БЛОГИ 09:01, 9 февраля 2016
Встреча президента Казахстана Назарбаева и премьера Турции Давутоглу – очередное доказательство
того, что Путин перешел все возможные «красные линии» и союзников у него в мире больше нет
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу во время пребывания в столице Казахстана Астане сказал президенту Нурсултану Назарбаеву, что чувствует себя в его стране как дома. Назарбаев не остался в долгу, заявив, что Казахстан никогда не откажется от сотрудничества с Турцией, пишет Виталий Портников в статье для espreso.tv.
Конфликт между Турцией и Россией Назарбаев назвал «большой проблемой» для Казахстана – но и только. В поддержку своего союзника – а Казахстан входит вместе с Россией в Евразийский экономический союз и ОДКБ – Назарбаев высказываться не стал. Да и сам факт встречи с Давутоглу в Астане в то самое время, когда российские политики соревнуются в антитурецких заявлениях – это уже очевидный политический жест.
Встреча Назарбаева и Давутоглу – ещё одно доказательство того, что Путин перешёл все возможные «красные линии» и союзников у него в мире больше нет. Стоит вспомнить, как Назарбаев реагировал на аннексию Крыма. Президент Казахстана был более чем осторожен. Он не стал участвовать в посреднических усилиях западных лидеров – хотя все они его об этом просили. В ООН Казахстан не поддержал резолюцию, которая осуждала агрессора. Эта реакция Назарбаева объяснялась тем, что казахстанский президент знал об «исторических» претензиях России на Крым и считал, что Путин просто воспользовался ситуацией ослабления Украинского государства, чтобы эти претензии реализовать.
Но когда российские войска вторглись на украинский материк, отношение Назарбаева к происходящему круто изменилось. Он понял, что речь идёт не об «исторических претензиях», а о попытках Путина возвратиться в Советский Союз. А это означает, что судьбу Донбасса в любой момент могут повторить регионы Казахстана, в которых есть достаточное количество русского населения.
С этого момента в кулуарах казахстанской власти Россию стали рассматривать как главную угрозу национальной безопасности, а Назарбаев взял курс на выстраивание самостоятельных отношений с новым руководством Украины. Но все это происходило в рамках привычного для Назарбаева постсоветского дискурса.
Попытки Путина подорвать суверенитет Турции и последующее обострение отношений Москвы и Анкары были восприняты в Астане с ужасом. Казахстан стремится быть частью не русского, а тюркского мира – о чем Назарбаев четко сказал на встрече с Давутоглу. «Я был инициатором создания Тюркского совета. Сегодня в Астане работает Международная тюркская академия, где ученые исследуют культуру и историю, общую для наших стран», – напомнил он. И конфликт между этими двумя мирами для Казахстана – настоящий вызов.
Если Россия не будет вести себя на постсоветском пространстве как слон в посудной лавке, если её власти поймут роль Турции для тюркоязычных стран – таких как Азербайджан или Казахстан – то никаких проблем в отношениях Москвы и Астаны не возникнет. Казахстан заинтересован в доброжелательных отношениях с Россией – но не тогда, когда соседняя страна угрожает и его стабильности, и его внешнеполитическим ориентирам. Именно поэтому Назарбаев постарается дистанцироваться от Путина настолько, насколько это будет возможно. О союзнических отношениях в этом случае говорить не приходится.