"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, ноября 27, 2011

Towards a Social History of Turkmenistan, 1860-1960: Research Trends in Ethnography and History

Шохрат Кадыров

НЕОБЫЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
(часть 1)

27-29 октября в Амстердаме в Международном Институте социальной истории совместно с отделом Европейских исследований университета в Амстердаме прошла научная конференция: «В направлении к социальной истории Туркменистана, 1880-1960 гг. Тенденции исследований в этнографии и истории» Во всех отношениях конференция была необычной. Никогда ранее не было конференции по истории и этнографии Туркменистана на Западе, да и на пространстве бывшего СССР в постсоветское время таких конференций не было.
Необычен и запланированный (но не во всем осуществленный) ракурс конференции. Она должна была показать исторические и этнографические исследования в плоскости социальной истории или истории повседневной жизни every day life. В основе конференции лежит проект, над которым работают нидерландские ученые. Изучение влияния востоковедения на формирование наций в советской Центральной Азии. Ученые этой страны под руководством Михаила Кемпера (prof.dr. M. Kemper - Universiteit van Amsterdam) организатора конференции, известного специалиста по суфизму в мусульманской России работают над такими темами как изучение и сравнение творческих биографий Е. Примакова и Б. Гафурова в годы «холодной войны» (вплоть до вывода советских войск из Афганистана), над творчеством известного историка Зия Бунятова, над изучением истории археологической науки в Туркменистане на примере творчества М.Е. Массона и В.И. Сарианиди и мн. др.


Конференция должна была показать тот уровень, на котором находится сегодня историческое туркменоведение, показать какие специалисты являются наиболее известными в этой области сегодня на Западе, в России и в Туркменистане. Верхние хронологические рамки конференции определялись тем, что ее организаторы не хотели полемизировать по вопросам новейшей истории опасаясь «спугнуть» туркменских гостей.

Их приехало только двое, хотя приглашалось значительно больше «за счет принимающей стороны». Но, вероятно, многие не смогли приехать по причине политической неблагонадежности. Конференцию открывал Т. Атабаки (Touraj Atabaki), работник архива. Мне лично неизвестно ни одной работы этого ученого по Туркменистану и потому не буду давать оценки его пространному выступлению и желанию быть выше остальных участников мероприятия, мудрее и умнее их в незнакомых ему туркменских делах.

Об уровне развития истории и этнографии в современном Туркменистане можно было судить по выступлению туркменских специалистов. Хангулы Курбанов (52 года, 32 док.), как он представился – лучший ученик Ата Джикиева (ветерана этнографии в Ашхабаде) и руководитель сектора «Этнической истории» во вновь открытой Академии наук Туркменистана, попытался показать, что туркмены древнейший народ, несмотря на все завоевания и вторжения смогли сохранить свое лицо, свою культуру. При этом автор доклада все время называл современных туркменов «племенами», имеющего единого прародителя Огуз-хана ставших нацией (племен?) уже в середине 19 века.

В целом, его полупропагандистское выступление целиком и полностью соответствовало курсу Рухнамы, из которого и были беззастенчиво по надерганы тезисы его выступления. Конечно, требовать от туркменского специалиста по этнической истории информации о современности было бы неправильным. Что произошло с этносами туркменов именно в период новой и новейшей истории осталось неизвестным.

Выступивший в прениях его коллега – руководитель сектора археологии Айдогды Курбанов (Генеральное консульство Федеративной Республики Германия ... ) своеобразно поддержал своего коллегу отметив, что после роспуска СССР, племена активно сливаются в единый народ, параллельно ассимилируясь с турками. Из чего следует, что он был не согласен с Хангулы Курбановым о том, что нация сформировалась значительно раньше. Справедливости ради следует заметить, что брачные связи между туркменскими народностями (племенами по-Курбанову) были очень тесными еще в советское время, при этом народности продолжали сохранять свое своеобразие.

В отличие от пространного и националистического выступления «обо всем и не о чем» Х. Курбанова, доклад его однофамильца А. Курбанова был посвящен конкретной теме – архивам России о туркменах. Конечно, было странно, что руководитель сектора археологии рассказывает нам не про археологические исследования, собственные и иностранных коллег с туркменским участием, а про то, как он более 10 лет назад с археологом О. Гундогдыевым бывшим в особом фаворе при Туркменбаши-1, рылся в московских архивах, работая над специальным проектом.

В результате на свои деньги он издал книгу тиражом 50 экз. Мне знакома эта книга. В ней показаны номера дел в московских архивах, где хранится информация о туркменах. Ее главной слабостью является то, что она представляют собой обычную копию архивных описей дел, в которых авторы нашли материалы о туркменах. Авторы не удосужились дать хотя бы краткие комментарии содержания этих дел.

Итак, выступления туркменских специалистов, приехавших в Амстердам из далекого Туркменистана показали, что пока туркменским ученым нечего сказать что-то новое в науке, если не считать передергивания положений и эмпирики, которые разработала советская наука.

Тем не менее, Хангулы Курбанов проявил поразительную активность в комментировании выступлений западных ученых. Каждое выступление завершалось его «авторитетными» мудрствованиями по различным аспектам исторической науки о туркменах, так будто бы перед ним сидели не доктора наук, а студенты ТГУ. При таком своеобразном сценарии ведения конференции получалось, что организатором конференции был господин Х. Курбанов, а не М. Кемпер или Т. Атабаки, которые почтительно уступали Х. Курбанову делать заключения и давать оценки каждому докладу.

