"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, марта 08, 2016

Шохрат Кадыров. Туркменская Конституция 2016 г., по прихоти Бердымухамедова, рискует стать исторической


Конституции в Туркменистане с 1992 по 2016 г. меняются уже в 6 раз (!), т.е. через каждый 4 года (!!!).
В стране не то, чтобы правового общества, нет правового государства. С конца весны этого года начинается новая страница в истории Туркменистана, из президентской республики де-юре, государство становится квази-монархией де-факто. Подрастает внук президента,  которому уже целуют руку  сановники из окружения Аркадага.  


В попытке править «вечно» или передать власть по наследству нет ничего экстравагантного. Еще  Н.С. Хрущев, отстраненный от власти вчерашними друзьями,  как-то заметил: есть водка, есть женщины, но самый страшный наркотик – власть. Ни один из советских лидеров не уходил с поста добровольно. Сегодня  фактически пожизненно правят Н. Назарбаев, И. Каримов.  Со своим сыном везде появляется бессменный  А. Лукашенко. Вторым президентом Азербайджана Г. Алиева  стал его сын. Готовит себе семейного наследника, объявленный недавно пожизненным, президент Таджикистана Э.Рахмон. 


Туркменская квази-монархия и Россия

Первая демократическая туркменская конституция 1992 года писалась при тесном сотрудничестве со специалистами Института государства и права Российской  Академии наук. Туркменбаши ее неоднократно нарушал, а затем и вовсе перечеркнул, получив  в 1999 г. право на пожизненное правление. Туркменбаши опасался, что со сменой власти в Москве (приход в 2000 г. В.В. Путина), последует и смена власти в Ашхабаде, как это было в советское время. Путч Шихмурадова в 2002 г. как бы подтвердил его опасения.   В нем он открыто обвинил Россию, а затем (апрель 2003 г.)  пошел на предложение Путина продать все имеющиеся запасы туркменского газа России, но в обмен на аннулированное  в тот  же день  Соглашения о двойном гражданстве с Россией. В 2005 г. Туркменбаши вышел из СНГ.

Прямая связь между опасениями подчинения России и переходом к квази-монархии имеет место и при Бердымухамедове. Разница только в том, что его пожизненное правление не объявляется и оформляется задним числом.  Так, решение о новой Конституции было принято  через 2 месяца (май 2014 г.) после подписания Договора о вхождении Крыма и Севастополя в Россию (март 2014 г.). Через полтора года поисков (а фактически – два, т.к. конституция еще в проекте), сочинения новых законов и указов,  было найдено 26 новых статей. Но значительная их часть не нова. Использовалось то, что не вошло в проект 2008 г., к примеру, продление срока правления с пяти до семи лет. Часть новых статей уже работала в текущем законодательстве. Отдельные новые статьи возникли путем механического разделения старой на две части. Так появилась статья 2 о независимости, нейтралитете, суверенитете и патронаже  ООН, прежде всегда стоявшая в заключительной части  первой статьи Основного закона.

Параллельно, в этот двухлетний период,  шло удаление от России в политике, хотя на словах она всегда стратегический партнер. За последние два года ни с одним из государств мира второй президент Туркменистана не преуспел испортить отношения настолько, насколько это получилось в отношениях с  Россией.  Аркадаг , конституционно запретил двойное гражданство (поправка 2015 г.), дипломатично отказался от получения русской военной помощи на границе с Афганистаном  (визит Лаврова 2016 г.),  не хочет положительно решить вопрос о русских бипатридах в Туркменистане (2016 г.),  стал не сговорчивым по ценам на экспорт туркменского газа в России (решение Газпрома 2015 г.), заставив Россию свернуть 25 летнее соглашение по экспорту в Россию туркменского газа (2016 г.), которое ранее был вынужден подписать Туркменбаши;  он тайно и явно дружит с НАТО, с Вашингтоном;  в отличие от трусливого Туркменбаши, пробивает отвергаемый Россией проект транскаспийского Набукко,желая  в обход России экспортировать  газ в Турцию и Европу. 

Было бы ошибкой полагать, что обозначенная в проекте новой туркменской конституции квази-монархия для старцев  как-бы увенчивает список антироссийских дел Бердымухамедова. России к авторитарным соседям не привыкать, она и среди них «своих не сдает». Памятуя об этом Аркадаг любезно приглашает Путина в Туркменистан. Но сегодня у Туркменистана больше дел с ее оппонентом – США. Через год – другой до границы с Афганистаном  будет построена туркменская  ветка ТАПИ. Без  гарантий безопасности от США эта работа будет напрасной. Туркменская армия не имеет опыта боевых действий. В отличие от, например, узбеков, в северном Афганистане  у Бердымухамедова нет  мощной военной группировки, способных стать буферной зоной безопасности. Больше того, туркмены Афганистана (потомки бежавших от сталинской коллективизации), происходят из племен, которые считаются  в окружении президента «нечистокровными».


