"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, декабря 15, 2013

С.Горак. Реформа образования в Туркменистане (дайджест)




Славомир Горак, научный сотрудник Института международных исследований факультета социальных наук Карлова университета в Праге.  В 2012-2013 годы.был приглашенным исследователем по программе Фулбрайт в Институте Центральной Азии и Кавказа Школы перспективных международных исследований Университета Джона Хопкинса


.

Начальное и среднее образование

Обязательное посещение школы новым президентом  расширено с девяти до десяти лет в 2007 году. Начиная с 2013 года учащиеся учаться в течение 12 лет для того, чтобы завершить свое среднее образование. Цель этой меры состоит в гармонизации системы образования Туркменистана с международными стандартами и теоретически позволит туркменским студентам подавать заявки на обучение за рубежом.

В 2012 году было объявлено об открытии 114 новых школ не только в городах, но и в более отдаленных местах. Строительство новых школ является наиболее зримым результатом изменений, принятых в секторе образования Туркменистана новым президентом.

Современные школы, как правило, оснащены современным оборудованием, как компьютеры, ноутбуки или интерактивные доски.


Школьные учебники

Улучшение наблюдается с 2007 года, и каждый год издаются новые учебники, по крайней мере частично охватывающие школьные программы. Можно только надеяться, что когда-нибудь государство сможет обеспечить полные комплекты учебников по каждому предмету.

Школьные программы улучшились за счет включения в них вновь предметов физического воспитания, а также социальных наук.

С  2011 года Рухнама больше не является предметом.

Президент провозгласил изучение иностранных языков одним из приоритетов. Но ситуация в этой области еще более ухудшилась за последние пару лет.

Количество классов с обучением на русском языке в школах не восстановилось и не увеличилось, и по всей стране функционирует только несколько классов с обучением на русском языке (около 30 в 2011 году, что означает, что только 750-1000 из 100 000 первоклассников смогли в них обучаться).

Эти классы предназначены, в основном, для национальных меньшинств, хотя в связи с сохраняющимся высоким спросом со стороны родителей, там также учатся и туркменские дети.

Английский язык вырос в значении за счет уменьшения значения русского языка. Количество уроков английского языка увеличилось и они стали обязательными с первого по одиннадцатый классы (и двенадцатый с 2013 года).

Казахские и узбекские школы были закрыты во времена Ниязова, и новый президент даже не выразил никакого намерения их восстановить.

Иностранными школами среди начальных и средних школ являются престижные туркмено-турецкие школы, туркмено-русская школа в Ашхабаде, Международная школа Ашхабада (с преподаванием на английском языке и русским как «лингва франка», хотя для большинства туркмен обучение здесь является недоступным и слишком дорогим), а также небольшая воскресная школа, спонсируемая посольством Украины.

В 2011 году туркмено-турецкие школы стали закрывать по обвинению в распространении исламской доктрины через учебную программу. Хотя роль этих школ дискутируема, они заполнили значительный разрыв в обеспечении качественного начального и среднего образования, и большинство туркменских победителей международных конкурсов в области гуманитарных наук вышли из этих школ.

.
Высшее образование

 Расширение университетских программ до стандарта пяти лет (шесть лет для медицинской школы) и ликвидация обязательной трудовой и военной службы для молодых людей перед вступлением в университет стали одним из первых и логических шагов, предпринятых новым президентом. Бердымухамедов даже заново открыл несколько университетов и пригласил в Туркменистан иностранных ученых и представителей зарубежных университетов.

Открытие Академии наук, а затем и восстановление аспирантуры считаются весьма позитивными шагами в реформе высшего образования.

В 2009 году в стране открылся филиал Губкинского института нефти и газа и несколько российских университетов открыли по всей стране центры, принимающие вступительные экзамены в эти университеты, в дополнение к существующему Туркмено-турецкому университету.

В северной части страны после нескольких лет закрытия возобновил работу Дашогузский институт сельского хозяйства. В 2012-13 годах были начаты предварительные переговоры по открытию Туркмено-американского уневерситета в Ашхабаде.

При успешном завершении проект имеет потенциал привлечь преподавателей и ученых со всего мира, в частности, из европейских, турецких и/или российских университетов в самых необходимых специализациях: право, технические науки, образование, информационные технологии, и так далее. Создание частных университетов, запланированное на 2013-14 гг, кроме того, сможет привнести необходимый элемент конкуренции в этот рынок и привлечь высококвалифицированных преподавателей из Туркменистана и из-за рубежа, а также даст молодому поколению страны возможность получения качественного образования.