При этом никто из организаторов конференции не нашел в себе мужества прокомментировать выступление самого Х. Курбанова, которое шло вразрез с основной идеей конференции. В то время как организаторы пытались показать, что в советское время конструировалась и достаточно успешно, с участием советских востоковедов, туркменская нация, Х. Курбанов безапелляционно (в духе пресловутой Рухнамы) утверждал, что нация возникла в досоветский период (нация племен!?), а в советское время она, напротив, деформировалась. Несомненно, что после таких выступлений Х Курбанов получит право от туркменских властей посетить и другие конференции.

Попытки реализовать в программе конференции полемику по тем или иным вопросам, в которых высказывались противные туркменской стороне мнения, как это ни странно, пресекались тем же М. Кемпером и Т. Атабаки. Последний даже посоветовал желающим поспорить, делать это вне конференции (!?).

Лишь однажды, во второй день конференции, когда завязалась полемика об антропологии туркменов и господин Х. Курбанов попытался уже в духе откровенного расизма доказать общими словами, что чистокровные туркмены длинноголовы и таковых в Туркменистане большинство, ему пришлось остановиться и с кислой физиономией выслушать, что же есть на самом деле и в чем состоит ценность доклада исследователя, которому и решился оппонировать окончательно похрабревший туркменский «этнический этнограф». Произошло это не благодаря М. Кемперу и Т. Атабаки, а молодому, но уже высокоэрудированному ученому из США работавшему в Туркменистане в составе Корпуса мира Isaac Scarborough (26 лет, n+1: Isaac Scarborough). Очевидно, что тут сыграло роль американское происхождение Айзека, перед которым пиетет хозяев конференции был по традиции больше, чем перед туркменскими гостями. Последовавшие за этим бурные аплодисменты участников конференции стали чуть ли не самым ярким ее моментом.

(Продолжение следует).

Прощальный в западной части Амстердама банкет в ресторане "Амстердам". Справа талантливый американский исследователь Айзек (Isaac Scarborough) из Корпуса мира (США), в центре уроженец Туркменистана, один из участников крупного западного исследовательского проекта по Туркменистану Шаназар Бердыев, сын известного туркменского этнолога Мухаммеда Бердыева (Амстердам), слева - автор, доктор исторических наук, профессор Центра исследований России и СНГ (Уппсала университет, Швеция) и ведущий научный сотрудник ИВ РАН. Амстердам 29 октября 2011 г.

Приложение:
Программа конференции


Internationa l Institute of Social History

Towards a Social History of Turkmenistan, 1860-1960: Research Trends in Ethnography and History

A two-day conference at the International Institute of Social History, Amsterdam, in cooperation with the Department of European Studies, University of Amsterdam

27 October 2011

Arrival of the international participants to the conference in Amsterdam

19:30 Dinner (venue to be announced)

28 October 2011, International Institute of Social History

9:30-10:00 – Introduction by Prof. Dr. Touraj Atabaki, International Institute of Social Studies, Amsterdam: “Towards a Social History of Turkmenistan”

Section I: Issues of Turkmen History, 1860-1960

10:00-10:45 – Dr. Han Kurbanov, Institute of Archeology and Ethnography of the Turkmenistan Academy of Sciences, Ashgabat: “Turkmen identity in the late 19th-early 20th century.”

10:45 – 11:00 Coffee break

11:00 – 11:45 – Dr. Victoria Clement, Naval Postgraduate School, Monterey, CA, National Security Affairs: “Jadid Influences among Turkmen in the late-Tsarist period"

11.45 – 12.30 – Dr. Aydogdy Kurbanov, Institute of Archeology and Ethnography of the Turkmenistan Academy of Sciences, Ashgabat: “Moscow Archives on Turkmenistan in the 1930s”

12:30-14:00 – Lunch

14:00 – 14:45 – Prof. Dr. Adrienne Edgar, University of California at Santa Barbara, History: “Soviet Turkmenistan in the 1930s”

14:45-15:30 – Isaac Scarborough, Indiana Univ., Bloomington, Indiana: “Becoming ‘Soviet’ in the Desert: The Unseen Effect of Special Settlers”

15:30 – 15:45 Coffee break

15:45 – 16:30 – Dr. Olga Brusina, Institute of Ethnography and Anthropology, Russian Academy of Sciences, Moscow: “The Turkmen of the South of Russia: history and ethno- cultural development”

16:30 – 17:00 – Final discussion

19:30 Dinner (venue to be announced)

29 October 2011, University Library, University of Amsterdam

Section II: Literary and Research Traditions in and on Turkmenistan

9:30 – 10:15 – Dr. Valery Germanov, Tashkent: “The contribution of Uzbek archaeologists and anthropologists to the development of Turkmen science, 1860-1960”

10:15 – 11:00 – Alfrid Bustanov, Univ. of Amsterdam, Eastern European Studies: “Writing a History of Turkmenistan: The Project of the Institute of Oriental Studies”

11:00 – 11:15 - Coffee break

11:15 – 12:00 – Dr. Shokhrat Kadyrov, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow: “Ethnological Research in Turkmenistan after WWII” (with photographs)

12:00 – 12:45 – Dr. Zifa Auezova, University of Amsterdam, Eastern European Studies: “Soviet-time Turkmen literary works in the framework of socialist ideology”

12:45 – 14:15 Lunch

14:15 – 15:00 – Amieke Bouma, Free University Amsterdam, History/Anthropology: “Turkmen History and Archaeology in Contemporary Turkmenistan”

15:00 – 15:45 – Dr. Rafis Abazov, Visiting professor Al Farabi Kazakh National University and Adjunct Assistant Professor, Columbia University: "Turkmen History in Contemporary Western and Russian Studies"

15:45 – 16:00 – Coffee break

16:00 – 17:00 Final discussion

19:30 Dinner

Вечерний Амстердам, район "Красных фонарей". Сказочные лебеди. 30 октября 2011 г. Фото автора.