Шансы квази-монархии в американском сценарии

Как и Туркменбаши,  второй президент больше занят внешними, чем внутренними делами. В 2015 году внешняя занятость  президента, в среднем в 4 раза превосходила его работу внутри государства.  Проект новой квази-монархической Конституции Бердымухамедова в первую очередь адресован внешнему миру. В самом Туркменистане он мог бы быть объявленным пожизненным хоть завтра вне всякой конституции. Кстати, еще в 25 октября 2010 г. от главы Центризбиркома поступило предложение о том, чтобы Бердымухамедов правил вечно. Но он стыдливо избегает сходства с Туркменбаши.  

В американском сценарии квази-монарха Бердымухамедова подстерегает две коллизии. Первая в том, что США засидевшихся монократов, в отличие от России, «сдают». Трагична судьба М. Каддафи с его «Зеленой книгой», приравненной к Корану (в Туркменистане ее аналог–«Рухнама»). Не завидно положение Б. Асада, наследовавшего власть отца -  друга СССР.  Исключение – классические традиционные монархии, но при условии интереса США. И такой интерес  к Туркменистану  у США есть. На пространстве свыше 700 км, топографически открытом для фронтального вторжения, США могут защитить Туркменистан от радикальных группировок талибанов, аль-Каиды и ДАИШ.  По результатам ноябрьского прошлого года визита в ЦА госсекретаря США Дж. Керри создана специальная переговорная площадка C+1 и есть намерение подготовить военное соглашение. За оказание этой услуги, они  не просят Бердымухамедова поступиться нейтралитетом и суверенитетом. Но рано или поздно…. кульминацией сотрудничества станет появление  США на Каспии и  у границ своих  номинальных партнеров по НАТО: Казахстаном и Узбекистаном.  Без движения к этой цели квази-монархия Бердымухамедова для США не интересна.  Если же цель начнет реализовываться, Туркменистан неизбежно ждет демократизация, а значит и отмена ныне принимаемой Конституции. 


Реформатор-косметолог или о том, как ученик превзошел учителя

Впрочем, по поводу того, что Аркадаг в плане авторитарных наклонностей  это мягкая копия Туркменбаши, ни у кого на Западе и в США иллюзий нет. Перечислять критические оценки его работы  авторитетными международными организациями не хватит места. При этом  мало кто муссирует тему неконституционного прихода  к власти Бердымухамедова после к кончины Туркменбаши в 2006 г. Наверное, эту туркменскую специфику ему как бы простили, полагая, что к власти пришел реформатор. 

Ученик превзошел учителя. Он  действует в правовом поле. Посудите сами. В проекте новой конституции, чтобы стать президентом теперь не обязательно иметь 15-летний стаж работы в государственных сферах.  Это дорога юному внуку президента, но, если шире, то конституция становится  более демократичной, она открывает путь к власти не только чиновникам.  И пожизненного правления новый проект явно не конституирует. Для этого просто снята планка верхнего ограничения на возраст кандидата в президенты (70 лет), с благородным призывом  не дискриминировать кандидатов в президенты  пожилого возраста.  

Внутри страны нет ничего, что могло бы подталкивать или тормозить Бердымухамедова  стать квази-монархом. Как и Туркменбаши в преддверии получения пожизненного президентства, Бердымухамедов тусует колоду,  еженедельно отправляя в отставку по одному или несколько высокопоставленных чиновников. Отставки обнадеживают молодежь - послушанием получить доступ к власти. Ну, а что же отставники?  Путч Шихмурадова - не в счет. Именно он был инициатором пожизненного президентства Туркменбаши.  Слабое место номенклатурной оппозиции: запоздало, да и аморально, действовать против власти, после ее потери не по своей воле.  

Есть лишь один сугубо внутренний фактор, подталкивающий Бердымухамедова к квази-монархии – его собственное старение и желание потчевать на троне. Коэффициент динамики политической активности  в первый срок правления Бердымухамедова (2007-2012) был примерно в два раза выше, чем у Туркменбаши в год получения им статуса самодержца (1999 г.). Это и понятно, тогда Аркадагу было 50. А теперь, как и Туркменбаши в 1999 г., ему исполняется 59 лет. Темпы активности у начавшего стареть Бердымухамедова  сократились  в два раза.  

Но если бы дело было только в Бердымухамедове. В сравнении с проектной поправкой, парламентское решения о пожизненном президентстве Туркменбаши,  выглядит детской шалостью. Теперь речь идет не о внеконституционном временном сохранении власти конкретного человека вплоть до его кончины, а о попытке законно  увековечить институт авторитаризма, с большой вероятностью уклона в геронтократию.  Эта, без преувеличения историческая, поправка. Не только Бердымухамедов, а любой другой новый президент (его внук или геронтократ из его окружения)  получает право  править пожизненно, конечно, используя непобедимый президентский ресурс на постановочных альтернативных выборах.   





.
.











.
.