнут к выпускаемым картам «Виза» и «Мастеркард» бесплатно прикладывать карты НПС и рапортовать о выпуске; госпредприятия обяжут перевести все зарплаты на карты НПС; они переведут; магазины вынуждены будут подстраиваться и, преодолевая проблемы процессинга, начать обслуживать эти карты; постепенно (года через четыре после старта в лучшем случае) сформируется пространство из примерно 20-30 миллионов карт, с которых 80% зарплаты будет сниматься наличными, а 20% — тратиться в магазинах (это характерно для зарплатных проектов в государственных компаниях). Причем все эти карты будут низкомаржинальными, поскольку по зарплатным картам НПС много не заработает.

Государство будет планово спонсировать систему, которая будет выполнять узкий круг навязанных потребителю услуг. У НПС, которая будет каждый год выбивать финансирование у государства, экономика которого и так не сахар, а с каждым годом все хуже, финансирование будет по минимуму. НПС по отношению к скажем «Золотой Короне» или «Сберкарт» будет как Сколково по отношению к Физтеху: очень дорого, очень пафосно, непонятно зачем, результата не видно.

Если сложить это с в любом случае малым масштабом операций (у «Визы» и «Мастеркарда» в мире — миллиарды карт, даже в России — более 100 миллионов), нет надежды на развитие НПС в конкурентную «Визе» и «Мастеру» систему как по качеству и спектру услуг, так и по надежности и удобству для клиентов. Соответственно, нет надежды на международное развитие. «Юнион Пей» не получится: китайская система принадлежит сотням банков, а карты ее (более 3 миллиардов) принимаются в 141 стране мира. НПС будет принадлежать ЦБ и работать в двух странах. Проект обречен быть «оборонным» по сути, убыточным и, значит, тянущим экономику назад.

Решит ли такая система, когда появится, задачу защиты России от потенциально враждебных действий «Визы» и/или «Мастеркарда», если последние все же не уйдут до того? Нет: расчеты с помощью инструментов НПС будут возможны только на территории России; спектр ее продуктов однозначно будет уже, чем у «Визы» и «Мастеркарда». Сегодня, при остановке расчетов «Визы» и «Мастеркарда» по картам российских клиентов, последним надо будет пойти в банк и снять наличные, если они находятся в России; за границей у них будут проблемы. При наличии карт НПС клиентам в случае остановки «Визы» и «Мастеркарда» надо будет пойти в банк и перевести деньги на карты НПС (мало кто будет при наличии «Визы» держать на карте НПС деньги, а две карты, привязанные к одному счету, будет невозможно создать); за границей же их проблемы никак не изменятся.

Зато ритейлеры и банки от создания НПС получат дополнительные расходы на альтернативный процессинг и дополнительную работу бэк-офисам, а значит, дополнительный персонал — в условиях нехватки рабочих рук в целом в России отвлечение даже по 100 человек в среднем на банк приведет к переаллокации почти 100 000 квалифицированных сотрудников с образованием в этот новый сектор (это примерно 0,5% всех работоспособных жителей России с высшим образованием) — при нулевом влиянии на ВВП.

Есть ли альтернатива новому закону и НПС перед лицом (мифической) угрозы отключения всех карт «Виза» и «Мастер» на территории России? Конечно есть. Необходимо договориться с «Визой» и «Мастеркардом» о порядке отказа в обслуживании банков: установить период уведомления в несколько месяцев, определить ограниченный круг причин, по которым это возможно (к сожалению, санкции в этот перечень войдут). Параллельно надо стараться диверсифицировать платежные инструменты: максимально упрощать законодательство в сфере онлайн-платежей без использования карт и создание анонимных карт; организовывать и развивать совместные продукты по типу существующего «Золотая Корона — Мастеркард»; предложить «Визе» и «Мастеркарду» сделку: они создают инфраструктуру на территории России, а Россия ее финансирует и дает им налоговые льготы; не просто договориться с «Юнион Пей» о работе в России, с приемом ее карт как российскими, так и китайскими банками, а войти в систему в качестве акционера.

В современном мире ни одна страна, тем более технологически слабая, не может не только конкурировать, но даже выживать, не развивая международное сотрудничество. Провоцирование конфликта с миром с последующим гордым ультиматумом лидерам мирового рынка и угрозой создать свою замену на коленке уже не проходят.

Насколько все же велик ущерб от гипотетического отключения «Визы» и «Мастеркарда» для России? В масштабах страны — проседание торговли на небольшое время (пока покупатели перестроятся на оперирование наличными) и необходимость для онлайн платежных систем искать замену картам для осуществления платежей. Торговый оборот по картам в России составляет около 15% общего оборота. Можно предположить, что ретейл потеряет от полумесяца до месяца продаж по картам — это от 0,6 до 1,2% годового оборота.

Проникновение онлайн-платежей невелико — суммарный годовой объем не превышает 10 миллиардов долларов (1,2% общего торгового оборота), при этом существенная часть платится не через карточные счета.

В масштабах отдельных частных и корпоративных клиентов уход «Визы» и «Мастеркарда» — это досадное неудобство, необходимость снятия наличных вместо использования карт. И надо заметить, что новый закон делает такое отключение еще до создания НПС существенно более вероятным.

Тем, кто все еще уверен в необходимости НПС, предлагаю задуматься над следующим списком других возможных «отказов»:

отказ поставлять в Россию запчасти для самолетов «Боинг» и «Эйрбас» приведет к параличу всей российской авиации и катастрофе экономики в течение месяцев;

отказ поставлять лекарства приведет к гуманитарной катастрофе в течение месяцев;
отказ поставлять телекоммуникационное оборудование приведет к критическим проблемам в экономике в течение месяцев;

отказ обслуживать долларовые и евровые транзакции российских банков приведет к коллапсу банковской системы в течение недель.

Почему же мы с карточек начали? Может, просто надо прекратить стучать ботинком по трибуне, отгораживаться забором и пугать производителей модельной обуви ростом выпуска валенок? А деньги, предназначенные для НПС, потратить на финансирование науки, а то у нас денег на науку выделяется (в пересчете на человека) в 45 раз меньше, чем в США?