Число студентов, согласно официальным источникам, стало неуклонно расти. Выросло и число тех, учебу которых за границей, преимущественно в России, Турции, Украине, Малайзии и других странах, финансирует туркменское государство.

В 2011 году официальная статистика зарегистрировала около 2000 студентов, выезжающих на учебу за рубеж с государственной поддержкой. Есть и другие, которые в состоянии обучаться за рубежом на собственные средства. Президент Бердымухамедов также вновь разрешил признание иностранных дипломов в 2011 году, что было приостановлено в 2004 году.

Во многих случаях, несмотря на изначально низкую подготовку студентов из Туркменистана, их мотивация позволяла им достичь наилучших результатов, и многие становились отличниками и получали престижные зарубежные гранты, такие как стипендии Фулбрайт или Рамсфелда. Тем не менее, эти студенты являются лишь малой частью всех выпускников Туркменистана. Большинство талантливых студентов не хотят вернуться на родину, хотя недавний опрос  показал более оптимистичную картину.

Студентам официально не разрешается водить машину или приезжать в университет на такси. Им также запрещено посещать дискотеки, бары, рестораны после того, как произошло несколько инцидентов с участием студентов в основном из неблагополучных семей.


.
Заключение

Расширение охвата школьного и высшего образования и увеличение числа студентов в университетах как внутри страны, так и за рубежом означает серьезный сдвиг от политики первого президента.

Статистика показывает, что число студентов высших учебных заведений составляет около 24 тыс. человек, и 10-15 тыс. человек обучаются за рубежом. Эта цифра почти достигает аналогичного показателя в конце советского периода в конце 1980-х годов, когда в Туркменской ССР училось более 40 тыс. студентов.

Ликвидированы главные эксцентрические меры прежнего режима: непринятие иностранных дипломов и принудительный труд перед поступлением в университет. Возрождение Академии наук и создание нескольких новых институтов, таких как Институт стратегических исследований могли бы помочь восстановить научную работу в стране и обеспечить основу для политических процессов принятия решений. В этой связи в последние годы имел место период «нормализации» правовой и институциональной основы для реформ.


Решаемые проблемы:

  1. Массовая коррупция в школах и университетах. Бердымухамедов распорядился внедрить видеонаблюдение во время вступительных экзаменов в 2012 году, ноэто  не смогло сократить «сборы» для ректоров и преподавателей от студентов, пытающихся поступить в университеты. По неофициальным данным, размер взятки, уплачиваемой за успешно сданные экзамены, в прошлом году увеличился до 40 тыс. долл и даже 70 тыс.долл. для поступления в такие престижные университеты, как медицинский университет или юридический факультет Туркменского Государственного Университета.
  2. Увольнения прежних научных сотрудников и/или преподавателей из университетов, предпринимавшиеся в последние десятилетия, создали едва восполняемый пробел в квалифицированных сотрудниках.
  3. У новых кадров существует серьезная нехватка в образовании и сильный идеологический крен. В этой ситуации, возможно, улучшить ситуацию могли бы временное привлечение иностранных ученых и преподавателей в туркменские вузы, а также открытие новых университетов (в том числе частных).
  4. Массовая коррупция в университетах потенциально может быть сокращена, так как родители предпочли бы заплатить официальную плату за образование, чем неофициальную взятку. В то же время, хотя университетские программы были расширены в соответствии с международными стандартами, стало ясно, что увольнения прежних научных сотрудников и/или преподавателей из университетов, предпринимавшиеся в последние десятилетия, создали едва восполняемый пробел в квалифицированных сотрудниках.
  5. Стоимость строительства школ в родных селах семьи Бердымухамедова Барабап и Ызгант можно отремонтировать тысячи школ по всей стране.
  6. Новые учебники в основном написаны неопытными авторами и учителями без надлежащей квалификации. Кроме того, для написания учебников выделяется слишком мало времени (3-4 месяца). В результате, многие учителя не в состоянии использовать новые учебники в своих классах и до сих пор используют старые советские учебники, выпущенные в 1990-92 годы. Подготовка учителей, по видимому, остается одним из важнейших препятствий для развития системы образования.


источник: CA-NEWS