"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

понедельник, февраля 29, 2016

Коррупция и президентский клан в Туркменистане




27.02.2016


Сона Нурлиева

Удастся ли иностранным НПО повлиять на ситуацию в Туркменистане?


Международные западные структуры крайне аккуратно подходят к вопросам соблюдения прав человека в Туркменистане и стараются сосредоточиться на поддержке и финансировании политически нейтральных программ.

В феврале шведское новостное агентство ТТ совместно Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) опубликовали результаты расследования о ситуации в хлопковой отрасли Туркменистана. В нём авторы делают громкие заявления об использовании детского труда и призывают западные компании отказаться от туркменского сырья. Что же стоит за этим расследованием?

Как известно, заинтересованные правительства пытаются постепенно расширить сферу влияния на туркменское правительство через подконтрольные неправительственные организации. Однако они трезво оценивают особенности режима Г. Бердымухамедова и крайнее раздражение местных властей по отношению к попыткам вмешательства зарубежных структур во внутриполитические вопросы. Поэтому международные западные структуры с темно-сине и звездно-полосатой раскраской крайне аккуратно подходят к вопросам соблюдения прав человека в стране и стараются сосредоточиться на поддержке и финансировании политически нейтральных программ, в основном, в области реформ банковской системы и инфраструктуры, подготовки менеджеров государственного управления, развития туризма и обучения молодёжи.

Лидерами указанного направления выступают США, которые реализуют многопрофильную программу через агентство по международному развитию (USAID). Несмотря на всевозможные ограничения и препоны, которые чинят туркменские власти, за минувшие годы американскому агентству удалось достичь существенных результатов: оно запустило и реализовало комплекс программ с общим бюджетом около 20 миллионов долларов.

За их внедрение отвечают десяток подконтрольных США неправительственных структур, имеющих представительства в Ашхабаде. Это «Американские советы по международному образованию» (ACCELS), отправившие на обучение в США более 10 000 туркменских школьников, «Делойтт консалтинг» (Deloitte Consulting) — практически создавшая в республике национальную систему оценочных услуг, это и «Международный центр некоммерческого права» (ICNL), специализирующийся на совершенствовании законодательства в социально-гуманитарной сфере, и «Джуниор Эчивмент» (Junior Achievement), внедряющая западные стандарты экономического обучения.

Не сбавляет темпов USAID и в рамках проекта «Содействие совершенствованию государственного управления». Так, на презентацию «Международный опыт в сфере электронного документооборота», организованную Академией наук Туркменистана и агентством США по международному развитию, были приглашены представители Академии наук, министерств иностранных дел, образования, связи, финансов, экономики и развития Туркменистана. А провели ее директор Академии электронного управления Эстонии доктор Арво Отта, заместитель директора Центра электронного управления при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики Дмитрий Трутнев и руководитель проекта QED Group LLC в Вашингтоне Майкл Ховертер — известные эксперты и «по совместительству» опытные политтехнологи.

Учитывая практически полное отсутствие Туркменистана на международном информационном поле, и такую же «активность» туркмен в интернете, в частности, в социальных сетях, Вашингтон использует любую возможность для сбора информации о ситуации в стране и о недовольстве президентской политикой через НПО. Для этого используются завуалированное анкетирование и распространение опросников среди местных граждан. Помимо этого, НПО «Джуниор Эчивмент» выявляет в велаятах детей влиятельных чиновников и предпринимателей, которых затем направляют на обучение в США, где у них меняется мировоззрение, формируется лояльное отношение к западной политике и к западным же ценностям.

К сожалению «юсаидовцев» — часть прошедших обучение так проникается «американской мечтой», что делает все возможное, чтобы не возвращаться на родину или через год-другой снова приехать в США на учебу и остаться уже навсегда. Таким образом, ряды «проводников» западных идей в Туркменистане пока регулярно редеют, не успевая сформироваться в действующую «армию».

Однако USAID заинтересован не только в распространении «зерен демократии» в Туркменистане и в Центральной Азии в целом. Судя по всему, в ближайшие годы Вашингтон намерен сконцентрироваться на поиске коррупционных проявлений на постсоветском пространстве. С этой целью недавно в госдепе США был создан отдел по противодействию коррупции, задачей которого является борьба с коррупционными проявлениями по всему миру на основе американского законодательства.

Так, у всех свежо в памяти обвинение дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой в участии в коррупционной схеме с российскими компаниями «МТС», «Вымпелком» и шведской TeliaSonera. Финансировали расследование все тот же USAID и Фонд Сороса, действующие через выше упомянутый «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP). Они же проводили расследование, в ходе которого вскрылась еще одна коррупционная схема с той же TeliaSonera, но уже с азербайджанской компанией Azercell, где имеются крупные финансовые интересы семьи президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Как показывает подобная практика, в Туркменистане упор также будет сделан на поиске коррупционеров среди политической и деловой элиты. Эта информация в случае целесообразности может быть использована для расшатывания политической ситуации и дискредитации действующего руководства. Реализовывать этот замысел в Туркменистане будет НПО «Международный центр некоммерческого права» и QED Group, и недостатка материалов они, похоже, испытывать не будут. Первый камень в «туркменский огород» уже прилетел в виде «хлопкового» расследования OCCRP.

Видимо, в ближайшее время от «Международного центра некоммерческого права» и QED Group мы узнаем подробности «деятельности» старшей сестры президента — Мяхри, которая давно взяла под контроль розничную торговлю ювелирными изделиями в Туркменистане, установив новую процедуру регистрации для торговли ценными металлами. Казалось бы, новая процедура должна узаконить индустрию, однако вместо того, чтобы получать лицензии у соответствующих агентств, торговцы вынуждены стоять в очереди к Мяхри и выплачивать огромные за лицензии и оборудование, определяющее чистоту золота. Её муж Реджепов Анназар «держит» ресторанный и строительный бизнес.

Насколько можно судить по просачивающейся информации, другие сестры Г. Бердымухамедова со своими семьями официально или через подставных лиц также активно занимаются коммерческой деятельностью. Гульнабат с сыновьями «курирует» табачный и алкогольный бизнес, занимает существенную часть автомобильного рынка. Канал поставок бытовой техники из ОАЭ контролируется племянником президента, два других — владеют популярным столичным торговым центром «Импаш».

Уверена, это далеко не единственные слухи о коррупционных схемах многочисленных родственников туркменского президента, требующие проверки. А маститые в плане «цветных» революционных заделов американцы не преминут в случае чего использовать выявленные факты для нагнетания недовольства населения работой политического руководства. Последний раз такая практика наглядно сработала в Украине, которую после американских опытов можно назвать многострадальной.

Источник : Время Востока