"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, августа 14, 2016

До союза России, Азербайджана, Ирана и Турции еще далеко

Дипломатический марафон Путина: Азербайджан, Армения, Иран и Турция

Редакционная статья Iran.ru



12 августа 2016

Уходящая неделя в геополитическом календаре Южного Кавказа может запомниться надолго, Предпринятый президентом Путиным небывалый дипломатический марафон впечатляет. Хозяин Кремля с 8 по 10 августа провел переговоры с президентами Азербайджана, Армении, Ирана и Турции. Москва подтверждает свои намерения стать лидером региональной интеграции. От беспрецедентной дипломатической активности российского лидера ожидали многого, может быть, даже и невозможного, но сенсаций не произошло.

 США, теряя доминирование, готово ответить революцией в Армении

 Начнем с того, что продемонстрированная странами Южного Кавказа склонность к расширению сотрудничества с Россией ослабляет позиции США. Стратегия Вашингтона на Южном Кавказе в последние годы выстраивается с целью навредить России и Ирану, при этом со своей стороны американская администрация ничего взамен не предлагает.  Американцы не могут удовлетворить насущные запросы кавказских государств, подменяя реальные действия дипломатической риторикой, преимущественно, как обычно, с явной антироссийской направленностью.



В Америке разочаровалась даже Грузия, находящаяся под политической защитой НАТО и США, но так и не ставшая полноценным партнером Евро-Атлантического  альянса. Грузию не принимают в НАТО, однако военные связи с Тбилиси сохраняют, оставляя возможности для сдерживания России. В планах США строительство военно-морской базы для кораблей стран НАТО в акватории порта Поти. Однако этот замысел, скорее, останется на бумаге, членов НАТО, желающих вкладываться в этот американский проект, пока не нашлось. В Брюсселе резонно полагают, что для сдерживания Москвы в Черном море достаточно и возможностей турецкой военно-морской инфраструктуры. Проще сохранять в орбите Североатлантического влияния Турцию, чем затевать дорогостоящие инициативы по строительству новых баз в Грузии и в Украине.

 Схожая позиция у США и НАТО в отношении Азербайджана. По логике американской дипломатии достаточно поддерживать турецко-азербайджанский союз, чтобы Анкара могла оказывать нужное Западу влияние на Баку. Вашингтон явно сузил свой интерес к Азербайджану, что, впрочем, вполне соответствует общему курсу администрации президента Обамы, которая увлеклась изоляционизмом и пытается оставаться в стороне от разрешения ряда конфликтов и проблем без участия США. Карабахский конфликт в этом не является исключением.

 Что касается Армении, то здесь США наоборот активизировались, в эти дни появились сообщения, что Вашингтон готовит в этой стране цветную революцию. Допускается, что американские спецслужбы стремятся свергнуть правительство Сержа Саргсяна, чтобы уменьшить влияние России на Южном Кавказе. Понятно, что за резкой дестабилизацией обстановки в Армении неизбежно последует эскалация напряженности в отношениях между Ереваном и Баку, ибо наибольшая опасность для армянского руководства исходит от правых экстремистов и националистов, рвущихся к власти.

 Президент России провел встречу со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном 10 августа. Со стороны Кремля было бы неверным не проинформировать армянского президента о результатах беседы Путина  с главой Азербайджана по карабахскому урегулированию в Баку. Напомним, что Армения в настоящее время является ключевым союзником России в регионе, там расположена российская военная база России. Кроме того, обе страны являются членами Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

 США не случайно пытаются разыграть армянскую карту в противостоянии с Россией, ущерб от цветной революции в Армении для региональной безопасности может быть огромным. Этим обеспокоены не только Москва и Тегеран, Турция также опасается дестабилизации внутренней ситуации в Армении. В этом позиции президентов Путина и Эрдогана, хоть и по разным мотивам, но сходятся.

 По Сирии лед тронулся

 Свой первый зарубежный визит после неудавшейся попытки переворота в Турции Тайип Эрдоган совершил в Россию. Такой выбор турецкого президента, который 9 августа провел в Санкт-Петербурге переговоры с Владимиром Путиным, дал повод говорить о предпочтениях Эрдогана в пользу разворота от США и Евросоюза в сторону Москвы. Для попавшей  в изоляцию от Запада России это стало бы весьма кстати, внести раскол в ряды политических оппонентов Кремлю не помешало бы. Есть и другие причины российской заинтересованности в восстановлении отношений с Турцией, и даже в принципиально новом стратегическом содержании сотрудничества с Анкарой.



Если смотреть под геополитическим углом, то в первую очередь хотелось бы добиться от Турции отказа от непримиримой позиции на сирийском направлении. Здесь Анкара выступает за смещение президента Асада, оказывает военную поддержку его противникам, выступает против военного присутствия в Сирии России и Ирана. По итогам переговоров с Путиным турецкий президент, скорее, кардинально от этих постулатов в своей сирийской политике, вряд ли, отошел. По меньшей мере, никаких свидетельств, Путин и Эрдоган преодолели имеющиеся между ними фундаментальные разногласия, нет. Тем не менее, лед все-таки тронулся.

Россия и Турция создали трехсторонний механизм из представителей разведки, военных и дипломатических представителей с каждой стороны. Переговоры уже начались, российские военные на переговорах с коллегами из Анкары потребовали закрыть турецко-сирийскую границу. Россия готова предоставлять турецкой стороне спутниковые снимки мест, через которые проходит трафик оружия и боевиков. Генеральные штабы России и Турции установили «прямую линию» для предотвращения авиационных инцидентов. Это, конечно, не дает повода говорить, что не осталось разногласий, однако и не замечать турецкую готовность к диалогу тоже не стоит. Нужно попытаться развить и углубить взаимодействие с Турцией по Сирии, переговоры президентов в Санкт-Петербурге для этого создает базис. Другой ее плюс можно увидеть и в своевременности инициативы Путина пойти на встречу с Эрдоганом, России на сирийском треке пора переходить на повышенную скорость.

