Дмитрий Щёлоков
Доступно всем в Интернете - 15:31
9 мая, наконец, прочитал воспоминание жены брата деда Зои Николаевны Щёлоковой.
Никогда б не подумал, что любительская писанина может столь сильно меня потрясти, понятно, что тут очень личное - история моей семьи, создавшая объем истории 20 века, просто прожёгшее до мяса мои знания о 20 веке, и неожиданно срезонировавшая на мои нынешние переживания.
Но парадокс в том, что больше меня потрясло не то, что есть в воспоминания, а то чего в них нет. Начинается рукопись с рассказа о Киеве конца 19 - начала 20 века, написанными по воспоминаниям мамы и бабушки, для меня это стало неожиданностью, я не знал, что Зоя Николаевна родом с Украины, и, конечно, меня очень тронул её рассказ о тех местах Киева, где она не была, а я был, но это пустяки, это меня только взволновало, а душу мне начало рвать дальнейшее. Но по порядку.
Семью своего отца Николая Крижановского она не знала, зато хорошо знала семью своей матери: бабушку Марию Туровскую и дедушку Александра Конделюка. По семейному приданию род Конделюков происходил от итальянца Кондели, который бежал из Италии от преследований за участия в каком-то восстании в Польшу, а уже его предки из Польши перебрались в Украину, дедушка Зои Николаевны был католиком, но перед женитьбой на её бабушке перешел в православие. Родители Зои Николаевны познакомились в Киеве, в Киеве же погиб во время каких-то волнений после Октябрьского переворота брат её матери.
Сама Зоя Николаевна родилась в Проскурове, нынешний Хмельницкий (Хмельницкая область), там в милиции у неё служил отец. Во время Голодомора в 1933 году её отправили к бабушке и дедушке, и там её 4-летнюю похитили и чуть не съели. Потом её отца перевели в приграничный населенный пункт в Винницкой области, потом в Новороссийск, он там следователем в прокуратуре был.
Читая эти строки я уже знал, что будет дальше, гадал только в каком году это случилось в 1937 или в 1938. И я оказался прав, дальше Зоя Николаевна пишет, что её отец не просто так покинул Новороссийск, он не захотел участвовать в репрессиях, поэтому и уехал в Уральск, где поступил в водную прокуратуру, но потом оттуда тоже уволился по той же причине, его арестовали в 1938.
Меня вот какое предложение поразило, ей тогда было 8 лет: "Я знала о массовых арестах, но не думала, что это случиться с папой". В 8 лет она знала о массовых арестах - проклятое время!!! Она рассказывает, что сокамерник её отца, которого вытащили из тюрьмы, приходил к ним домой и рассказывал, что её отца сильно избивают - бьют по больному позвоночнику, и что его вынудили оговорить себя, подписать какое-то ложное признание.
Её отца не расстреляли, а посадили, потом его отправили в ссылку в Узбекистан, где он сгинул. В последствие она пыталась вместе со своим мужем братом моего деда Михаилом Павловичем Щёлоковым найти своего отца, но безуспешно. Дальнейшее меня потрясло так, как, наверное, ничего в жизни ещё не потрясало, она со слов Михаила Павловича рассказывает об его отце моём прадеде Павле Харлампьевиче Щёлокове, и о юности Михаила Павловича - довоенных годах.
Меня потрясло не то, что я там прочитал, а то, чего там не прочитал. Павел Харлампьевич Щёлоков был арестован 13 февраля 1936 года, приговорен Выездная сессия спец.кол. Каз.отделения Верховного суда РСФСР 26 мая 1936 года по статье 58-10 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев) к 2 года исправительно-трудового лагеря, то есть освободили его уже 1938, умер он до того, как познакомились Зоя Николаевна и Михаил Павлович, в 1948.
И вот представьте, вместе они ищут отца Зои Николаевны, а Михаил Павлович молчит, что его отца тоже репрессировали. Как такое возможно??? Насколько же силен был страх, что предпочитали молчать даже перед самыми близкими людьми, даже в такой ситуации, чтоб не только себе не навредить, но чтоб этот человек не проговорился и себе этим не навредил, что за мужем за сыном врага народа. Павла Харлампьевича Щёлокова реабилитировали только в 1999 году.
Я сам об этом ничего не знал, в семье у нас про это ничего не говорили, не рассказывали, в детстве краем уха услышал, что кто-то сидел, думал, что дед Дмитрий Павлович Щёлоков, при том было что-то в том роде, что работал грузчиком в магазине и что-то украл. Узнал же про то, что за антисоветскую деятельность сидел прадед чисто случайно, когда занялся созданием своего генеалогического древа, из информации в Интернете, сначала даже засомневался, ну может в Уральске был ещё какой-то другой Павел Харлампевич Щёлоков, но нет всё сошлось: начальное образование, работа бакенщиком в речном пароходстве, деду Дмитрию Павловичу эта служба, так сказать, по наследству от его отца досталась. И знаете, как по мне, вот этот страх пронесенный через десятилетия хуже самих репрессий. потому что это сломало судьбы не только тех, кто был репрессирован, но и тех, кто боялся об этом сказать, нынешняя сталинофилия это оттуда - просто нынешним коммунистам не рассказали об этом их родители, потому что их родителям не рассказали об этом их родителям.
Можно, сколько угодно утверждать, что документы о репрессиях это яковлевские (горбачевские) фальсификации, что Солженицын всё врал, но вот, когда оказывается, что сталинские репрессии коснулись и твою семью, а нет среди родившихся в СССР тех, чьи семьи это бы не коснулось, вот тогда уже ни одна сволочь, кроме уж совсем законченных ублюдков, не посмеет благодарить за победу в Великой Отечественной войне Сталина, который вместе с Гитлером развязал в сентябре 1939 года Вторую Мировую войну, и из-за безумия которого погибла практически вся Красная армия после нападения Гитлера на СССР летом 1941, и из-за жестокости и тупости которого война велась с гораздо большими жертвами среди советских солдат, чем то могло и должно было быть, чем то позволял делать талан и здравый смысл советских военачальников.
Людоедская советская власть загубила не просто судьбы миллионов людей, она загубила целые поколения, и нынешняя война России против Украины и её поддержка среди "широких народных масс" в России и других постсоветских странах это всё ровно оттуда, не знаем историю, а потому идём в бой во славу тех, кто искалечил жизни наших предков. Ватники не знают истории, и незнание начинается с незнания истории своей семьи, а чтоб так было советская власть позаботилась.
Ещё меня потрясло в воспоминаниях Зои Николаевны то, что в них совсем нет политики, её обсуждения. Вот репрессировали отца, а о причинах ни слова, как будто всё это происходило само по себе. Это страшно, что люди были приучены в Советском Союзе не задумываться о причинах, не обобщать... Надеюсь, хоть с этим покончено...