 Пока США, вернее, администрация президента Обамы отказывается напрямую воевать с армией Асада. Однако такая позиция Вашингтона долго не сохранится, с приходом в Белый дом нового хозяина или хозяйки США вполне вероятно откажутся от нерешительности Обамы и перейдут к  более активному военному участию в гражданской войне в Сирии. К примеру, кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон говорит о наращивании военного вмешательства, в том числе, о создании бесполетной зоны. Условия для ведения боевых действий российской авиационной группировки могут стать более ограниченными, а общее влияние на процессы сирийского урегулирования  может и снизиться. Решить разногласия с Турцией до наступления такого момента жизненно необходимо в ближайшее время.

 Отметим, что к активной работе Москвы с Анкарой по сирийской проблематике подключена иранская дипломатия. Министр иностранных дел Зариф отправился  в Турцию, в том числе и для встречи с президентом Эрдоганом. Накануне он разговаривал по телефону с российским коллегой Лавровым, что указывает на тесное взаимодействие России и Ирана в привлечении Турции на свою сторону. Если получится, то это может стать главным дипломатическим событием 2016 года.

Встреча в Баку реанимировала «Север-Юг», но готов ли к этому Иран

 В Баку, где 9 августа встречами с президентами Азербайджана и Ирана стартовал дипломатический марафон Путина, отсутствие Турции было не просто заметным, но и значительно сузило повестку проведенного трехстороннего саммита. Это можно считать еще одним аргументом в пользу налаживания тесного сотрудничества с Анкарой.



Без Турции обсуждали региональную безопасность, энергетику и транспорт, двусторонние отношения. В принятой по итогам саммита Декларации президентов перечислены и другие направления сотрудничества, из практических решений можно отметить согласие трех сторон на создание рабочих групп по отдельным направлениям сотрудничества. Однако наибольший интерес СМИ проявили к реанимации президентами транспортного коридора «Север — Юг». Санкции в отношении Ирана отменены, пришло время искать новые пути сотрудничества.

Начать решили с достройки железной дороги от иранского Решта до азербайджанской Астары, где предполагается строительство грузового терминала на границе Ирана и Азербайджана. РЖД и Россию для участия в этом проекте пока не пригласили даже для консультаций по поводу потенциальных грузопотоков, не говоря уже об инвестиционном участии, сообщил министр транспорта России М. Соколов. Однако и без российских капиталов деньги на достройку стальной магистрали нашлись.

Строительство участка железной дороги в Иране, необходимого для подсоединения этой страны к северной системе обойдется, по оценке главы Иранской компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Али Нурзада, обойдется в 1,1 млрд. долларов. По его словам, государственный Международный банк Азербайджана выделит 500 млн. долларов, оставшаяся доля в расходах будет финансироваться иранской стороной. Так как, железнодорожные системы России и Азербайджана уже соединены между собой, то российским путейцам остается ждать открытия этого участка.

 На первом этапе по коридору планируется ежегодно транспортировать 5 млн. тонн грузов, а в дальнейшем - более 10 млн. тонн. Помощник российского президента Юрий Ушаков заявил, что у транспортного коридора «Север - Юг» будут определенные преимущества перед существующими маршрутами, включая и тот, что проходит через Суэц. Как скоро получится отнять часть грузоперевозок у Суэцкого канала?

Ответа на этот вопрос следует ждать от иранских транспортников. Дело в том, что проблема не столько в присоединении иранской железной дороги к азербайджанской, а через нее и к российской системы, а в готовности Ирана привести свои внутренние магистрали в состояние, удовлетворяющее этим объемам намечаемых перевозок. В 2015 году Казахстан достроил через Туркмению свою железную дорогу, соединившую Центральную Азию с северо-востоком Ирана. Эффективность этого проекта оказалась крайне низкой, грузопоток вырос незначительно, зерновой терминал на иранской территории так и не заработал, обработка грузов занимает много времени и др. Железная дорога построена, а Казахстан, по-прежнему, в основном торгует с Ираном через морские порты Каспия или возит грузы автомобилями.

 Нет отдачи от этой ветки и в доставке грузов из Центральной Азии с иранские южные порты в Персидском заливе. Оказалось, что железные дороги Ирана не подготовлены для перевозки контейнеров, имеют лишь один путь (80%) и практически не электрифицированы. Да и общая протяженность иранских железных дорог не впечатляет, всего 8 тысяч км. Со слабо развитым логистическим обслуживанием. Без решения этих проблем рассчитывать на международное транзитное использование иранских железных дорог нет смысла, а для их неотложного решения придется инвестировать как минимум 20 млрд. долларов. Есть ли эти средства у истощенной санкциями иранской экономики?

******

 Путин – не волшебник, способный в одно мгновенье примерить Армению и Азербайджан, или склонить к рукопожатию Турцию и Иран на сирийском поле боя. Тем не менее, Москве удалось придать новые импульсы отношениям доминирующих в регионе игроков, пусть и заочно, как в случае с Баку и Ереваном, или Анкарой и Тегераном. До формального союза России, Азербайджана, Ирана и  Турции, правда, еще далеко,   однако отрицать то, что переговоры в Баку, Петербурге и Москве обозначили активность российской политики на Южном Кавказе, вряд ли, есть основания. Дипломатический марафон России по этому маршруту продолжается.

Iran.ru